На основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
Инспекция Саратовского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) в составе:
провела внеплановую проверку на предмет соблюдения Заказчиком ГУЗ "Саратовская областная детская клиническая больница" и Уполномоченным учреждением ГКУСО "Государственное агентство по централизации закупок" законодательства Российской Федерации и иных нормативно правовых актов о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона N 0860200000821005258 "Выполнение авиационных работ в целях оказания медицинской помощи на территории Российской Федерации для нужд ГУЗ "Саратовская областная детская клиническая больница" (далее - Аукцион).
Срок проведения проверки: с 05.07.2022 по 19.07.2022 включительно.
Цель проверки: соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок при проведении закупки.
Внеплановая проверка проведена по сведениям и материалам, размещенным на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, а также представленными сторонами.
Рассмотрев имеющиеся материалы и сведения, Инспекция
УСТАНОВИЛА:
В Саратовское УФАС России из ФАС России перенаправлено обращение Авиационного альянса "Аэрохимфлот" (далее - Заявитель) на действия Заказчика ГУЗ "Саратовская областная детская клиническая больница" и Уполномоченного учреждения ГКУСО "Государственное агентство по централизации закупок" законодательства Российской Федерации и иных нормативно правовых актов о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона N 0860200000821005258 "Выполнение авиационных работ в целях оказания медицинской помощи на территории Российской Федерации для нужд
ГУЗ "Саратовская областная детская клиническая больница".
Заявитель сообщает, что структуры ДОСААФ России допускаются к участию в государственных закупках и признаются победителями в торгах на проведение авиационных работ в гражданской авиации при отсутствии у них обязательных документов (сертификатов эксплуатанта), выдаваемых уполномоченным государственным органом власти. Полагает, что в действиях заказчика могут содержаться признаки нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), основанного на неправильном толковании ст. 114 ВК РФ (авиационные работы в гражданской авиации) и п. 334 Федеральных авиационных правил производства полётов государственной авиации, утверждённых приказом Министра обороны Российской Федерации от 24.09.2004 N 275 (специальные авиационные работы в специальной государственной авиации).
Представитель Уполномоченного учреждения пояснил, что в извещении установлено требование о предоставлении участниками закупки документов. При этом единственный участник представил все необходимые документы, соответствовал выставленным требованиям, что не позволяло на законных основаниях не допускать участника к торгам. Считает, что в действиях Уполномоченного учреждения отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе.
Заказчик в ходе рассмотрения пояснил, что при участии в закупке победитель аукциона представил необходимые документы, в связи с чем его заявка была обоснованно допущена. Считает, что в действиях Заказчика и Единой комиссии отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе.
Представитель Заявителя на рассмотрении материалов внеплановой проверки сообщил, что поддерживает доводы, указанные в обращении. Представитель Заявителя указал, что ДОСААФ не относится к государственной авиации и не имеет обязательных для гражданской авиации документов (сертификат эксплуатанта).
Изучив имеющиеся сведения и документы, Инспекция провела внеплановую проверку и пришла к следующим выводам:
04.08.2021 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении Аукциона.
Заказчиком Аукциона является ГУЗ "Саратовская областная детская клиническая больница" (далее - Заказчик).
Уполномоченное учреждение - ГКУСО "Государственное агентство по централизации закупок".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 453 200,04 рублей.
Согласно ч. 1 ст. 59 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в редакции на момент размещения извещения под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу ч. 9 ст. 31 Закона о контрактной системе отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Документацией Электронного аукциона предусмотрены следующие требования к участникам закупок:
"Участник закупки должен иметь действующий сертификат эксплуатанта на выполнение авиационных работ с указанием в спецификации вида авиационных работ:
- работы с целью оказания медицинской помощи: а) доставка больных и медицинского персонала, в случае, если участник закупки является субъектом гражданской авиации или иной документ, подтверждающий полномочия участника на выполнение авиационных работ, в случае, если участник закупки является субъектом государственной авиации.
Копия документа предоставляется в составе второй части заявки".
Из Протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 16.08.2021 N0860200000821005258-4 следует, что на участие в Аукционе подана 1 заявка.
В составе заявки с идентификационным номером 1 (ПОУ "Саратовский авиационный-спортивный клуб им. Ю.А. Гагарина общероссийской общественногосударственной организации "ДОСААФ России") не предоставлено действующее свидетельство (сертификат) эксплуатанта, содержащее основные сведения о разрешенных эксплуатанту условиях эксплуатации воздушных судов и обеспечения полетов, необходимое к предоставлению для гражданской авиации.
В соответствии с ч. 1 ст. 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно ч. 2 ст. 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей.
В соответствии с ч. 6 ст. 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотренычастью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным всоответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми всоответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Частью 8 ст. 69 Закона о контрактной системе предусмотрено, что результаты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе фиксируются в протоколе подведения итогов такого аукциона, который подписывается всеми участвовавшими в рассмотрении этих заявок членами аукционной комиссии, и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, размещаются заказчиком на электронной площадке и в единой информационной системе.
Согласно Протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 16.08.2021 N0860200000821005258-4 контракт заключается с ПОУ "Саратовский авиационный-спортивный клуб им. Ю.А. Гагарина общероссийской общественно-государственной организации "ДОСААФ России".
Целью закупки является осуществление санитарно-авиационной эвакуации пациентов.
В соответствии с пунктом 3 Правил осуществления медицинской эвакуации при оказании скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утвержденных Приказом Минздрава России от 20.06.2013 N 388н "Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи" (далее - Правила), медицинская эвакуация включает в себя санитарно-авиационную эвакуацию, осуществляемую воздушными судами.
Эвакуация пациентов согласно пункту "А1" Приложения "А" к ГОСТ Р 542652010 "Национальный стандарт Российской Федерации. Воздушный транспорт. Авиационные работы. Классификация" относится к авиационной работе "доставка больных и медицинского персонала".
Правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации закреплены в Воздушном кодексе РФ. Государственное регулирование использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации направлено на обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, авиационных работах, а также на обеспечение обороны и безопасности государства, охраны интересов государства, безопасности полетов воздушных судов, авиационной и экологической безопасности.
Частью 1 статьи 22 Воздушного кодекса РФ предусмотрено, что к государственной авиации относится авиация, используемая в целях осуществления функций государства и обеспечения решения указанных в данном пункте задач военных и специальных. Государственная авиация, используемая для решения возложенных на федеральные органы исполнительной власти задач в области обеспечения безопасности Российской Федерации, сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, сфере внутренних дел, а также в областях таможенного дела, космической деятельности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах и пожарной безопасности, относится к государственной авиации специального назначения.
Выполнение авиационных работ регулируется Приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации" (далее - ФАП 128) и Приказом Министра обороны РФ от 24.09.2004 N 275 "Об утверждении
Федеральных авиационных правил производства полетов государственной авиации" (далее - ФАП 275) для гражданской и государственной авиации соответственно.
Таким образом, выполнение авиационных работ возможно как силами гражданской, так и силами государственной авиации.
Частью 2 статьи 22 Воздушного кодекса РФ предусмотрено, что использование государственной авиации в коммерческих целях осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2009 N 973 "Об Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" предусмотрено, что ДОСААФ России выполняет, в том числе такие государственные задачи, как выполнение разного рода авиационных работ; участие в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций; содержание объектов инфраструктуры ДОСААФ России в целях выполнения задач в период мобилизации и в военное время. Авиацию, используемую организацией, входящей в структуру ДОСААФ России, для выполнения авиационных работ в порядке участия в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций, следует относить к государственной авиации, за исключением тех случаев, когда ее суда непосредственно зарегистрированы в реестре воздушных судов гражданской авиации.
Частью 3 статьи 61 Воздушного кодекса РФ предусмотрено, что эксплуатант гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта.
Частью 4 статьи 61 Воздушного кодекса РФ предусмотрено, что использование физическим лицом, юридическим лицом воздушного судна в целях, определенных для государственной авиации и (или) экспериментальной авиации, а также использование легкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения либо сверхлегкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения не влечет за собой обязанность получения физическим лицом, юридическим лицом сертификата (свидетельства) эксплуатанта или эквивалентного этому сертификату (свидетельству) документа.
Таким образом, Воздушный кодекс РФ освобождает организации государственной авиации от необходимости получения сертификата эксплуатанта или эквивалентного такому сертификату документа.
Необходимо отметить, что сертификат эксплуатанта на авиационные работы и разрешение на выполнение авиационных работ выполняют одну функцию - допуск субъекта к выполнению определенных видов авиационных работ.
В составе заявки участника было приложено Постановление Правительства РФ от 28.11.2009 N 973 "Об Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" (далее - Постановление N 973).
Согласно пункту 2 Постановления N 973 ДОСААФ России выполняет следующие государственные задачи:
"д) летная подготовка курсантов летных образовательных учреждений профессионального образования, поддержание надлежащего уровня натренированности летного и инженерно-технического состава, а также выполнение иных видов авиационных работ".
При этом, на стадии рассмотрения заявок и принятии решения о соответствии заявки ПОУ "Саратовский авиационный-спортивный клуб им. Ю.А. Гагарина общероссийской общественно-государственной организации "ДОСААФ России" Комиссия Заказчика проводит рассмотрение заявок в объеме тех сведений, которые участник закупки представил в составе заявки.
Положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена обязанность Комиссии осуществлять действия по проверке достоверности, содержащейся в заявках участников закупки информации.
Предоставленное комиссии по рассмотрению заявок право отклонить поданную заявку в случае обнаружения в ней недостоверных сведений свидетельствует о том, что располагать такой информацией заказчик должен непосредственно на момент принятия соответствующего решения, причем располагать именно доказательствами такой недостоверности, но не руководствоваться предположениями.
Кроме того, частью 1 статьи 46 Закона о контрактной системе установлено, что проведение переговоров заказчиком, членами комиссий по осуществлению закупок с участником закупки в отношении заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, в том числе в отношении заявки, окончательного предложения, поданных таким участником, не допускается до выявления победителя указанного определения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Таким образом, представленные в заявке единственного участника документы соответствуют условиям закупки, в связи с чем в действиях единой комиссии, признавшей заявку соответствующей, отсутствуют нарушения Закона о контрактной системе.
Учитывая вышеизложенное и на основании ч. 22 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Инспекция Саратовского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок,
Р Е Ш И Л А:
В действиях Заказчика ГУЗ "Саратовская областная детская клиническая больница" и Уполномоченного учреждения ГКУСО "Государственное агентство по централизации закупок" законодательства Российской Федерации и иных нормативно правовых актов о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона N 0860200000821005258 "Выполнение авиационных работ в целях оказания медицинской помощи на территории Российской Федерации для нужд ГУЗ "Саратовская областная детская клиническая больница" нарушений не выявлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 18 июля 2022 г. N 064/06/99-601/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.07.2022