Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: М.А. Благодарев,
Члены Комиссии: С.А. Евстратова,
В.В. Моргунов,
рассмотрев дело N 061/06/32-889/2022 по внеплановой проверке в соответствии с п.1 ч.15 ст.99 Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон) в связи с получением обращения участника закупки с жалобой на действия Заказчика при проведении электронного конкурса N 0358300284522000111 "Выполнение работ по нанесению горизонтальной дорожной разметки и установке технических средств организации дорожного движения на улично-дорожной сети города Ростова-на-Дону" (далее - конкурс), в режиме видеоконференции, в присутствии представителей Заказчика (Григорьева С.А., Тамразяна Н.А.), в отсутствие представителей Уполномоченного органа,
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России 13.07.2022 поступила жалоба ООО "Дорожник" на положения извещения о проведении конкурса.
ООО "Дорожник" в соответствии с ч.6 ст.105 Закона 14.07.2022 года отозвало свою жалобу до принятия решения по существу жалобы.
14.07.2022 Ростовским УФАС России в соответствии с п.2 ч.15 ст.99 Закона по данной закупке проводится внеплановая проверка.
В соответствии с ч.ч.1, 3, 15 ст.99 Закона, в ходе рассмотрения дела установлено следующее:
Согласно Извещению о проведении электронного конкурса N0358300284522000111:
- начальная (максимальная) цена контракта составила 80 400 000.00 руб.;
- определены дата и время окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе - 13.07.2022 года в 15 часов 00 минут.
В силу п.11 ч.1 ст.42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
11) критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Как указано в ч. 8 ст. 32 Закона, порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Частью 9 ст. 32 Закона установлено, что не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных ч. 6 данной статьи и в соответствии с ч. 8 данной статьи, за исключением случая, предусмотренного ч. 2 данной статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки.
При этом, согласно пункту 2 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 (далее - Положение), "оценка" - это действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Согласно п. 32 Положения при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги:
а) критерии оценки, предусмотренные подпунктами "б" и "в" пункта 3 настоящего Положения, не применяются;
б) для оценки заявок по критерию оценки, предусмотренному подпунктом "г" пункта 3 настоящего Положения, подлежит обязательному применению исключительно показатель оценки, предусмотренный подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию, капитальному ремонту, строительству, реконструкции автомобильной дороги;
г) к рассмотрению принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 настоящего Положения, в том числе если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам)..
Согласно п. 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п.2 раздела II "Критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке" приложения N4 к извещению по детализирующему показателю "общая цена исполненных участником закупки договоров" показателя "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" критерия "квалификация участников закупки" Заказчик установил следующий порядок оценки:
лучшим является наибольшее значение общей цены исполненных участником закупки договоров и установлены предельное минимальное значение () общей цены исполненных участником закупки договоров и предельное максимальное значение () общей цены исполненных участником закупки договоров, - по формуле:
- предельное минимальное значение общей цены исполненных участником закупки договоров, установленное заказчиком, равное 15 млн. руб.;
- предельное максимальное значение общей цены исполненных участником закупки договоров, установленное заказчиком, равное 3 млрд. руб.
В силу пункта 18 Положения, если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, определяется количественным значением, в документе, предусмотренном приложением N 1 к Положению, указываются единица ее измерения в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения ОК 015-94 (при наличии), предельное минимальное или предельное максимальное значение такой характеристики (в случае необходимости установления таких предельных значений), в рамках которых будет осуществляться оценка заявок.
Вместе с тем, на заседании Комиссии представителями Заказчика доказательств необходимости установления указанного предельного значения не представлено.
При этом, под конкурсом понимается конкурентная процедура определения поставщика, где победителем признается участник, предложивший наилучшие условия исполнения контракта, под которыми помимо цены понимается, в том числе, квалификация такого участника.
Кроме того, установление в порядке оценки предельного значения для определения квалификации участников, существенно менее значения соответствующего объекту закупки, нивелирует задачу проведения закупки в форме конкурса в целях выявления наиболее квалифицированного поставщика.
Учитывая, что начальная (максимальная) цена контракта составляет 80 400 000.00 руб., действия Заказчика, установившего предельное минимальное значение общей цены исполненных участником закупки договоров, установленное заказчиком, равное 15 млн. руб. и предельное максимальное значение общей цены исполненных участником закупки договоров, установленное заказчиком, равное 3 млрд. руб., не соответствуют пункту 18 Положения и не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников Конкурса.
Требование в отношении минимальной стоимости исполненных контрактов является ненадлежащим, так как лишает возможности предоставления контрактов с незначительно меньшей ценой, которая, тем не менее, будет в совокупности составлять минимальный предел установленный заказчиком для оценки заявки.
Кроме того, согласно разделу V Положения, регламентирующему требования к контрактам по критерию оценки "квалификация участников конкурса", установлены следующие положения:
В соответствии с п. 28 Правил в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктом 20 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения.
Таким образом, Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 не содержит никаких ограничительных требований о стоимости исполненных контрактов.
Аналогичная правовая позиция изложена в письме ФАС России от 8 декабря 2021 N МШ/105064/21.
В силу изложенного, Заказчик признан нарушившим ч.1 ст.42 Закона.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N 728, в соответствии с ч.15 ст.99 Закона Комиссия Ростовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать Заказчика нарушившим ч.1 ст.42 Закона.
2. Выдать Заказчику, конкурсной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об отмене всех сформированных протоколов, внесении изменений в извещение об осуществлении закупки.
3. Рассмотреть вопрос о привлечении к административной ответственности виновного должностного лица Заказчика.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии М.А. Благодарев
Члены комиссии С.А. Евстратова
В.В. Моргунов
исп. Моргунов В.В.;
тел.: 8(863) 240-86-88
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 18 июля 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.07.2022