Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - Амурское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе: Дегодьева А.С. - руководителя управления, председателя Комиссии; Стрелковой Е.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок; Левченко И.И. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок; Каляминой Ю.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
в присутствии представителей от заказчика и уполномоченного органа действующих на основании доверенности,
(лицам, присутствующим на заседании комиссии, разъяснены права, порядок рассмотрения дела, сообщено о ведении аудио- и видеозаписи заседания Комиссии Амурского УФАС России),
в отсутствие общества с ограниченной ответственностью "Теплообмен" (лицо о дате и времени рассмотрения настоящего дела уведомлено надлежащим образом),
в связи с угрозой распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", а также в целях обеспечения соблюдения положений Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", постановлений Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 января 2020 г. N 2 "О дополнительных мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV", от 2 марта 2020 г. N 5 "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" заседание Комиссии Амурского УФАС России осуществлено в дистанционном режиме, без очного участия представителей заинтересованных сторон, посредством плагина "TrueConf" в режиме видеоконференцсвязи,
рассмотрела поступившую в Амурское УФАС России жалобу от общества с ограниченной ответственностью "Теплообмен" (далее - ООО "Теплообмен") на действия муниципального заказчика - Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Благовещенска и уполномоченного органа - администрации города Благовещенска при осуществлении закупки способом электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на поставку пароводяных подогревателей, объявленной извещением от 29.06.2022 N 0123300008222000294 на электронной площадке РТС-тендер http://www.rts-tender.ru, выразившиеся, по мнению заявителя, в нарушении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Федеральный закон).
Из жалобы заявителя следует, что документы электронного аукциона не соответствуют требованиям законодательства.
Представители заказчика и уполномоченного органа с доводами, заявленными в жалобе, не согласились. Представили письменные возражения, которые приобщены к материалам дела. Просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия Амурского УФАС России, рассмотрев жалобу, исследовав материалы дела, проведя в соответствии с частями 3, 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
29.06.2022 уполномоченным органом - администрацией города Благовещенска по заявке муниципального заказчика - Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Благовещенска на электронной площадке ООО "РТС-тендер" www.rts-tender.ru опубликовано извещение N 0123300008222000294 на поставку пароводяных подогревателей.
Соответствующая информация размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 16 213 750,00 рублей.
Дата и время окончания подачи заявок - 29.06.2022 в 15:08, дата и время окончания срока подачи заявок - 07.07.2022, Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги -07.07.2022, дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 11.07.2022.
Согласно протоколу подведения итогов от 11.07.2022 на участие в закупке поступило две заявки, победителем признан участник закупки с порядковым номером 112223957.
Комиссия Амурского УФАС России, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчиком при описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчиком при описании объекта закупки указывается использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009 основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки. Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Законодательство о контрактной системе допускает самостоятельное формирование заказчиком своей закупки, исходя из потребностей последнего. При описании товара заказчик вправе указывать характеристики товара, требования к объекту закупок, которые являются определяющими для него, он не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару. Указанный вывод подтверждается и позицией Верховного суда Российской Федерации, изложенной в пункте 1 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017), в соответствии с которым указание заказчиком в документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Таким образом, Заказчик при формировании технического задания вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара в специфике его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств.
Согласно техническому заданию извещения электронного аукциона предметом закупки является поставка пароводяного подогревателя.
В описание объекта закупки приложения N 1 к извещению электронного аукциона установлено:
- внутренний диаметр трубок, 9,4 мм;
- толщина стенки, 0,4 мм;
- Площадь поверхности нагрева, не менее 60 м2.
Заявитель жалобы указывает, что заказчик в описание объекта закупки приложения N 1 к извещению электронного аукциона сформировал технические характеристики под товар единственного производителя.
Из имеющихся в материалах дела документов, представленных заказчиком и уполномоченным органом, следует, что расчет начальной (максимальной) цены договора осуществлен с применением метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) и на основе информации, содержащейся в реестре контрактов. При проведении мониторинга учитывались данные коммерческих предложений.
Доказательств, свидетельствующих о том, что сформированная аукционная документация, в том числе спорные характеристики товара, привела к ограничению конкуренции в материалы дела не представлено.
Указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Отсутствие у участника закупки товара, технические характеристики которого соответствуют потребностям заказчика, само по себе не может свидетельствовать об ограничении заказчиком количества участников закупки.
На основании вышеизложенного, Комиссия Амурского УФАС России приходит к выводу, что нарушение статьи 33 Закона о контрактной системе в действиях Заказчика отсутствует.
Таким образом, учитывая, что, исходя из смысла пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований, а также наличие двух участников подавших заявку на участие в закупки, Комиссия Амурского УФАС России приходит к выводу, что нарушения статьи 33 Закона о контрактной системе в действиях Заказчика отсутствуют.
ООО "Теплообмен" не направило в адрес антимонопольного управления доказательств невозможности подачи заявки на участие в рассматриваемом аукционе.
Рассмотрев жалобу ООО "Теплообмен", руководствуясь пунктом 1 части 3, части 15 статьи 99, части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Амурского УФАС России приняла
Р Е Ш Е Н И Е:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Теплообмен" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Амурской области в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: А.С. Дегодьев
Члены Комиссии: Е.В. Стрелкова
И.И. Левченко
Ю.В. Калямина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 13 июля 2022 г. N 028/06/106-364/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.07.2022