Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N39" (далее - Заказчик);
Администрации Центрального района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган);
ООО "РЕНЕССАНС-МЕД" (далее - Заявитель);
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 17909-ЭП/22 от 08.07.2022) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на поставку ультразвукового сканера с наличием конвексного датчика на 3,5 МГц и влагалищного датчика на 5 МГц для Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N39" (извещение номер 0172200002722000065) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 30.06.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200002722000065. Начальная (максимальная) цена контракта - 18 042 866,67 рублей.
В жалобе ООО "РЕНЕССАНС-МЕД" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в нарушении правил описания объекта закупки.
Информация, изложенная в жалобе, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
В силу п. 3.32 Административного регламента по ходатайству лиц, участвующих в рассмотрении жалобы и проведении внеплановой проверки, либо по собственной инициативе, в том числе для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, в заседании комиссии может быть объявлен перерыв. При объявлении перерыва лицам, присутствующим на заседании Комиссии, объявляется о дате, времени и месте продолжения заседания Комиссии. Письменное уведомление о месте, дате и времени рассмотрения жалобы после перерыва не направляется. При объявлении перерыва срок рассмотрения жалобы не приостанавливается и не продлевается.
После окончания перерыва заседание Комиссии продолжается с момента, на котором заседание было прервано. В случае если после окончания перерыва изменился состав Комиссии, то рассмотрение жалобы и проведение внеплановой проверки начинается заново.
Комиссией УФАС принято решение об объявлении перерыва в заседании, после которого рассмотрение жалобы продолжалось тем же составом Комиссии УФАС.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Описание требований к товарам установлено Заказчиком в Приложение N 1 "Описание объекта закупки" к извещению о проведении электронного аукциона.
Не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом (ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе).
При формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что при формировании технического задания заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению требований к конкретным показателям товаров, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности, с учетом норм Закона о контрактной системе.
В силу ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ч. 1 ст. 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. В силу ч. 2 ст. 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными ч. 1 ст. 17 запретами при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
Исходя из буквального и смыслового толкования нормативных положений ст. 17 Закона о защите конкуренции, запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов, поскольку перечень запретов, перечисленных в ст. 17 Закона о защите конкуренции, не является исчерпывающим.
Включение Заказчиком в извещение об осуществлении закупки требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений ст. 33 Закона о контрактной системе (п. 2 обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 28.06.2017).
Объектом закупки является поставку ультразвукового сканера с наличием конвексного датчика на 3,5 МГц и влагалищного датчика на 5 МГц для Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N39".
Согласно доводам Заявителя, установленные Заказчиком характеристики требуемого к поставке товара "Ультразвуковой сканер с наличием конвексного датчика на 3,5 МГц и влагалищного датчика на 5 МГц", ограничивают круг участников закупки, поскольку совокупности установленных требований к данному товару соответствуют товары единственного производителя "Philips"
Комиссия УФАС отмечает, что если у Заказчика имеются определенные обоснованные потребности в получении тех или иных товаров, он в праве устанавливать соответствующие требования к товарам в извещении об осуществлении закупки, но таким образом, чтобы такие требования не ограничивали количество участников закупки, и в составе одного лота не закупались наряду с товарами, производимыми неограниченным кругом производителей уникальные товары единственного производителя для приобретения которых необходимо заключать определенные договоры и соглашения с производителем изделий.
В силу ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч. 8 ст. 105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
Согласно п. 2 Обзора судебной практики применения законодательства российской федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 года включение заказчиком в извещение об осуществлении закупки требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе.
Представителем Заказчика даны пояснения, согласно которым предметом рассматриваемой закупки является не производство, а поставка товара, обладающего определенными техническими и функциональными свойствами. Оборот подобных товаров не ограничен, а, следовательно, возможность их приобретения с целью дальнейшей поставки имеет любой участник закупки, заинтересованный в участии в рассматриваемом аукционе. Приведенные требования к товару отражают действительную потребность Заказчика в приобретении товара, в наибольшей степени соответствующего целям проведения закупки, исходя из принципа ответственности за результативность обеспечения государственных нужд, эффективность осуществления закупок.
На заседании Комиссии УФАС Заказчик сообщил, что под требования технического задания подходят еще как минимум два производителя "Канон Медикал Системз Корпорейшен" и "Сименс Медикал Солюшенс США, Инк"
В подтверждение своих доводов о том, что под требование технического задания подходит продукция производителя "Канон Медикал Системз Корпорейшен" Заказчик представил сравнительную таблицу, составленную из сведений, полученных из коммерческого предложения, поступившего от ООО "ВЕРКУЛУМ" (согласно письму Исх. N 526 от 18 июля 2022 не является официальным представителем производителя медицинского оборудования Канон Медикал Системз Корпорейшен).
Анализ вышеуказанного коммерческого предложения показал, что в нем указы характеристики, подходящие под требования технического задания.
Вместе с тем, входе рассмотрения жалобы по существу, Заявителем было представлено письмо Исх. N 524 от "15" июля 2022 г от ООО "АрПи Канон Медикал Системз" (официальным представителем производителя медицинского оборудования Канон Медикал Системз Корпорейшен (Япония) на территориях Российской Федерации, Туркменистана, Киргизской Республики, Республики Армении, Республики Узбекистан, Республики Таджикистан, Республики Казахстан, Республики Беларусь, Республики Азербайджан.) следующего содержания:
"Вместе с тем информируем Вас о том, что технические характеристики оборудования, а именно: Системы диагностической ультразвуковой Aplio i-серии в исполнениях: Aplio i700 (модель TUS-AI700), Aplio i800 (модель TUS-AI800) и Aplio i900 (модель TUS-AI900) с принадлежностями, производства Канон Медикал Системз Корпорейшен, Япония, (Canon Medical Systems Corporation, 1385 Shimoishigami, Otawarashi, Tochigi 324-8550, Japan), по совокупности параметров не соответствует характеристикам Аукционной документации закупки N 0172200002722000065, на поставку ультразвукового сканера с наличием конвексного датчика на 3,5 МГц и влагалищного датчика на 5 МГц для Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская поликлиника N39"."
С учетом вышеизложенного Комиссия УФАС приходит к выводу, что продукция производителя "Канон Медикал Системз Корпорейшен" по совокупности параметров не соответствует характеристикам, установленным в извещении об осуществлении закупки.
В подтверждение своих доводов о том, что под требование технического задания подходит продукция производителя "Сименс Медикал Солюшенс США, Инк", Заказчик представил информационное письмо (Исх. 18/07-01 от 18.07.22) от ООО "ПРИВОЛЖСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ КОМПАНИЯ" (в материалах дела отсутствуют документы подтверждающие, что вышеуказанное юридическое лицо является бизнес партнёром ООО "Сименс Здравоохранение").
Вышеуказанного информационного письма содержит следующую информацию:
"В ответ на Ваш запрос (Извещение N 0172200002722000065) сообщаем, что заявленным в извещении характеристикам соответствует аппарат: Система ультразвуковая диагностическая ACUSON Redwood с принадлежностями (производитель "Сименс Медикал Солюшенс США, Инк.)".
Вместе с тем, входе рассмотрения жалобы по существу, Заявителем было представлено письмо Исх. N 019/7622 от "19" июля 2022 г от ООО "НТЦ СИНЕРГИЯ" (согласно информации от Общества с ограниченной ответственностью "Сименс Здравоохранение", является бизнес партнером) следующего содержания:
"ООО "НТЦ СИНЕРГИЯ" выражает Вам свое почтение и в соответствии с запросом сообщает, что проанализировав техническое задание (Приложение N1) к закупке системы ультразвуковой диагностической для нужд Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская поликлиника No39, ООО "НТЦ СИНЕРГИЯ", являясь официальным бизнес-партнером компании ООО "Сименс Здравоохранение" на территории РФ, не может произвести поставку ни одной модели ультразвуковых сканеров из линейки ACUSON (Acuson Elite/Acuson Redwood/Acuson Sequoia/Acuson Juniper) производства Siemens Healthineers."
С учетом вышеизложенного Комиссия УФАС приходит к выводу, что продукция производителя "Сименс Медикал Солюшенс США, Инк" по совокупности параметров не соответствует характеристикам, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Таким образом, представителями Заказчика в возражениях и на заседании Комиссии УФАС не представлены сведения и документы, свидетельствующие о необоснованности довода жалобы Заявителя, позволяющие прийти к выводу, что вышеуказанное описание объекта закупки сформировано таким образом, что соответствует продукции иных производителей, помимо "Philips", в связи с чем, Комиссия УФАС приходит к выводу, что вышеуказанное требование извещения об осуществлении закупки не соответствует п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, а данный довод жалобы является обоснованным.
2. В соответствии с ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Согласно Постановлению Правительства N 102 устанавливается перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (п. 1).
В Перечне N 1, утвержденном Постановлением Правительства РФ N 102, содержится наименование вида медицинского оборудования, а также указание на код классификатора.
В соответствии с примечанием к перечню отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденному Постановлением N 102 (далее - Перечень), при применении Перечня следует руководствоваться как кодом ОКПД 2, так и наименованием вида медицинского изделия.
Таким образом, Постановление N 102 применяется при наличии совпадения кода ОКПД 2 и наименования вида закупаемого медицинского изделия.
Предметом закупки является Код ОКПД 2 - 26.60.11.132 (Аппараты ультразвукового сканирования).
Согласно Перечню 1 Постановления Правительства N 102, наименование вида медицинского изделия - аппараты ультразвуковые хирургические, куда отнесены 3 кода ОКПД2: 26.60.12.132, 26.60.13.130, 26.60.13.190.
Таким образом, Комиссия УФАС находит довод Заявителя в указанной части не состоятельными и признает его необоснованным.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 33, 64, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РЕНЕССАНС-МЕД" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Уполномоченному органу, Заказчику, аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении членов аукционной комиссии Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N39"
ул. Фурштатская, д.36,
Санкт-Петербург, 191123
тел.: (812) 272-99-38
Администрация Центрального района Санкт-Петербурга
Невский пр., д. 176, лит. А,
Санкт-Петербург, 191167
тел.: (812) 417-45-89
ГУП "Агентство по государственному
заказу РТ"
ул. Московская, д. 55,
Казань, 420021
факс: (843) 292-95-87
ООО "РЕНЕССАНС-МЕД"
ул. Ярославская, д. 8, корп. 7, эт. 2, пом. 205/2,
Москва, 129164
тел.: (909) 442-93-30
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства о закупках
по делу N 44-2278/22
14.07.2022 Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
на основании своего решения по делу N 44-2278/22 о нарушении законодательства о закупках, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Уполномоченному органу, Заказчику - СПб ГБУЗ "Городская поликлиника N39" - и аукционной комиссии в 14-дневный срок с момента публикации настоящего предписания на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг устранить нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе и с этой целью:
- в 14-дневный срок со дня размещения настоящего предписания на официальном сайте отменить все протоколы, составленные в ходе размещения заказа с номером извещения 0172200002722000065;
- внести изменения в извещение о проведении аукциона, приведя его в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- продлить срок окончания подачи заявок на участие в аукционе с номером извещения 0172200002722000065 в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе;
- завершить процедуру закупки с номером извещения 0172200002722000065 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Уполномоченному органу, Заказчику, аукционной комиссии представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 14.08.2022.
3. Оператору электронной площадки - ГУП "Агентство по государственному заказу РТ":
- обеспечить Заказчику техническую возможность для исполнения пункта 1 настоящего предписания;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе.
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За невыполнение должностным лицом заказчика, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание контролирующего органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 14 июля 2022 г. N 44-2278/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.07.2022