Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУ "ПМДЦ "Фрунзенский" (далее - Заказчик):
ООО "ИК "КВАДР" (далее - Участник): генерального директора по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 17828-ЭП/22 от 07.07.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на ремонт помещений СПб ГБУ "ПМДЦ "Фрунзенский" (извещение N 0372200244321000042),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в ред. от 30.12.2021) (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 26.11.2021 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на ремонт помещений СПб ГБУ "ПМДЦ "Фрунзенский" (извещение N 0372200244321000042) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 723 556,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 08.12.2021 N 0372200244321000042-3 победителем Аукциона признано ООО "ИК "КВАДР".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ИК "КВАДР" заключен государственный контракт N 21-22 от 19.12.2021 на сумму 723 556,00 рублей (далее - Контракт).
В соответствии с ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 7.5 Контракта предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила,что 21.06.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ИК "КВАДР".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по разработке проектно-сметной документации на ремонт помещений СПб ГБУ "ПМДЦ "Фрунзенский" (далее - Работы) в течение 90 календарных дней с момента подписания Контракта, но не ранее 10.01.2022 (п.п. 2.1, 2.2 Контракта), т.е. не позднее 10.04.2022.
В адрес Участника неоднократно выставлялись замечания к представленной им на проверку Заказчику проектно-сметной документации.
Однако по состоянию на 21.06.2022 Работы не были выполнены надлежащим образом, недостатки Участником не устранены.
Таким образом, Участником был нарушен срок окончания выполнения Работ более чем на 3 (три) календарных дня.
На основании вышеизложенного Заказчик, руководствуясь п. 7.5.2 Контракта, п. 1 ст. 450.1 ГК РФ, принял решение о расторжении контракта в одностороннем порядке.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января до 1 июля 2022 года:
1) положения ч.ч. 12.1 и 14.1, п. 1 ч. 17.2, ч.ч. 20.1 и 22.1 ст. 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона) не применяются;
2) заключение контракта в случае, предусмотренном ч. 17.1 ст. 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона), осуществляется в порядке, установленном п. 2 ч. 17.2 указанной статьи;
3) в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную ч. 12 ст. 93 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном ч. 12.2 ст. 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
Заказчик представил документы и сведения, согласно которым 21.06.2022 он направил решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по адресу электронной почты Участника (получено 23.06.2022), а также по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу Участника (вручено 28.06.2022).
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 21.06.2022 в разделе "Дополнительная информация о закупках, контрактах".
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 07.07.2022.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В ходе заседания Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что ООО "ИК "КВАДР" согласно Контракту выполнило Работы в полном объеме и в установленный Контрактом срок, в соответствии со ст. 309 ГК РФ.
Работы были начаты ООО "ИК "КВАДР" 26.01.2022, что подтверждается приказом о направлении в командировку в СПб ГБУ "ПМДЦ "Фрунзенский" директора ООО "ИК "КВАДР" Николаевой О.Н. для участия в совещании по обсуждению начала разработки проектно-сметной документации на ремонт помещений с директором СПб ГБУ "ПМДЦ "Фрунзенский" Е.Н. Соколовым. Факт окончания Работ подтверждается отправкой полного комплекта проектно-сметной документации на ремонт помещений в СПб ГБУ "ПМДЦ "Фрунзенский" по адресам: г. Санкт-Петербург, ул. Бухарестская д. 91; г. Санкт-Петербург, ул. Олеко Дундича д. 32, литер А, посредством направления двух писем электронной почтой ООО "ИК "КВАДР" в адрес Заказчика, что подтверждается скриншотами с датами отправки и официальными электронными адресами ООО "ИК "КВАДР" и СПб ГБУ "ПМДЦ "Фрунзенский". Замечания по отправленному комплекту проектно-сметной документации не были предоставлены Заказчиком.
02.06.2022 ООО "КВАДР" было направлено письмо (исх. N 38) о приостановлении выполнения Работ в рамках Контракта до получения обоснованных замечаний по готовому комплекту проектно-сметной документации.
Работы по Контракту в нарушение п. 1 ст. 720 ГК РФ не были приняты Заказчиком, о недостатках выполненных Работ ООО "ИК "КВАДР" не было извещено СПб ГБУ "ПМДЦ "Фрунзенский", и акт приемки выполненных работ не подписан Заказчиком.
В соответствии со ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом, односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Представитель Участника пояснил, что Заказчик не выполнил надлежащим образом обязательства по приемке и оплате выполненных ООО "ИК "КВАДР" Работ в размере 723 556,00 рублей, не исполнив п. 4.1.2 и п. 3.9 Контракта.
По завершении Работ, Заказчик согласно п. 4.1.3 Контракта обязан был организовать и осуществить приемку их результата с участием Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения "Служба заказчика администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга". Приемка осуществлена не была, п. 4.1.3. Контракта не исполнен, экспертиза не проведена.
02.06.2022 Участник направил Заказчику письмо о приостановлении работ по Контракту, ввиду того, что Заказчик не предоставил замечания к проектно-сметной документации и отказывался в приемке выполненных Работ. Однако ответа на данное уведомление получено не было Участником.
Письмом исх. N 0206/1 от 02.06.2022 ООО "ИК "КВАДР" направило Заказчику досудебную претензию в соответствии с п. 2 подпункт 8 ст. 125 АПК РФ. Ответ на претензию также предоставлен не был Заказчиком. Далее в Арбитражный суд было направлено исковое заявление о взыскании стоимости фактически выполненных работ с Заказчика в пользу Участника.
По словам представителя Участника, Заказчик не ответил ни на один запрос Участника, однако принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта из-за нарушения срока выполнения Работ при том, что Работы были переданы Заказчику в полном объёме.
Также в соответствии с Постановлением АС Центрального Округа от 25.05.2022 года N Ф10-1044/2022 по делу NА36-2514/2021 - просрочка исполнения контракта и отсутствие выраженного отказа исполнителя (поставщика) от исполнения проекта (поставки товара) не дают Заказчику право на расторжение Контракта в одностороннем порядке.
23.06.2022 ООО "ИК "КВАДР" направило Заказчику "несогласие" с Решением Заказчика, однако Заказчик не отменил свое Решение.
На основании изложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "ИК "КВАДР" в реестр недобросовестных поставщиков, так как ООО "ИК "КВАДР" надлежащим образом исполнило требования Контракта и не допустило существенных нарушений его условий, а Заказчик злоупотребил своим правом и расторг контракт в одностороннем порядке, а результатом Работ пользуется, т.к. разработанная ООО "ИК "КВАДР" проектно-сметная документация имеет для Заказчика потребительскую ценность.
Вместе с тем согласно представленным Участником сведениям Комиссией УФАС было установлено, что в ходе исполнения Контракта Участником Заказчик неоднократно выставлял новые требования к разработке проектно-сметной документации, не предусмотренные аукционной документацией, о чем свидетельствует переписка Заказчика и Участника посредством электронной почты, что повлияло на конечный результат, требуемый условиями Контракта.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение ООО "ИК "КВАДР" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "ИК "КВАДР" (ИНН: 1659146571) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 13 июля 2022 г. N РНП-78-877/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.07.2022