На основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
провела внеплановую проверку на предмет соблюдения Заказчиком ГУЗ "Саратовская областная детская клиническая больница" законодательства Российской Федерации и иных нормативно правовых актов о контрактной системе в сфере закупок при проведении запроса котировок N 0360200034821000527 ""Выполнение авиационных работ в целях оказания медицинской помощи на территории Российской Федерации для нужд ГУЗ "Саратовская областная детская клиническая больница" (далее - Запрос котировок).
Срок проведения проверки: с 05.07.2022 по 19.07.2022 включительно.
Цель проверки: соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок при проведении закупки.
Внеплановая проверка проведена по сведениям и материалам, размещенным на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, а также представленными сторонами.
Рассмотрев имеющиеся материалы и сведения, Инспекция
УСТАНОВИЛА:
В Саратовское УФАС России из ФАС России перенаправлено обращение Авиационного альянса "Аэрохимфлот" (далее - Заявитель) на действия Заказчика ГУЗ "Саратовская областная детская клиническая больница" законодательства Российской Федерации и иных нормативно правовых актов о контрактной системе в сфере закупок при проведении запроса котировок N 0360200034821000527 "Выполнение авиационных работ в целях оказания медицинской помощи на территории Российской Федерации для нужд ГУЗ "Саратовская областная детская клиническая больница".
Заявитель сообщает, что структуры ДОСААФ России допускаются к участию в государственных закупках и признаются победителями в торгах на проведение авиационных работ в гражданской авиации при отсутствии у них обязательных документов (сертификатов эксплуатанта), выдаваемых уполномоченным государственным органом власти. Полагает, что в действиях заказчика могут содержаться признаки нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), основанного на неправильном толковании ст. 114 ВК РФ (авиационные работы в гражданской авиации) и п. 334 Федеральных авиационных правил производства полётов государственной авиации, утверждённых приказом Министра обороны Российской Федерации от 24.09.2004 N 275 (специальные авиационные работы в специальной государственной авиации).
Заказчик в ходе рассмотрения пояснил, что при участии в закупке победитель запроса котировок представил необходимые документы, в связи с чем его заявка была обоснованно допущена. Считает, что в действиях Заказчика и Единой комиссии отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе.
Представитель Заявителя на рассмотрении материалов внеплановой проверки сообщил, что поддерживает доводы, указанные в обращении. Представитель Заявителя указал, что ДОСААФ не относится к государственной авиации и не имеет обязательных для гражданской авиации документов (сертификат эксплуатанта).
Изучив имеющиеся сведения и документы, Инспекция провела внеплановую проверку и пришла к следующим выводам:
21.07.2021 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении Запроса котировок.
Заказчиком Запроса котировок является ГУЗ "Саратовская областная детская клиническая больница" (далее - Заказчик).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 503 530,00 рублей.
Согласно ч. 1 ст. 82.1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в редакции на момент размещения извещения под запросом котировок в электронной форме понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупке сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок в электронной форме, победителем такого запроса признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товара, работы, услуги и соответствующий требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме.
В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 82.2 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме должны содержаться, в том числе требования, предъявляемые к участникам запроса котировок в электронной форме, и исчерпывающий перечень информации и электронных документов, которые должны быть представлены участниками такого запроса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в электронной форме в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе (ред. от 30.12.2020) при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу ч. 9 ст. 31 Закона о контрактной системе отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
Извещением Запроса котировок предусмотрены следующие требования к участникам закупок:
"Участник закупки должен иметь действующий сертификат эксплуатанта на выполнение авиационных работ с указанием в спецификации вида авиационных работ:
- работы с целью оказания медицинской помощи:
а) доставка больных и медицинского персонала, в случае, если участник
закупки является субъектом гражданской авиации или иной документ, подтверждающий полномочия участника на выполнение авиационных работ, в случае, если участник закупки является субъектом государственной авиации.
Копия документа предоставляется в составе заявки".
Из Протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 29.07.2021 NИЗК1 следует, что на участие в закупке подана 1 заявка.
В составе заявки с номером 1 (ПОУ "Саратовский авиационный-спортивный клуб им. Ю.А. Гагарина общероссийской общественногосударственной организации "ДОСААФ России") не предоставлено действующее свидетельство (сертификат) эксплуатанта, содержащее основные сведения о разрешенных эксплуатанту условиях эксплуатации воздушных судов и обеспечения полетов, необходимое к предоставлению для гражданской авиации.
Согласно ч.3 ст.82.4 Закона о контрактной системе заявка участника запроса котировок в электронной форме отклоняется котировочной комиссией в случае:
1) непредоставления документов и (или) информации, предусмотренныхчастью 9 статьи 82.3 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации, за исключением информации и электронных документов, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 части 9 статьи 82.3 настоящего Федерального закона, кроме случая закупки товаров, работ, услуг, в отношении которых установлен запрет, предусмотренный статьей 14 настоящего Федерального закона;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 9 статьи 82.3 настоящего Федерального закона, требованиям извещения о проведении такого запроса.
Согласно ч.4 ст.82.4 Закона о контрактной системе отклонение заявки на участие в запросе котировок в электронной форме по основаниям, не предусмотренным частью 3 настоящей статьи, не допускается.
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 29.07.2021 NИЗК1 контракт заключается с ПОУ "Саратовский авиационный-спортивный клуб им. Ю.А. Гагарина общероссийской общественногосударственной организации "ДОСААФ России".
Целью закупки является осуществление санитарно-авиационной эвакуации пациентов.
В соответствии с пунктом 3 Правил осуществления медицинской эвакуации при оказании скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, утвержденных Приказом Минздрава России от 20.06.2013 N 388н "Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи" (далее - Правила), медицинская эвакуация включает в себя санитарно-авиационную эвакуацию, осуществляемую воздушными судами.
Эвакуация пациентов согласно пункту "А1" Приложения "А" к ГОСТ Р 542652010 "Национальный стандарт Российской Федерации. Воздушный транспорт. Авиационные работы. Классификация" относится к авиационной работе "доставка больных и медицинского персонала".
Правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации закреплены в Воздушном кодексе РФ. Государственное регулирование использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации направлено на обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, авиационных работах, а также на обеспечение обороны и безопасности государства, охраны интересов государства, безопасности полетов воздушных судов, авиационной и экологической безопасности.
Частью 1 статьи 22 Воздушного кодекса РФ предусмотрено, что к государственной авиации относится авиация, используемая в целях осуществления функций государства и обеспечения решения указанных в данном пункте задач военных и специальных. Государственная авиация, используемая для решения возложенных на федеральные органы исполнительной власти задач в области обеспечения безопасности Российской Федерации, сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, сфере внутренних дел, а также в областях таможенного дела, космической деятельности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах и пожарной безопасности, относится к государственной авиации специального назначения.
Выполнение авиационных работ регулируется Приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации" (далее - ФАП 128) и Приказом Министра обороны РФ от 24.09.2004 N 275 "Об утверждении Федеральных авиационных правил производства полетов государственной авиации" (далее - ФАП 275) для гражданской и государственной авиации соответственно.
Таким образом, выполнение авиационных работ возможно как силами гражданской, так и силами государственной авиации.
Частью 2 статьи 22 Воздушного кодекса РФ предусмотрено, что использование государственной авиации в коммерческих целях осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2009 N 973 "Об Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" предусмотрено, что ДОСААФ России выполняет, в том числе такие государственные задачи, как выполнение разного рода авиационных работ; участие в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций; содержание объектов инфраструктуры ДОСААФ России в целях выполнения задач в период мобилизации и в военное время. Авиацию, используемую организацией, входящей в структуру ДОСААФ России, для выполнения авиационных работ в порядке участия в ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций, следует относить к государственной авиации, за исключением тех случаев, когда ее суда непосредственно зарегистрированы в реестре воздушных судов гражданской авиации.
Частью 3 статьи 61 Воздушного кодекса РФ предусмотрено, что эксплуатант гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта.
Частью 4 статьи 61 Воздушного кодекса РФ предусмотрено, что использование физическим лицом, юридическим лицом воздушного судна в целях, определенных для государственной авиации и (или) экспериментальной авиации, а также использование легкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения либо сверхлегкого гражданского воздушного судна авиации общего назначения не влечет за собой обязанность получения физическим лицом, юридическим лицом сертификата (свидетельства) эксплуатанта или эквивалентного этому сертификату (свидетельству) документа.
Таким образом, Воздушный кодекс РФ освобождает организации государственной авиации от необходимости получения сертификата эксплуатанта или эквивалентного такому сертификату документа.
Необходимо отметить, что сертификат эксплуатанта на авиационные работы и разрешение на выполнение авиационных работ выполняют одну функцию - допуск субъекта к выполнению определенных видов авиационных работ.
В составе заявки участника было приложено Постановление Правительства РФ от 28.11.2009 N 973 "Об Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" (далее - Постановление N 973).
Согласно пункту 2 Постановления N 973 ДОСААФ России выполняет следующие государственные задачи:
"д) летная подготовка курсантов летных образовательных учреждений профессионального образования, поддержание надлежащего уровня натренированности летного и инженерно-технического состава, а также выполнение иных видов авиационных работ".
При этом, на стадии рассмотрения заявок и принятии решения о соответствии заявки ПОУ "Саратовский авиационный-спортивный клуб им. Ю.А. Гагарина общероссийской общественно-государственной организации "ДОСААФ России" Комиссия Заказчика проводит рассмотрение заявок в объеме тех сведений, которые участник закупки представил в составе заявки.
Положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена обязанность Комиссии осуществлять действия по проверке достоверности, содержащейся в заявках участников закупки информации.
Предоставленное комиссии по рассмотрению заявок право отклонить поданную заявку в случае обнаружения в ней недостоверных сведений свидетельствует о том, что располагать такой информацией заказчик должен непосредственно на момент принятия соответствующего решения, причем располагать именно доказательствами такой недостоверности, но не руководствоваться предположениями.
Кроме того, частью 1 статьи 46 Закона о контрактной системе установлено, что проведение переговоров заказчиком, членами комиссий по осуществлению закупок с участником закупки в отношении заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, в том числе в отношении заявки, окончательного предложения, поданных таким участником, не допускается до выявления победителя указанного определения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Таким образом, представленные в заявке единственного участника документы соответствуют условиям закупки, в связи с чем в действиях единой комиссии, признавшей заявку соответствующей, отсутствуют нарушения Закона о контрактной системе.
Учитывая вышеизложенное и на основании ч. 22 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Инспекция Саратовского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок,
Р Е Ш И Л А:
В действиях Заказчика ГУЗ "Саратовская областная детская клиническая больница" законодательства Российской Федерации и иных нормативно правовых актов о контрактной системе в сфере закупок при проведении запроса котировок N 0360200034821000527 ""Выполнение авиационных работ в целях оказания медицинской помощи на территории Российской Федерации для нужд ГУЗ "Саратовская областная детская клиническая больница" нарушений не выявлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 18 июля 2022 г. N 064/06/99-607/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.07.2022