Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБПОУ "Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции" (далее - Заказчик): по доверенности,
ИП Великанова Антона Васильевича (далее - Участник, Поставщик): лично,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 17821-ЭП/22 от 07.07.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку 3Д-сканеров для обеспечения учебного процесса по специальности 15.02.08 "Технология машиностроения" по адресу: Санкт-Петербург, Кондратьевский пр. д. 46 лит. А (извещение N 0372200284422000018),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 21.02.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку 3Д-сканеров для обеспечения учебного процесса по специальности 15.02.08 "Технология машиностроения" по адресу: Санкт-Петербург, Кондратьевский пр. д. 46 лит. А (извещение N 0372200284422000018) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 817 966,67 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 09.03.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признан ИП Великанов Антон Васильевич.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Великановым Антоном Васильевичем заключен государственный контракт N 0372200284422000018 от 21.03.2022 на сумму 611 820,32 рублей (далее - Контракт), по условиям которого Участник обязался поставить ЗД-сканеров для обеспечения учебного процесса по специальности 15.02.08 "Технология машиностроения" по адресу: Кондратьевский пр., 46, литера А, Санкт-Петербург (далее - Товар) в соответствии со Спецификацией (Приложение N 3 к Контракту).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 10.8 Контракта предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта и потребовать возмещения убытков при наличии одного (или нескольких) из следующих условий:
- в случае поставки Товара ненадлежащего количества, если недостатки не могут быть устранены в приемлемый для Заказчика срок;
- в случае нарушения срока поставки Товара, более чем на 10 (десять) календарных дней.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила,что 10.06.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Великановым Антоном Васильевичем в связи с ненадлежащим исполнением условий Контракта.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил следующее.
В соответствии с п. 4.2. Контракта Поставщик обязан поставить Товар в течение 14 (Четырнадцати) календарных дней с момента заключения Контракта, то есть в срок по 04.04.2022 включительно. Между тем, Поставщик поставил Товар только 18.04.2022, то есть с просрочкой в 14 календарных дней.
В результате проведенной Заказчиком внутренней экспертизы установлено, что Поставщиком не выполнены обязательства п. 4.5. Контракта, п. 5.4 Технического задания (Приложение N 1 к Контракту), а именно не представлены: гарантийный талон, сертификаты соответствия на поставляемый товар на русском языке, техническая и эксплуатационная документация на товар на русском языке, санитарно-эпидемиологическое заключение на товар, в связи с чем, на основании ч. 7 ст. 94 Закона Заказчиком был сформирован и размещен в ЕИС мотивированный отказ от подписания документа о приемке Товара с указанием причин такого отказа и сроков устранения недостатков до 30.05.2022.
Также на основании п. 5.8. Контракта Заказчиком проведена независимая экспертиза на соответствие Товара заявленным требованиям Контракта, с привлечением независимой экспертной организации АНО "Центр независимой экспертизы, оценки и сертификации".
Согласно экспертному заключению N 23/22 от 27.05.2022 независимой экспертной организации АНО "Центр независимой экспертизы, оценки и спецификации" выявлены значительные несоответствия качества Товара, его принадлежностей и документов требованиям Контракта.
С учетом изложенного, Заказчик пришел к выводу, что Товар, поставленный Поставщиком по Контракту, а также его принадлежности и документы, не соответствуют требованиям Контракта.
Таким образом, на момент принятия решения Заказчиком об одностороннем отказе от исполнения Контракта, Поставщик имеет просрочку исполнения обязательств по Контракту 58 (Пятьдесят восемь) календарных дней, поскольку по состоянию на 01.06.2022 обязательства по Контракту Поставщик не выполнил и не поставил Товар надлежащего качества, а также его принадлежности и документы, удовлетворяющие требованиям Контракта.
На основании изложенного, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января до 1 июля 2022 года:
1) положения ч.ч. 12.1 и 14.1, п. 1 ч. 17.2, ч.ч. 20.1 и 22.1 ст. 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона) не применяются;
2) заключение контракта в случае, предусмотренном ч. 17.1 ст. 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона), осуществляется в порядке, установленном п. 2 ч. 17.2 указанной статьи;
3) в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную ч. 12 ст. 93 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном ч. 12.2 ст. 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта;
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 02.06.2022 в разделе "Дополнительная информация о закупках, контрактах".
Заказчик представил документы и сведения, согласно которым, он 20.06.2022 направил решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, а также 16.06.2022 нарочно ИП Великанову Антону Васильевичу.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 30.06.2022.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
На заседании Комиссии УФАС представитель ИП Великанова Антона Васильевича пояснил следующее.
Во исполнение условий Контракта, Поставщиком в адрес Заказчика был поставлен Товар, однако Заказчик отказался принимать Товар, о чем составлен мотивированный отказ от приемки товара по Контракту (исх. N 577 от 28.06.2022).
В дальнейшем Заказчиком 01.06.2022 принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Участник считает, что Заказчик необоснованно и неправомерно принял решение об одностороннем отказе, по следующим основаниям.
Как следует из Решения Заказчика, Поставщиком допущена просрочка в 14 календарных дней, поскольку Поставщик поставил товар только 18.04.2022.
Поставщик допустил незначительную просрочку поставки товара не по своей вине, а вследствие невозможности поставить товар в срок из-за введенных в отношении РФ санкций со стороны недружественных государств.
Дальнейшее указание Заказчиком на просрочку поставки товара в 58 календарных дней считаю необоснованным, поскольку проводились экспертизы поставленного товара (Заказчиком и в дальнейшем Поставщиком) и проводились активные действия со стороны Поставщика, направленные на приемку товара, однако поставленный товар так и не был принят Заказчиком.
Таким образом, неоднократное нарушение сроков поставки товара отсутствует.
В момент самой просрочки-14 дней, Заказчик не выдвинул ни одной претензии Поставщику по поводу просрочки. Так же он не воспользовался и даже не попытался расторгнуть контракт из-за просрочки. В момент самой просрочки между Участником и поставщиками осуществлялись переговоры по телефону, разъяснялось влияние санкций, на сроки-которые были незначительные, Заказчик узнал дату поставки и спокойно дождался груза. Товар прибыл, просрочка кончилась, далее Заказчик осознал, что Товар с заказанными характеристиками ему не подходит.
Относительно вывода Заказчика о несоответствии поставленного товара требованиям контракта, не поставке принадлежностей и документов на товар, Участник пояснил следующее.
В соответствии с п. 5.8 Контракта Заказчиком проведена экспертиза товара с привлечением независимой экспертной организации АНО "Центр независимой экспертизы, оценки и спецификации", по результатам которой выявлены несоответствия качества товара требованиям контракта, исходя из экспертного заключения N 23/22 от 27.05.2022.
На основании вышеуказанного экспертного заключения Заказчиком подготовлен мотивированный отказ от приемки товара по Контракту.
Исходя из смыслового содержания вышеуказанного экспертного заключения, недостатки сводились к непредставлению Поставщиком полного комплекта документов (к примеру, гарантийный талон).
Во исполнение недостатков Поставщиком в дальнейшем были представлены все необходимые документы, а также проведена независимая экспертиза товара.
24.06.2022 Поставщиком в адрес Заказчика предоставлен товар с приложением, в том числе, следующих документов:
- Акт экспертного исследования N 1517 от 22.06.2022, выданный ООО "Ярославский центр независимых экспертиз и сертификации";
- письмо в адрес Поставщика от Управления Роспотребнадзора по Ярославской области от 09.06.2022 N 76-00-03/48-2243-2022;
- декларация о соответствии ЕАЭС N RU Д-RU/.РА04.В.17041/22 от 15.06.2022;
- руководство по эксплуатации 3D сканера модель ALKINOID SC-1;
- технический паспорт на оборудование производства 3D объектов: 3D сканер ALKINOID SC-1 серийный номер 00000435;
- технический паспорт на оборудование производства 3D объектов: 3D сканер ALKINOID SC-2 серийный номер 00000436.
Заказчиком были приняты все вышеперечисленные документы без замечаний, однако в приемки товара необоснованно отказано.
Вместе с тем поставленный Товар по своим техническим характеристикам является товаром надлежащего качества. При этом Заказчик при приемке товара заявил о дополнительных требованиях, которые изначально не были отражены в закупочной документации и Контракте, а также противоречат требованиям, указанным в Контракте.
Также Заказчиком при составлении технического задания (далее - ТЗ) к контракту были допущены существенные нарушения.
Товар, который поставляет Участник, является технически сложной продукцией (ЗD-сканеры).
Так, Заказчиком были указаны два следующих параметра в ТЗ:
1) Скорость сканирования 5 млн. точек в секунду.
2) Цветное сканирование.
Вышеуказанные параметры грубо противоречат реальным задачам данного Заказчика-сканирование металлических гладких предметов простой геометрии.
Параметрам ТЗ соответствует строго определенная технология 3D сканирования, основанная на применении камер глубины. Только они поддерживают столь высокую скорость записи точек - 5 млн., и при том еще имеют возможность этой записи в цвете. Участник отметил, что на сегодняшний день ни одна другая технология 3D сканирования не может обеспечить такую высочайшую скорость 3D сканирования. Достаточно просто в интернете посмотреть на скорость других ЗD-сканеров, которую заявляют все изготовители, или того проще, сравнить визуально скорость записи точек нашей модели и других, и все станет ясно невооруженным взглядом.
Участник заявил, что поставленный 24.06.2022 Товар с комплектом документов полностью соответствовал требованиям Контракта, что подтверждается Актом экспертного исследования N 1517 от 22.06.2022.
Однако Заказчик необоснованно не принял во внимание выводы данного экспертного исследования, указав в решении об одностороннем отказе только выводы из экспертного заключения N 23/22 от 27.05.2022., которое на дату 22.06.2022 уже не являлись актуальными, поскольку Поставщиком все недостатки были исправлены.
На основании изложенного, Участник ходатайствовал о не включении ИП Великанова Антона Васильевича в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что со стороны ИП Великанова Антона Васильевича предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту, а включение ИП Великанова Антона Васильевича в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ИП Великанова Антона Васильевича (ИНН: 760212283083) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 13 июля 2022 г. N РНП-78-874/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.07.2022