Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по контролю законодательства о контрактной системе в сфере закупок, рассмотрению информации о включении в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Комиссия Томского УФАС России) в составе: Председателя комиссии: | |
|
- врио руководителя; |
членов комиссии:
|
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок; - специалиста 1 разряда отдела контроля закупок, |
рассмотрев жалобу Томского филиала АО "АльфаСтрахование" (далее - Заявитель) на действия МБУ "Томск САХ" (далее - Заказчик) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Оказание услуги по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО)" (извещение N 0165300010522000923) (далее - аукцион), и проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон 44-ФЗ),
при участии представителя Заказчика - Фурмана Бориса Георгиевича (доверенность N64 от 21.01.2022), при участии представителя Уполномоченного органа - Саналовой Ольги Викторовны (доверенность N1558 от 14.03.2022), без участия представителя Заявителя, уведомленного о дате и времени рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
В Томское УФАС России обратился Заявитель с жалобой, поданной в срок и соответствующей статье 105 Закона 44-ФЗ, на действия Заказчика при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Оказание услуги по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО)" (извещение N 0165300010522000923), нарушающие, по мнению Заявителя, законодательство о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Из жалобы Заявителя следует, что для указанного объекта закупки Заказчиком неверно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО) страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона.
Указанием Банка России от 08.12.2021 N 6007-У "О страховых тарифах по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств" утверждены минимальные и максимальные размеры базовых ставок страховых тарифов и ряд коэффициентов, которые установлены в процентах от базовых ставок тарифов.
Исходя из вышеизложенного, по мнению Заявителя, следует, что минимально возможная цена контракта предопределена и ограничена для всех участников (страховщиков) электронного аукциона.
Заказчик, по мнению подателя жалобы, выбрав в качестве способа определения поставщика, подрядчика (исполнителя) электронный аукцион, нарушил требования части 7 статьи 24 Закона о контрактной системе.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать Заказчику предписание об устранении нарушений.
Представитель Заказчика с доводами жалобы Заявителя не согласился, представил письменные пояснения (вх.N4942 от 13.07.2022), которые поддержал на заседании Комиссии, и указал следующее.
Заказчик при выборе способа определения поставщика услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) руководствовался общими правилами, установленными Законом N 44-ФЗ. Способом закупки было выбрано проведение электронного аукциона. Несмотря на то, что обязанности проведения аукциона у Заказчика не было, Заказчик был вправе выбрать этот способ определения поставщика, так как ограничений в этом случае нет.
Для проведения конкурентных процедур мы использовали максимальное значение показателя "базовая ставка страхового тарифа" в соответствии с Указанием Банка России от
08.12.2021 N 6007-У, что позволит участникам снижать НМЦК.
Указанием Банка России от 08.12.2021 N 6007-У определена базовая ставка тарифа в минимальном и максимальном значении.
В данном случае любая страховая компания может принять для себя решение какой базовый тариф будет использовать в рамках, установленных Указанием Банка России от 08.12.2021 N 6007-У.
Уполномоченный орган в письменных возражениях на жалобу (вх.N4930 от 13.07.2022) указал, что с доводами, изложенными в жалобе Заявителя, не согласен, полностью поддерживает позицию Заказчика, просит признать жалобу необоснованной.
К возражениям Заказчика на жалобу Уполномоченный орган добавил следующее.
В обоснование начальной максимальной цены контракта приведен подробный расчет по каждому подлежащему страхованию транспортному средству с указанием базовой ставки, корректирующих коэффициентов и сведений о транспортных средствах.
Общая начальная максимальная цена контракта установлена Заказчиком исходя из максимальных значений размера базовой ставки страхового тарифа по каждой категории транспортных средств. В связи с чем, при проведении закупки предусмотрена возможность участникам электронного аукциона подавать свои ценовые предложения, снижая начальную максимальную цену контракта, и конкурировать между собой по ценовому критерию.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Томского УФАС России установила следующее.
Извещение о проведении электронного аукциона (извещение N 0165300010522000923) размещено на Официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - Официальный сайт, ЕИС) 05.07.2022.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 089 976,48 руб.
Объект закупки - "Оказание услуги по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО)".
На момент рассмотрения жалобы на участие в электронном аукционе подана 1 заявка, итоги проведения электронного аукциона не подведены.
Согласно статье 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Согласно части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион).
В соответствии с частью 6 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчик, за исключением случаев осуществления закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронного запроса котировок либо закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), обязан осуществлять закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации путем проведения аукционов.
Согласно части 7 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчик вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг, не включенных в перечни, предусмотренные частью 6 настоящей статьи, путем проведения аукционов.
Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых Заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 N 471-р "О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)" (далее - Распоряжение N 471-р).
Других ограничений на использование способа закупки в форме электронного аукциона при осуществлении закупок товаров, работ и услуг Законом о контрактной системе не предусмотрено.
Исходя из содержания извещения о проведении электронного аукциона от 05.07.2022 N0165300010522000923 объектом закупки является оказание услуг по ОСАГО.
Заказчиком выбран код ОКПД2 - 65.12.21.000 (услуги по ОСАГО). Данный код ОКПД2 не включен в Перечень, утвержденный Распоряжением N471-р.
Таким образом, обязанности провести именно аукцион у Заказчика нет, поскольку услуги по ОСАГО (код 65.12.21.000) не входят в Перечень, утвержденный Распоряжением N471-р, однако Заказчик вправе выбрать этот способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), так как ограничений на использование способа закупки в форме электронного аукциона при осуществлении закупок товаров, работ и услуг Законом о контрактной системе не предусмотрено.
Запрета об осуществлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) рассматриваемых услуг путем проведения открытого аукциона в электронной форме законодательство о контрактной системе также не содержит.
Как следует из письменных и устных пояснений представителя Уполномоченного органа, при выборе способа определения исполнителя для Заказчика приоритетным являлось максимальное снижение цены на полис и достижение бюджетной экономии, необходимость в установлении иных неценовых критериев в выборе исполнителя у Заказчика отсутствует.
Заявителем не представлено документальных подтверждений обоснованности доводов жалобы, в том числе в части невозможности подготовки заявки на участие в электронном аукционе, а также доказательств того, каким образом действия Заказчика и Уполномоченного органа нарушают его права и законные интересы.
Довод подателя жалобы относительно определения начальной (максимальной) цены контракта не может быть рассмотрен Комиссией Томского УФАС России по существу, так как в соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
Таким образом, Комиссия Томского УФАС России не усматривает нарушений в действиях Заказчика в части выбора электронного аукциона в качестве способа определения поставщика, подрядчика (исполнителя).
Следовательно, жалоба Заявителя не обоснована, в действиях Заказчика нарушения Закона о контрактной системе не установлены.
Принимая во внимание вышеизложенное, и руководствуясь статьей 8, статьей 33, статьей 42, статьей 105, статьей 106 Закона 44-ФЗ, Комиссия Томского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу Томского филиала АО "АльфаСтрахование" на действия на действия МБУ "Томск САХ" при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Оказание услуги по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО)" (извещение N 0165300010522000923) необоснованной.
2. В действиях Заказчика нарушений Закона о контрактной системе не установлено.
3. Предписание не выдавать.
Решение комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия решения.
Председатель комиссии
Члены комиссии |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 15 июля 2022 г. N 070/06/106-486/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.07.2022