Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Заместителя председателя Комиссии, Врио начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколова Е.А.,
Членов Комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Резцовой А.М.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевский С.И.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б.Ш.,
В присутствии представителей:
от Заказчика - Демченко Р.В.,
от Уполномоченного органа - Мещеряковой О.В.,
от Заявителя - в отсутствие представителей,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "СК-ФАВОРИТ" на действия заказчика - администрации Промышленного района г. Ставрополя и уполномоченного органа - комитета экономического развития и торговли администрации г. Ставрополя по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321300001122000170 "Работы по благоустройству детских площадок Промышленного района г. Ставрополя" (далее - Закупка).
Заявитель обжалует действия Заказчика в части описания объекта Закупки.
Представитель Заказчика пояснил, что все процедуры и действия по осуществлению вышеуказанной закупки были проведены в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ.
В ходе проведенной внеплановой проверки в соответствии со ст. 99 Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) Комиссия установила следующее.
Согласно ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе следующую информацию:
- наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч. 6 ст. 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона N 44 ФЗ порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила N 145).
П. 4 Правил N 145 установлено, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с пп. "б" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с п. 5 Правил N 145 заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 5 ст. 33 Федерального закона.
П. 6 Правил N145 установлено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
30.06.2022 г. Уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0321300001122000170 на выполнение работ по благоустройству детских площадок Промышленного района г. Ставрополя (далее - Извещение).
В соответствии с Извещением Заказчику требуется "Детский игровой комплекс" (с кодом ОКПД 2 42.99.12.110), включающий в себя следующий элемент:
- горка
При этом Комиссией установлено, что "горке" в КТРУ соответствует следующая позиция, содержащая обязательные для применения характеристики:
"Горка детская" код КТРУ 41.20.20.900-00000012:
- Высота ската горки
- Длина ската горки
- Максимальная нагрузка
- Материал ската горки
- Наличие перил
- Наличие элементов крепления
- Размещение
- Тип каркаса
Заказчиком, в свою очередь, к "Горке" не применены обязательные характеристики в соответствии с позицией КТРУ, при этом установлены дополнительные характеристики без включения в описание объекта закупки обоснования необходимости использования таких характеристик, например:
- На элементе оборудования детской игровой площадки горка: должны быть участки скольжения длиной 1500 и участок конечный длиной
550.
- Поддержка ската элемента оборудования детской игровой площадки горка: должна быть осуществлена опорами, изготовленными из влагостойкой фанеры ФСФ толщиной не менее 9.
Таким образом, Заказчиком нарушены требования ч. 1 ст. 42, ч. 6 ст. 23 Закона N 44-ФЗ, п. 4, 6 Правил N 145.
Аналогичные нарушения описания объекта закупки установлены относительно элемента "Рукоход - змейка", включенного в вышеупомянутый детский игровой комплекс.
Также Заказчику требуется "Спортивный комплекс" (с кодом ОКПД 2 42.99.12.110), включающий в себя следующий элемент:
- шведская стенка
При этом Комиссией установлено, что "шведской стенке" в КТРУ соответствует следующая позиция, содержащая обязательную для применения характеристику:
"Шведская стенка" код КТРУ 32.30.14.110-00000001:
- Тип крепления
Заказчиком, в свою очередь, к "Шведской стенке" не применена обязательная характеристика в соответствии с позицией КТРУ, при этом установлены дополнительные характеристики без включения в описание объекта закупки обоснования необходимости использования таких характеристик, например:
- Шведская стенка Должна конструктивно состоять из двух стальных вертикальных стоек высотой не менее 2200 над уровнем площадки, изготовленных из стальной трубы по ГОСТ 10704 наружным диаметром 76 с толщиной
2,0
- Стойки шведской стенки должны быть соединены между собой не более 8 штуками перекладинами образуя шведскую стенку, изготовленными из стальной трубы по ГОСТ 10704 наружным диаметром >26 с толщиной 2,8
Таким образом, Заказчиком нарушены требования ч. 1 ст. 42, ч. 6 ст. 23 Закона N 44-ФЗ, п. 4, 6 Правил N 145.
Согласно п. 13, 14 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
13) информация о предоставлении преимущества в соответствии со ст. 28 и 29 настоящего Федерального закона;
14) информация о преимуществах участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч. 3 ст. 30 настоящего Федерального закона или требование, установленное в соответствии с ч. 5 ст. 30 настоящего Федерального закона, с указанием в соответствии с ч. 6 ст. 30 настоящего Федерального закона объема привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Извещением к участникам Закупки установлены следующие преимущества:
- Преимущество в соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона N 44-ФЗ
- Учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы (в соответствии со статьей 28 Федерального закона N 44-ФЗ) - 15%
- Организациям инвалидов в соответствии со ст. 29 Закона N 44-ФЗ - 15%
Из положений Закона РФ от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" следует, что к учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы относятся:
- уголовно-исполнительные инспекции
- исправительные центры
- арестные дома
- колонии-поселения
- воспитательные колонии
- лечебные исправительные учреждения
- исправительные колонии общего, строго или особого режима
- тюрьмы
- колонии особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное наказание
В соответствии с ч. 1, 2, 3 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" под некоммерческой организацией понимают:
1. Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
2. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
2.1. Социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением государственных корпораций, государственных компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также виды деятельности, предусмотренные статьей 31.1 настоящего Федерального закона.
В свою очередь, в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" субъектами малого и среднего предпринимательства являются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Таким образом, из совокупности положений вышеупомянутых законов следует, что учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы не могут являться ни субъектами малого предпринимательства, ни социально ориентированными некоммерческими организациями.
Таким образом, Заказчиком в Извещении установлены противоречивые требования к участникам закупки, что является нарушением п. 13, 14 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ.
Остальные доводы жалобы не нашли своего подтверждения при проведении внеплановой проверки.
При таких обстоятельствах, Комиссией в действиях Заказчика установлены нарушения требований ч. 1 ст. 42, ч. 6 ст. 23, п. 13, 14 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ, п. 4, 6 Правил N 145.
П. 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы от 19 ноября 2014 г. N 727/14 установлено, что в случаях, если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
Комиссия, руководствуясь ст. 99 Закона N 44-ФЗ,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СК-ФАВОРИТ" на действия заказчика - администрации Промышленного района г. Ставрополя и уполномоченного органа - комитета экономического развития и торговли администрации г. Ставрополя по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0321300001122000170 "Работы по благоустройству детских площадок Промышленного района г. Ставрополя" - обоснованной.
2. В действиях Заказчика - администрации Промышленного района г. Ставрополя установлены нарушения ч. 1 ст. 42, ч. 6 ст. 23, п. 13, 14 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ, п. 4, 6 Правил N 145, в связи с чем выдать обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии Е.А. Соколов
А.М. Резцова
С.И. Рошевский
Члены Комиссии
Б.Ш. Карпель
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 20 июля 2022 г. N 026/06/105-1263/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.07.2022