Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБДОУ детский сад N 25 комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик);
в отсутствии представителей:
ООО "ОХРАННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "КОДАС" (далее - Заявитель), надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
Администрации Приморского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган), надлежащим образом извещенных о времени и месте заседания Комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 17699-ЭП/22 от 06.07.2022) на действия Заказчика при определении исполнителя путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации и обеспечению физической охраны на стационарных постах в подведомственных дошкольных образовательных учреждениях администрации Приморского района Санкт-Петербурга в 2022 - 2023 годах. (извещение номер 0172200004922000146) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 01.07.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200004922000146. Начальная (максимальная) цена контракта - 38 105 244,00 рублей.
В жалобе Заявитель указал на неправомерные действия Заказчика, по основаниям, изложенным в жалобе.
Информация, изложенная в жалобе, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства:
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
В силу ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 4 ст. 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - ППРФ 2604) утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу пункта 3 ППРФ N 2604 для оценки заявок в соответствии с Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
В силу п. 24 ППРФ 2604 Для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно документации, в Проекте контракта п. 2.1.1 Заказчик требует: Оказать услуги Заказчику, в соответствии с режимом работы, указанном в Описании объекта закупки (Приложении N 2 к Контракту) и в Спецификации (Приложение N 1 к Контракту) сотрудниками без оружия, а в случае террористических угроз и введения чрезвычайного положения Исполнитель обязан вооружить охранников на объекте Заказчика огнестрельным оружием в срок не более одного часа без прерывания оказания услуг.
Заявитель в доводах жалобы утверждает, что Требование "Исполнитель обязан вооружить охранников на объекте Заказчика огнестрельным оружием" установлено неправомерно, так как на основании пункта 2 Приложения N 12 Постановления Правительства РФ от 14.08.1992 N 587 (ред. от 25.10.2021) "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности", в случае оказания охранных услуг в виде вооруженной охраны имущества в договоре на оказание охранных услуг указываются виды, типы, модели и количество оружия, которое будет использоваться при осуществлении таких услуг.
Требование Заказчика о том, что "Исполнитель обязан вооружить охранников на объекте Заказчика огнестрельным оружием в срок не более одного часа без прерывания оказания услуг", Заявитель также считаем установлено неправомерно - на основании Приказа от 12 апреля 1999 г. N 288 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации" от 21 июля 1998 г. N 814 пункта 163, оружие должно храниться юридическими лицами в сейфах, шкафах, пирамидах, стеллажах и ящиках, установленных в специально оборудованных помещениях, в разряженном состоянии, со спущенным курком, поставленным на предохранитель, чистым и смазанным, отдельно от патронов. На оружие, закрепленное за работниками юридических лиц, в сейфе, шкафу, пирамиде, стеллаже или ящике крепятся бирки с указанием вида, модели и номера оружия согласно описи и книге номерного учета и закрепления оружия, пункта 168, на каждый сейф, пирамиду, шкаф, стеллаж и ящик заводится опись, в которой указываются виды хранящегося оружия, его количество и номера, а также прикрепляется бирка с указанием названия и порядкового номера согласно описи помещения, наименования подразделения (юридического лица), в пользовании которого находится оружие, а также фамилии и инициалов лица, ответственного за сохранность оружия, и номера его печати или оттиска пломбира.
На основании вышеизложенного, охранник не сможет вооружиться не прерывая, оказания услуг, так как он должен явиться лично в специально оборудованное помещение, где хранится оружие, чтобы перед получением оружия предъявить разрешение на хранение и ношение служебного оружия и патронов к нему и расписаться в получении оружия.
На заседании Комиссии УФАС и в возражениях, Заказчик согласился с доводом заявителя, следовательно, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, а доводы жалобы признаются обоснованными.
2. Согласно документации, в Приложении N 2 к контракту указано, что охранник должен иметь 4 разряд (пункт 9 "Требования к работнику физической охраны" Приложения N 2 к контракту "Описание объекта закупки"), в Проекте контракта п. 2.1.1 Заказчик требует: Оказать услуги Заказчику, в соответствии с режимом работы, указанном в Описании объекта закупки (Приложении N 2 к Контракту) и в Спецификации (Приложение N 1 к Контракту) сотрудниками без оружия, а в случае террористических угроз и введения чрезвычайного положения Исполнитель обязан вооружить охранников на объекте Заказчика огнестрельным оружием в срок не более одного часа без прерывания оказания услуг.
На основании пункта 12 Приложения N 13 к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. N 587 огнестрельное оружие и патроны к нему выдаются работникам частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника и соответствующее разрешение на хранение и ношение конкретных видов, типов и моделей оружия, при исполнении служебных обязанностей. В соответствии с Приложением N 1 "Типовая программа профессионального обучения для работы в качестве частных охранников - "Программа профессиональной подготовки охранников" к приказу Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 30.11.2019 N 396, имеет право работать с оружием самообороны (огнестрельное бесствольное оружие (типа "Оса", "Стражник" и т.п.).; газовые пистолеты и револьверы; механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми веществами; электрошоковые устройства и искровые разрядники); служебным огнестрельным оружием (это пистолеты, револьверы ружья и карабины гладкоствольные длинноствольные) охранник 6 разряда.
На основании вышеизложенного, Заказчик должен был установить требование - охранник должен иметь 6 разряд, а не 4 разряд.
В соответствии с Приложением N 5 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. N 587, служебное оружие отечественного производства (гладкоствольное и нарезное короткоствольное оружие, огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, огнестрельное оружие ограниченного поражения с патронами травматического действия) рассчитывается в количестве не более 1 единицы на 2 охранников, таким образом, на 54 поста необходимо иметь не менее 54 единиц огнестрельного оружия. Даже не все отделы полиции располагают наличием такого количества оружия. Данное требование ограничивает конкуренцию.
Кроме того, в соответствии со статьёй 18 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 (ред. от 28.06.2022) "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен охраннику, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного либо группового нападения, угрожающего жизни охранника или охраняемому имуществу, а также при значительном скоплении людей, когда от применения оружия могут пострадать посторонние лица.
При формировании извещения об осуществлении закупки Заказчик на основании подпункта 1 пункта 12 статьи 42 и пункта 1.1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 11.06.2022) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" должен руководствоваться не только Федеральным законом N 44-ФЗ, но и Законом Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (в действующей редакции) и иным нормативным правовым актам, применяемым к данному виду услуг.
На заседании Комиссии УФАС и в возражениях, Заказчик согласился с доводом заявителя, следовательно, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, а доводы жалобы признаются обоснованными.
Выявленные нарушения Закона о контрактной системе являются существенными, что дает основание для выдачи предписания об устранении вышеуказанных нарушений.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 32, 42, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ОХРАННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "КОДАС" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его комиссии по осуществлению закупок и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
ГБДОУ детский сад N 25 комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга
пр. Новоколомяжский д.3, лит. А,
Санкт-Петербург 197375,
тел.: (812) 304-84-82
Администрация Приморского района Санкт-Петербурга
ул. Савушкина, д. 83,
Санкт-Петербург, 197374
тел.: (812) 576-82-21
ООО "РТС-тендер"
наб. Тараса Шевченко, д. 23А,
Москва, 121151
факс: (495) 733-95-19
ООО "ОХРАННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "КОДАС"
Октябрьская наб., д. 104, к. 43, лит. АЖ, каб. 202,
Санкт-Петербург, 193079
тел.: (812) 425-38-88
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 44-2112/22 об устранении нарушений законодательства о закупках
12.07.2022 Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
на основании своего решения по делу N 44-2112/22 о нарушении законодательства о закупках, руководствуясь ст. ст. 8, 32, 54.1, 54.2, 54.3, 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Уполномоченный органу, Заказчику - ГБДОУ детский сад N 25 комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга и конкурсной комиссии в 14-дневный срок с момента публикации настоящего предписания на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг устранить нарушения п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе и с этой целью:
- в 14-дневный срок со дня размещения настоящего предписания на официальном сайте отменить все протоколы, составленные в ходе проведения конкурса с номером извещения 0172200004922000146;
- внести изменения в извещение об осуществлении закупки, приведя ее в соответствие с требованиями законодательства о контрактной системе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- продлить срок подачи заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе;
- провести процедуры закупки с номером извещения N 0172200004922000146 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Уполномоченному органу, Заказчику и конкурсной комиссии в срок до 12.08.2022 представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 данного предписания.
3. Оператору электронной площадки - ООО "РТС-тендер":
- обеспечить Заказчику, его конкурсной комиссии техническую возможность для исполнения п. 1 настоящего предписания.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За невыполнение должностным лицом заказчика, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание контролирующего органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 12 июля 2022 г. N 44-2112/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.07.2022