Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев информацию Заказчика Комитета ЖКХ администрации Балашовского муниципального района о включении ИП Варданян М.Т. в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона N 0360300052822000068 "Выполнение работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог улично-дорожной сети на территории муниципального образования город Балашов" (далее - Информация).
УСТАНОВИЛА:
06.07.2022 Комитет ЖКХ администрации Балашовского муниципального района (далее - Заказчик) представило в Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) информацию о включении ИП Варданян М.Т. в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона N 0360300052822000068 "Выполнение работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог улично-дорожной сети на территории муниципального образования город Балашов" (далее - Аукцион).
Изучив представленную информацию и документы, заслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении информации и проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
22.03.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок и на сайте электронной площадки было размещено извещение о проведении Аукциона.
Заказчиком Аукциона является Комитет ЖКХ администрации Балашовского муниципального района (далее-Заказчик).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 7 026 493,20 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 01.04.2022 NИЭА1 ИП Варданян М.Т. (далее- ИП, Подрядчик) признан победителем Аукциона.
12.04.2022 Комитет ЖКХ администрации Балашовского муниципального района и ИП Варданян М.Т. заключили контракт N 0360300052822000068 на сумму 6 991 360,73 руб. (далее - Контракт).
Согласно п. 1.1 Контракта Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог улично-дорожной сети на территории муниципального образования город Балашов в рамках реализации муниципальной программы "Развитие дорожного хозяйства муниципального образования город Балашов".
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с п. 10.7 Контракта расторжение Контракта в связи с односторонним отказом стороны Контракта от исполнения осуществляется в соответствии с частями 8-11, 13-19, 21-23 статьи 95 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 года N 44-ФЗ.
09.06.2022 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Подпунктом "а" пункта 3 части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 360-ФЗ) предусмотрено, что с 1 января до 1 июля 2022 года в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также закрытые электронные процедуры), заказчик а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона); б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона; в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта;.
Из представленной Информации следует, что по результатам направления решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, Решение ИП не получено.
В соответствии с ч.13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым 05.07.2022.
Заказчик уведомлен о рассмотрении надлежащим образом (уведомление направлено на эл. Почту, указанную в ЕИС) на рассмотрение, назначенное на 12.07.2022 в 16.00 (МСК+1) пояснений не представил, представителей Заказчика для рассмотрения Информации посредством ВКС и лично - не обеспечил. Заказчиком на почту Саратовского УФАС России направлено ходатайство о перерыве в рассмотрении информации. Комиссией принято решение об объявлении перерыва в рассмотрении информации. Рассмотрение продолжилось 13.07.2022 в 15.00 (МСК+1). Заказчиком направлены документы для рассмотрения информации, явка представителя не обеспечена, направлено ходатайство о рассмотрении информации в отсутствии представителя Заказчика.
Согласно письменным пояснениям Заказчика, в период с 12.04.2022 по 19.05.2022 подрядчик к работам не приступал, о чем был составлен акт от 20.05.2022 в отсутствии подрядчика, в котором указано, что по состоянию на 20.05.2022 имеются сведения о начале выполнения работ.
13.05.2022 Заказчиком в адрес подрядчика была направлена претензия от
13.05.2022 N369, в которой указано о нарушении сроков выполнения работ (пп.2.1,
2.2 Контракта).
26.05.2022 Заказчиком составлен акт о ненадлежащем исполнении подрядчиком обязательств, в котором указано о начале выполнения работ подрядчиком, а также о нарушениях в выполнении работ, установленных представителем службы строительного контроля ООО "СНИП-СТ". По данному факту подрядчику выдано предписание об устранении нарушений от 25.05.2022.
31.05.2022 и 03.06.2022 службой строительного контроля были выданы предписания об устранении нарушений.
На основании изложенного, 09.06.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями контракта, в частности п.2.1, п. 5.2.1.
Необходимо отметить, что согласно п. 2.1. Контракта календарные сроки выполнения работ определены сторонами: 1 этап, с момента подписания муниципального контракта по 01 июля 2022 года, в соответствии с графиком выполнения работ (приложение N 3 к контракту).
Графиком выполнения работ установлены сроки выполнения работ: с момента подписания муниципального контракта по 01 июля 2022 года.
Согласно п.5.2.1 Контракта Подрядчик обязан выполнить принятые на себя обязательства в соответствии со сметными расчетами стоимости работ, с условиями настоящего Контракта и всех приложений к нему.
Согласно пояснениям представителя ИП Варданян М.Т. работы не были выполнены в полном объеме в связи с форс-мажорными обстоятельствами в виде ливневых дождей. Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта ИП не получала.
Согласно пп. 8.1, 8.2 Контракта ни одна из Сторон не будет нести ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по настоящему Контракту, если это явилось следствием форс-мажорных обстоятельств (действий непреодолимых сил, которые не зависят от воли Сторон), в том числе международных санкций, валютных ограничений или запретительных государственных актов, носящих общий характер и возникших после заключения настоящего Контракта.
Если любое из этих обстоятельств непосредственно повлияло на срок исполнения своих обязательств одной из Сторон, то срок, оговоренный в Контракте, соразмерно продлевается на время действия соответствующего обстоятельства, но не более чем на 1 (один) календарный месяц.
Согласно п. 8.5 Контракта доказательством наличия указанных выше обстоятельств и их продолжительности будут служить письменные документы, выдаваемые соответствующими государственными органами.
29.06.2022 ИП в адрес Заказчика направлено уведомление о наличии форсмажорных обстоятельств с просьбой продлить сроки выполнения контракта на месяц с приложением письма Саратовского ЦГМС-филиала Приволжского УГМС от 24.06.2022 N467, согласно которому в период с 15.04.2022 по 23.06.2022 в г. Балашов наблюдались дожди (5 дней) и ливневые дожди (22 дня), что не позволяло выполнять Исполнителю свои обязательства по Контракту. Согласно ГОСТ Р 588312020 и Отраслевому дорожному методическому документу, неблагоприятными погодными условиями являются условия, при которых имеет место выпадение осадков в виде дождя.
Уведомление было получено Заказчиком нарочно 29.06.2022. Согласно пояснениям представителя ИП до настоящего момента от Заказчика не поступил ответ на данное уведомление. Исполнителем по данному Контракту выполнен большой объем работы и срок, указанный в уведомлении о наличии форс-мажорных обстоятельствах позволил бы исполнить Контракт в полном объеме.
Согласно п.6 Решения об одностороннем отказе представителем службы строительного контроля 31.05.2022 были выявлены нарушения подрядчиком обязательств по исполнению контракта и выдано предписание об устранении нарушения в присутствии представителя подрядной организации.
В ходе рассмотрения информации представитель ИП Варданян М.Т. сообщила, что представители подрядчика не присутствовали при составлении акта и выдаче предписания, о проведении проверок и выявленных нарушениях не знали.
Учитывая все вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, что ИП Варданян М.Т. не имела намерений на уклонение от исполнения контракта.
Санкция, вменяемая антимонопольным органом, влечет для участника торгов значительные неблагоприятные последствия, в том числе экономического характера, поскольку в будущем может ограничить права такого участника на участие в торгах по размещению государственных и муниципальных закупок.
Такая мера ответственности, как включение в реестр недобросовестных поставщиков, в рассматриваемом случае не отвечает целям реализации ведения реестра, поскольку у Комиссии отсутствуют сведения об уклонении ИП Варданян М.Т. от исполнения контракта.
Аналогичная позиция изложена Президиумом Верховного суда Российской Федерации в обзоре судебной практике от 28 июня 2017 года.
На основании вышеизложенного, исходя из анализа представленных пояснений и информации у Комиссии Саратовского УФАС России отсутствуют сведения, свидетельствующие об уклонении ИП Варданян М.Т. от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Информацию, представленную Комитетом ЖКХ администрации Балашовского муниципального района, в отношении ИП Варданян М.Т. в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 13 июля 2022 г. N 64-188
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.07.2022