|
|
|
|
|
Акционерное общество "Медтехника" адрес: 634050, г. Томск, пер. Безымянный, д. 3 телефон: 8-(3822) 51-37-19, 8-(3822) 51-20-41 e-mail: root@mt-tomsk.ru
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Томский национальный исследовательский медицинский центр Российской академии наук" адрес: 634009, г. Томск, Кооперативный, 5 телефон: 8-(3822) -513950, 8-(3822) -555-631 e-mail: center@tnimc.ru, nvs@cardio-tomsk.ru
РТС-тендер e-mail: ko@rts-tender.ru |
РЕШЕНИЕ
по делу N070/06/99-448/2022 о результатах внеплановой проверки
соблюдения законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок
08.07.2022 г. Томск
при проведении в соответствии с пп.а п.2 ч.15 ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) внеплановой проверки действий ФГБНУ "Томский НИМЦ РАН" при проведении электронного аукциона "Поставка медицинского изделия: система компьютерной томографии, ввод в эксплуатацию медицинского изделия, инструктаж правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие для нужд Томского НИМЦ" (извещение N 0365100000922000582), при участии представителей Заказчика - (доверенность N8/2022 от 26.04.2022), (доверенность N92 от 20.12.2022) и (доверенность N9/2022 от 27.04.2022), при участии представителей Заявителя - (доверенность NБП-81 от 30.09.2021) и (лицо, имеющее право действовать без доверенности), | |||||||||||||
|
|
|
|
УСТАНОВИЛА:
В Томское УФАС России обратилось АО "Медтехника" (вх.N4496 от 24.06.2022) с информацией, в соответствии со статьей 99 Закона 44-ФЗ, на действия Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Томский национальный исследовательский медицинский центр Российской академии наук" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона "Поставка медицинского изделия: система компьютерной томографии, ввод в эксплуатацию медицинского изделия, инструктаж правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие для нужд Томского НИМЦ" (извещение N 0365100000922000582), нарушающие, по мнению Заявителя, законодательство о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Из информации, предоставленной Заявителем, следует, что при проведении Аукциона Заказчик не применил позиции каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ) и установил дополнительные характеристики, отсутствующие в позиции КТРУ и ограничивающие конкуренцию.
Заказчик предоставил письменный отзыв (вх.N4717 от 05.07.2022) с возражениями на предоставленную информацию.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Томского УФАС России установила следующее.
Извещение о проведении аукциона в электронной форме N 0365100000922000582 размещено на Официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - Официальный сайт, ЕИС) 17.06.2022.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 62 100 000,00 руб.
Объект закупки - "Поставка медицинского изделия: система компьютерной томографии, ввод в эксплуатацию медицинского изделия, инструктаж правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие для нужд Томского НИМЦ".
На участие в электронном аукционе подано 3 заявки.
1. На заседании Комиссии Заявитель указал, что Заказчик проводит закупку по коду ОКПД2 26.60.11.111 "Томографы компьютерные", при этом не используя позиции КТРУ, соответствующие объекту закупки. Например, позиции КТРУ 26.60.11.119-00000016 "Система рентгеновской компьютерной томографии всего тела".
Указанные действия, по мнению Заявителя, нарушают требования пункта 4 Правил использования КТРУ, часть 6 статьи 23, пункт 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
На заседании комиссии представители Заказчика поддержали доводы, изложенные в письменных пояснениях, и указали следующее.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона для закупки N0365100000922000582 объектом закупки является поставка системы компьютерной томографии, код ОКПД2: 26.60.11.111.
Из всех имеющихся КТРУ по коду ОКПД отсутствует та позиция, которая удовлетворяла бы в полной мере потребности Заказчика, так как специальные коды КТРУ для рентгена дерматологического, стоматологического и прочие потребности заказчика не удовлетворяют. В рассматриваемом случае заказчику нужен томограф, который может использоваться в различных направлениях.
Под описание компьютерных томографов не подходит ни один из кодов КТРУ по ОКПД2 26.60.11.111:
1. 26.60.11.111-00000001 Система рентгеновской томографии линейная - из описания следует, что технология устаревшая, на смену линейным системам рентгеновской томографии пришли система компьютерной томографии, где принципиально другой метод работы (во время сканирования трубка/детектор вращаются вокруг пациента);
2. 26.60.11.111-00000002 Гель контактный для системы оптической когерентной томографии для дерматологии - не имеет отношения к компьютерному томографу;
3. 26.60.11.111-00000003 Система рентгеновской компьютерной томографии с ограниченным полем обзора - позиция исключена из КТРУ;
4. 26.60.11.111-00000004 Система ОФЭКТ совмещенная с системой рентгеновской компьютерной томографии - ОФЭКТ представляет собой другой вид оборудования;
5. 26.60.11.111-00000005 Система конусно-лучевой компьютерной томографии, для головы/шеи - другой вид оборудования с другим принципом работы;
6. 26.60.11.111-00000006 Система передвижная для рентгеновской томографии для стоматологии с функцией панорамной диагностики, цифровая - другой вид специального оборудования с другим принципом работы;
7. 26.60.11.111-00000007 Система передвижная для рентгеновской томографии для стоматологии с функцией панорамной диагностики, аналоговая - другой вид специального оборудования с другим принципом работы;
8. 26.60.11.111-00000008 - 26.60.11.111-00000018 Система позитронно-эмиссионной томографии, совмещенная с системой рентгеновской компьютерной томографии - другой вид специального оборудования с другим принципом работы;
9. 26.60.11.111-00000019 Система рентгеновской компьютерной томографии с ограниченным полем обзора позволяет сканировать только конечности, а требуется исследование всего тела;
10. 26.60.11.111-00000020 Система рентгеновской компьютерной томографии с ограниченным полем обзора - позволяет сканировать только голову/шею, а Заказчику требуется исследование всего тела;
11. 26.60.11.111-00000021 Система рентгеновской компьютерной томографии с ограниченным полем обзора позволяет сканировать только голову/шею, конечности, а Заказчику требуется исследование всего тела.
Для полного и всестороннего исследования указанного довода Заказчика Комиссией Томского УФАС России был объявлен перерыв для приглашения Заказчиком специалистов от учреждения в области кардиологии.
После объявленного перерыва к рассмотрению дела присоединились представители Заказчика - (доверенность N10/2022 от 06.07.2022) - заведующий лабораторией радионуклидных методов исследования НИИ кардиологии Томского НИМЦ и (N11/2022 от 06.07.2022) - заместитель директора по научной работе НИИ кардиологии Томского НИМЦ.
Как пояснили представители Заказчика, присоединившиеся к рассмотрению дела после объявленного перерыва, в указанных в КТРУ позициях отсутствует такие существенные для НИИ кардиологии Томского НИМЦ и указанные в "ГОСТ Р 55771-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Изделия медицинские электрические. Томографы рентгеновские компьютерные. Технические требования для государственных закупок" (далее - ГОСТ Р 55771-2013) характеристики как наличие программного обеспечения с указанием соответствующего направления или специализации программ, мощность генератора, количество линеек детекторов, время оборота рентгеновской трубки, теплоемкость рентгеновской трубки, скорость охлаждения рентгеновской трубки, питч в спиральном режиме, пространственное разрешение, необходимые, в том числе, для качественной визуализации сердца и сосудов.
При описании объекта закупки НИИ кардиологии Томского НИМЦ руководствуется существующей потребностью, возникшей в связи с осуществлением учреждением основной научной деятельности, а также с учетом необходимости конечного результата - обеспечение организации необходимым высокотехнологичным научным и медицинским оборудованием для проведения научных исследований высокого качества и оказания качественной медицинской помощи населению.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N145) и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Согласно части 7 Правил, утвержденных Постановлением N145, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Комиссией Томского УФАС России было установлено, что формирование извещения о проведении электронного аукциона от 17.06.2022 N0365100000922000582 было до момента публикации обновленного кода КТРУ 26.60.11.119-00000016. При этом, данный код КТРУ обязателен к применению с 16 июля 2022 года.
Вышеуказанная позиция КТРУ направлена на приобретение системы рентгеновской компьютерной томографии без комплектующих товаров, что не соответствует потребности Заказчика.
На основании изложенных на заседании Комиссии доводов специалистов учреждения, а также того, что потребностям НИИ кардиологии Томского НИМЦ не соответствует описание обязательных и необязательных характеристик КТ указанных во всех имеющихся КТРУ, Комиссия Томского УФАС России сделала вывод об отсутствии в КТРУ позиции медицинского оборудования, удовлетворяющей требованиям технического задания Заказчика.
В связи с тем, что к моменту формирования извещения в КТРУ отсутствовала позиция, соответствующая требованиям Заказчика, на основании части 7 Правил использования КТРУ, утвержденных Постановлением N 145, Заказчик вправе указать код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика в части установления кода ОКПД2 в разделе "Объект закупки" извещения о проведении электронного аукциона для закупки N0365100000922000582 не противоречат части 6 статьи 23, пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Довод Заявителя не обоснован.
2. По мнению Заявителя, озвученному на заседании Комиссии, установив в пункте 7.3 технического задания максимальное напряжение генератора "не менее 140 кВ", вместо "не менее 135 кВ", и ограничив в пунктах 8.3 и 8.5 технического задания размеры большого и малого фокусных пятен рентгеновской трубки, Заказчик лишил возможности участия в закупке японские компьютерные тамографы с 80/160-срезовым КТ с расширенными кардио-пакетами от фирмы Canon и с российским 64/128-срезовым КТ от фирмы НИПК Электрон, причем с заведомо лучшими медико-техническими характеристиками.
Заявитель считает, что установление требования о наличии не менее двух мониторов (пункт 9.4 технического задания) на консоли управления КТ является дополнительным ограничивающим условием, указывающим, что техническое задание составлено под два изделия - американские GE Revolution Evo и Philips Ingenuity.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили следующее.
Дополнительные характеристики Системы компьютерной томографии ОКПД - 26.60.11.111, указанные в описании объекта закупки, являются клинически значимыми и не являются излишними. Без использования данных характеристик заказчик не получит товар, обладающий необходимыми функциями и характеристиками, в связи с чем не сможет использовать аппарат по назначению.
В случае закупки по аукциону N 0365100000922000582, техническое задание формировалась с учетом потребностей Заказчика и действующего законодательства.
Характеристики, содержащиеся в приложении к извещению о проведении аукциона "Техническое задание", а именно: "спиральный тип - РКТ", "детектор рентгеновского излучения", "максимальное поле сканирования", "минимальное время одного оборота рентгеновской трубки", "грузоподъемность стола для пациента" и т. д. - были установлены в соответствии с ГОСТ Р 55771-2013 и отражают потребность Заказчика в комплектующем высокотехнологичном оборудовании, позволяющем выявить патологию заболеваний на ранних этапах. Так, например, характеристика объекта закупки "Грузоподъемность стола для пациента - не менее 204 кг" была сформирована в связи с необходимостью исследовать большее количество пациентов, без ущерба для точности позиционирования.
Заказчик указал в пункте 7.3 технического задания максимальное напряжение генератора "не менее 140 кВ", что соответствует как минимум двум компьютерным томографам разных производителей, данная характеристика необходима для исследования протяженных анатомических областей и тучных пациентов.
По пункту 9.4 технического задания - Заказчик указал наличие не менее 2-х мониторов на консоли, данная характеристика необходима для работы Заказчика, так как на одном мониторе выводятся данные пациента (ФИО), техническая информация (анодный ток, анодное напряжение, планирование зоны интереса) и т.д., а второй монитор служит для отображения "первичных" данных получаемых с томографа (картинка, реконструкция). Оператор вводит данные, удостоверяется, что клиническая картина его устраивает и переснимать не нужно, только после этого уходит на станцию врача.
Заказчик не лишил возможности участвовать в закупке НИПК "Электрон" либо другую организацию. В НИПК "Электрон" Заказчиком был отправлен запрос о коммерческом предложении (копия запроса предоставлена) - ответа на запрос не поступило.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссией Томского УФАС России установлено, что в пункте 2 приложения "Техническое задание" к извещению о проведении электронного аукциона от 17.06.2022 N0365100000922000582 по каждому пункту технических параметров/характеристик приведено обоснование, исходящее из потребностей Заказчика.
Нормы Закона о контрактной системе не содержат положений, которые бы возлагали на Заказчика при описании объекта закупки обязанность указывать обоснование потребностей Заказчика. Также Законом о контрактной системе не предусмотрено каких-либо ограничений по включению в аукционную документацию требований к товару, являющимся значимым для Заказчика. Заказчик не имеет возможности установить требования к техническим характеристикам товара, которые бы удовлетворяли бы всех возможных участников закупки, то есть действующее законодательство не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого товара в аукционной документации устанавливать такие характеристики, которые бы соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара. Требования аукционной документации не ограничивают число участников закупки и в связи с тем, что предметом электронного аукциона является поставка, а не производство (изготовление товара). Поставщиком медицинского оборудования может выступить любое физическое или юридическое лицо, готовое поставить продукцию, отвечающую требованиям документации и удовлетворяющее потребности заказчика.
Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки, медицинского оборудования, руководствовался частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе. В описание объекта не включались требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки. Вместе с тем в техническом задании указаны максимальные и (или) минимальные значения необходимых Заказчику показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Более того, технические требования составлены таким образом, чтобы максимально удовлетворить клиническим потребностям Заказчика, позволить решать поставленные перед Заказчиком задачи.
Таким образом, факт ограничения количества участников закупки в связи с установлением в техническом задании характеристик, соответствующих потребностям Заказчика, Комиссией Томского УФАС России не установлен, нарушения части 2 статьи 8, статьи 33 Закона о контрактной системе не установлены.
Довод Заявителя не обоснован.
Комиссия Томского УФАС России, проверив действия ФГБНУ "Томский НИМЦ РАН" при проведении электронного аукциона "Поставка медицинского изделия: система компьютерной томографии, ввод в эксплуатацию медицинского изделия, инструктаж правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие для нужд Томского НИМЦ" (извещение N 0365100000922000582), приходит к выводу о правомерности действий Заказчика. В действиях ФГБНУ "Томский НИМЦ РАН" нарушений Закона 44-ФЗ не установлено.
На основании установленного, руководствуясь ч.ч. 15, 22 ст.99 Закона 44-ФЗ, Комиссия Томского УФАС России,
РЕШИЛА:
В действиях Федерального государственного бюджетного научного учреждения "Томский национальный исследовательский медицинский центр Российской академии наук" при проведении электронного аукциона "Поставка медицинского изделия: система компьютерной томографии, ввод в эксплуатацию медицинского изделия, инструктаж правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие для нужд Томского НИМЦ" (извещение N 0365100000922000582) нарушений Закона 44-ФЗ не установлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
председатель Комиссии члены Комиссии |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 18 июля 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.07.2022