Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Бурятского УФАС России) в составе:
<_>
в присутствии представителя заказчика <_>., представителя заявителя <_>.,
рассмотрев жалобы ИП <_> на положения извещения электронного аукциона - Экологическая тропа "Тропа здоровья", с реестровым номером - 0302100006922000014, и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Закон о контрактной системе), руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
у с т а н о в и л а:
Из жалоб следует, что заказчиком в извещении о закупке неправомерно установлено требование о том, что участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации (СРО) в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, поскольку, по мнению заявителей, объект закупки не является объектом капитального строительства.
Заявитель ИП <_> указывает, что Заказчик не установил дополнительное требование к участникам закупки с применением приложения N 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571) Просит признать жалобу обоснованной и выдать предписание.
В результате рассмотрения жалоб и изучения представленных документов и пояснений, Комиссия Бурятского УФАС России установила следующее.
06.07.2022 на официальном сайте в Единой информационной системе размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0302100006922000014. Начальная (максимальная) цена контракта - 14 933 300,00 рублей.
1. Частью 1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Таким образом, для выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства участник закупки должен быть членом соответствующей СРО (СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства), за исключением предусмотренных законом случаев (части 2.1, 2.2 статьи 52 ГрК РФ).
Частью 1 статьи 55.8 ГрК РФ определено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно Федеральному закону от 03.07.2016 N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.07.2017 не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В информационной карте извещения о закупке установлено, что участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации (СРО) в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Включение таких требований в извещение о закупке заказчик обосновал в своих возражениях, представленных в материалы дела.
Так, из письменных пояснений заказчика следует, что состав объекта согласно техническому заданию: Деревянный тротуар; Смотровые площадки (3 смотровых площадки); Металлические лестницы и площадки; Металлический мост; Информационные щиты 30 шт. в том числе с аудиогидом 3 шт.; Указатели; Пост для инспекторов; Туалеты (2 шт.); Беседка; Навес на информационной площадке. В техническом задании и локально-сметном расчете предусмотрены земляные работы, демонтаж, монтаж, бетонные работы, строительство пешеходного моста. В указанной закупке проводятся работы по строительству объекта капитального строительства - моста.
Проанализировав представленные в материалы дела документы и сведения, исходя из пояснений Заказчика, Комиссия приходит к выводу, что объект рассматриваемой закупки является объектом капитального строительства, что в силу прямого указания части 2 статьи 52 ГрК РФ требует наличия у их исполнителя специальной правоспособности в виде членства в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
При указанных обстоятельствах Заказчиком правомерно установлено требование к участникам закупки о членстве СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Комиссия УФАС России отмечает, что Заявителем не представлено однозначных и бесспорных доказательств того, что объект закупки не относится к объекту капитального строительства, а также податель жалобы не обосновал и не представил доказательств, каким образом рассматриваемое обстоятельство нарушает права и законные интересы как самого Заявителя, так и иных участников закупки.
Следовательно, доводы Заявителя о нарушении Заказчиком требований Закона в ходе заседания Комиссии своего подтверждения не нашли.
2. В силу пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Постановлением N 2571 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению N 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему постановлению.
В соответствии с пунктом 10 Приложения N 1 к Постановлению N 2571 к участнику закупки, предметом которой является выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта), установлены следующие дополнительные требования о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В извещении об электронном аукционе к участникам закупки не установлено указанное дополнительное требование, предусмотренное частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе и пунктом 10 Приложения N 1 к Постановлению N 2571.
Довод Заявителя признается обоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2012 N 727/14, Комиссия Бурятского УФАС России
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ИП <_>. необоснованной.
2. Признать жалобу ИП <_> частично обоснованной.
3. Признать Заказчика нарушившим требования пункт 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
4. Выдать обязательное для исполнения предписание.
5. По факту выявленного нарушения передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 21 июля 2022 г. N 003/06/31-589/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.07.2022