Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Местной администрации МО Урицк (далее - Заказчик): по доверенности,
ООО "АБВ" (далее - Участник, Исполнитель): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 17577-ЭП/22 от 07.07.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по участию в формах, установленных законодательством Санкт-Петербурга в мероприятиях по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ, наркомании в Санкт-Петербурге на 2022 год (извещение N 0172300003822000011),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 01.04.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по участию в формах, установленных законодательством Санкт-Петербурга в мероприятиях по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ, наркомании в Санкт-Петербурге на 2022 год (извещение N 0172300003822000011) (далее - Запрос котировок).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 100 000,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 08.04.2022 N ИЗК1 победителем Запроса котировок признано ООО "АБВ".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "АБВ" заключен муниципальный контракт N 16-У от 13.04.2022 на сумму 97 000,00 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 7.4.5 Контракта предусмотрено право Заказчика отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила,что 20.05.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "АБВ" в связи с ненадлежащим исполнением условий Контракта.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил следующее.
В соответствии с п. 2 Технического задания Приложение N 1 к Муниципальному контракту поставщик (подрядчик, исполнитель) должен был "Обеспечить работу не менее 2-х волонтеров в жилетах с символикой МО УРИЦК на каждое мероприятие. Обеспечить работу 1 фотографа, 1 администратора на время проведения каждого мероприятия).
Однако свои обязательства поставщик (подрядчик, исполнитель) не исполнил, тем самым нарушил п.7.1.1, п. 7.1.2 Контракта.
Неисполнение обязательств подрядчиком (подрядчиком, исполнителем) выразилось в следующем:
1) При контрольной проверке исполнения обязательств по проведению мероприятий, на соответствие требованиям Технического задания, был выявлен факт неисполнения ООО "АБВ" обязательства, предусмотренного Контрактом, на мероприятии которое было проведено 05.05.2022 отсутствовал администратор.
Данный факт отражен заказчиком в Акте несоответствии от 05.05.2022, где данный факт был подтвержден подписями 2-х волонтеров и фотографа.
Требования Заказчика о подписании данного Акта несоответствия Исполнителем были проигнорированы.
2) При контрольной проверке исполнения обязательств по проведению мероприятий, на соответствие требованиям Технического задания, был выявлен факт неисполнения Исполнителем обязательства, предусмотренного Контрактом и Техническим заданием, так, 27.04.2022 был согласованы даты, время и адрес проведения мероприятий по I этапу на 12.05.2022 с 16:00 до 17:00 запланировано проведение мероприятия по организации выставки "Тело человека", данное мероприятие подрядчиком не проведено. Данный факт отражен Заказчиком в заключении экспертной комиссии от 12.05.2022.
На основании изложенного, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января до 1 июля 2022 года:
1) положения ч.ч. 12.1 и 14.1, п. 1 ч. 17.2, ч.ч. 20.1 и 22.1 ст. 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона) не применяются;
2) заключение контракта в случае, предусмотренном ч. 17.1 ст. 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона), осуществляется в порядке, установленном п. 2 ч. 17.2 указанной статьи;
3) в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную ч. 12 ст. 93 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном ч. 12.2 ст. 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта;
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 20.05.2022 в разделе "Дополнительная информация о закупках, контрактах".
Заказчик представил документы и сведения, согласно которым, он 20.05.2022 направил решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по адресу электронной почты, а также по почте заказным письмом с уведомлением о вручении ООО "АБВ".
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 06.07.2022.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
На заседании Комиссии УФАС представитель ООО "АБВ" пояснил следующее.
Обязательства по исполнению Контракта в равной степени лежат как на Заказчике, так и на Исполнителе работ.
Заказчик с первого дня заключения Контракта предъявлял требования, которые отсутствовали или противоречили Контракту и Техническому заданию.
13.04.2022 был заключен Контракт, в этот же день Заказчик направил на согласование График работ. В данном графике содержались требования, не соответствующие Техническому заданию Контракта.
А именно, Исполнителю не предоставлялись сроки на подготовительный этап (первые мероприятия были назначены уже на 14, 15, 20 апреля 2022 года), которые отражены в пункте 2 и 3 Технического задания для проведения мероприятий:
- Исполнителю необходимо согласовать календарный график на месяц с Заказчиком не позднее, чем за 10 дней до проведения мероприятия;
- Исполнителю необходимо разработать концепцию полиграфической продукции и предоставить на согласование Заказчику в течение 15 дней с даты заключения Контракта.
- Производство видеороликов: в течение 30 рабочих дней с момента согласования Заказчиком тем.
Исполнитель 13.04.2022 (письмо исх. N 1-11/0135) направил скорректированный график, предоставил телефон и ответственное лицо за Контракт со стороны Исполнителя, а также запросил информацию об ответственном лице со стороны Заказчика, а также попросил предоставить и другую необходимую информацию для реализации Контракта. В тот же день Заказчик направил образцы буклетов, фото с предыдущих материалов и образец Жилета. Исполнитель приступил к работе. Информации о форме отчетных документов, форматах, рулетках и пр. моментах в ответном письме отсутствовал.
Только спустя 10 дней (25.05.2022), Заказчик вновь прислал скорректированный график с опять более сжатыми сроками.
Вместе с тем Заказчик неоднократно просил предоставлять согласования и отчетные документы в определенной форме, фото в конкретном формате, наличие дополнительных фотографий, однако в Техническом задании отсутствовали данные требования и появились они после проведения мероприятий.
Представитель Участника пояснил, что Заказчик предъявил требования о наличии бесплатной телефонии для связи, что не предусмотрено Техническим заданием.
Телефон ООО "АБВ", является IP- телефонией, что позволяет оперативно отвечать на звонки всем сотрудникам, а также имеет функции, на пример запись звонков. Звонок на данный телефонный звонок не отличается дополнительным тарифицированием и стоимость звонка определяется оператором звонящего.
В соответствии с п. 2 Технического задания Исполнитель должен обеспечить работу волонтеров в жилетах с символикой МО УРИЦК, Заказчик данные жилеты не предоставил, в Техническом задании отсутствует требования к Исполнителю на изготовления данных жилетов. Исполнителю пришлось и дизайн, и сами жилеты изготавливать за свой счет. Соответственно Заказчик в очередной раз возложил дополнительные требования и обязанности (по изготовлению жилетов) на Исполнителя, что в свою очередь отсутствует в Техническом задании Контракта.
14.04.2022 Исполнитель направил текст буклета на согласование, Заказчик выбрал второй вариант, после чего Исполнитель изготовил дизайн. 18.04.2022 Заказчик прислал требования существенно изменить текст на уже выполненном дизайне буклета, что соответственно усложняет работу Исполнителя и увеличивая сроки подготовки.
Также Заказчик неоднократно проявлял политику "двойных стандартов". Так, например, по графику, который согласовали обе стороны первое мероприятие проходило 04.07.2022 в 16.00, Заказчик в 13.55 написал Участнику (за два часа до мероприятия), что ответственного лица не будет и первое мероприятие может проходить на следующий день.
В то же время, когда Исполнитель 11.05.2022 направил письмо с просьбой перенести мероприятие запланированное на 12.05.2022 на другую дату, по причинам не зависящим от него (экспонаты выставки задерживали в пути), Заказчик посчитал это невозможным и прислал уведомление всего лишь за час до мероприятия, не оставляя возможности Исполнителю его реализовать, в то же время в телефонном звонке 12.05.2022 Заказчик явно выразил мнение, что отсутствие возможности переноса имеет личный характер, а не целями Контракта.
05.12.2022 было проведено мероприятие в соответствии с графиком с 16.00 до 17.00, "Проведение уличных мероприятий по профилактике наркомании, преступлений и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ (приобретение и распространение полиграфической продукции)". После проведения данного Заказчик Исполнителю прислал Акт несоответствия в 18.57 по электронной почте.
В письме Заказчик просил указать несогласие (при наличии) с подтверждением, что и было сделано 06.05.2022 в электронном письме.
В Акте несоответствия, который был прислан 05 мая 2022 года указано, что отсутствовал администратор, что не являлось достоверным, так как Администратор был на месте, о чем и было указано в Акте. В телефонном разговоре 06.05.2022 представитель Заказчика подтвердил наличии Администратора во время мероприятия
12.05.2022 Заказчик снова прислал Акт несоответствия о том же мероприятии 05.05.2022, в котором указано другое основание в предмете разногласий "отсутствует фотограф или администратор, так как на мероприятии присутствовало 3 человека ...".
В п. 2 Технического задания отсутствует требование к количеству человек, в техническом задании присутствует требования к функциям, а именно: "Обеспечить работу 1 фотографа, 1 администратора на время проведения каждого мероприятия. Предоставить не менее 15 фотографий мероприятия на электронном носителе. Представить текстовый отчет". Соответственно работа фотографа подтверждается фото с мероприятия, которые были предоставлены Заказчику в форме отчета и отдельно в электронном виде https://disk.yandex.ru/d/Xqxm0EAHRB gXZw. Ответ с несогласием Исполнитель так же направил в электронном виде 16.05.2022.
Более того, в Решении об одностороннем отказе от исполнения Контракта, которое поступило в адрес Участника 27.05.2022 присутствует третий вариант Акта, в котором подпись стоит Администратора "Гульнас", которой по словам Заказчика не было на мероприятии, что опровергает первый акт несоответствия от 05.05.2022 и администратор все-таки был (в предмете разногласия "отсутствует администратор").
Соответственно Заказчик сам себе противоречит, не мог же Администратор, которого не было, подписать документ.
14.04.2022 Исполнитель в электронной почте просил проинформировать Заказчика о наличии подключения для звуковой аппаратуры, которая прописана в пункте 1 Технического Задания. Заказчик проигнорировал данный запрос и не ответил. В соответствии с чем Участником 01.06.2022 было направлено письмо о приостановке работ по Контракту. Заказчик ответил 02.07.2022, но опять требования по возможности подключения были проигнорированы и ответ так и не был получен. В связи с чем, работа по Контракту была приостановлена.
Таким образом, поведение Заказчика нельзя называть конструктивным, Заказчик не имел цели выполнить Контракт со своей стороны, предъявлял дополнительные требования, а также угрожал отсутствием оплаты в случае отсутствия выполнения этих дополнительных требований по Контракту.
Исполнитель все, что мог выполнить по условиям Технического задания и в соответствии с Графиком мероприятий без участия Заказчика выполнил в полном объеме, исполнитель бесконечно шел на уступки, изготавливал жилеты, переделывал отчеты, фотографировал то, что не было заявлено, терпел угрозы и личные оскорбления.
Отсюда следует, что замечания и претензии по проведению Мероприятий считаем необоснованным, более того Заказчик публично отчитался о проведении мероприятий в соц. сетях, таким образом, не приняв и не оплатив работу активно использует ее результаты, что также противоречит принципам гражданского законодательства Российской Федерации.
На основании изложенного, Участник ходатайствовал о не включении ООО "АБВ" в реестр недобросовестных поставщиков поскольку Исполнитель все свои обязательства по указанному Контракту исполнил, а факты, которые отражает в актах Заказчик являются необоснованными и противоречат нормам ГК РФ, Закона о контрактной системы и Технического задания.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что со стороны ООО "АБВ" предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту, а включение ООО "АБВ" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ООО "АБВ" (ИНН: 5905064190) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 13 июля 2022 г. N РНП-78-871/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.07.2022