Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов Комиссии:
Врио начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколова Е.А.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Резцовой А.М.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б.Ш.,
В присутствии представителей:
от Заказчика - Праведнов В.А.
от ООО "СК-Лазурит" - Пономарева М.В.,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России поступило обращение ФГБУ СКФНКЦ ФМБА России содержащее информацию о нарушениях Закона 44-ФЗ, в действиях заказчика - ФГБУ СКФНКЦ ФМБА России, по факту осуществления закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме N 0321100017622000101 Выполнение ремонтно-реставрационных работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения: "Частный пансионат Ганешина", 1905-1907 гг., Ставропольский кр., г. Кисловодск, ул. Ярошенко, 5, (Корпуса - Литер Б, Литер В, Литер Г,) и "Дача Дундукова", кон.XIX в., нач., XXв. Ставропольский кр., г. Кисловодск, ул. Мира/Ярошенко, 24/2, Корпус Литер А, с приспособлением для создания: "Центра реабилитации и восстановления спортсменов ФГБУ СКФНКЦ ФМБА России".
По указанной информации Антимонопольный орган назначил рассмотрение на 19.07.2022 г.
Представитель заказчика пояснил, что на основании результатов оценки заявок, протокол от 11.07.2022 г. комиссией ФГБУ СКФНКЦ ФМБА России незаконно допущена заявка под N4 ООО "СК-Лазурит".
В ходе проведенной внеплановой проверки в соответствии со ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) Комиссия установила следующее:
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно подпункту "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, а также документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
При этом, в части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе указано, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Из указанного следует, что в случае принятия указанного нормативного правового акта заказчик обязан установить указанные дополнительные требования и документы, подтверждающие соответствие указанным требованиям, с учетом специфики объекта закупки в извещении и документации о закупке в соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 и подпунктом "н" пункта 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 утверждены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации.
Согласно Пункту 1 Раздела 1 Дополнительные требования к участникам закупки в сфере культуры и культурного наследия, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям приложения к Постановлению N 2571 установлены дополнительные требования к участникам закупки Работы по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объект культурного наследия), при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов - наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов.
Цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
При этом информацией и документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требованиям являются:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ;
3) акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия;
4) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности)
Комиссией установлено, что извещение о проведении электронного аукциона содержит вышеуказанные дополнительные требования.
По окончании срока подачи заявок подано 4 заявки.
Согласно протокола подведения итогов от 11.07.2022 г. комиссия по осуществлению закупок приняла решение признать победителем электронного конкурса 0321100017622000101 участника с идентификационным номером 4, предложившего цену контракта 319 205 427,20 руб. триста девятнадцать миллионов двести пять тысяч четыреста двадцать семь рублей двадцать копеек.
В соответствии с пунктом 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению, в том числе в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Комиссией Ставропольского УФАС России установлено, что заявка ООО "СК-Лазурит" заказчиком неправомерно признана соответствующей требованиям Закона N 44-ФЗ и документации о закупке в связи с отсутствием документов, или копий документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным конкурсной документацией, а именно: участником закупки не подтверждено его соответствие дополнительным требованиям, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571, а именно в качестве подтверждения соответствия участника закупки дополнительным требованиям, установленным Постановлением от 29.12.2021 N 2571 в заявке ООО "СК-Лазурит" представлен опыт по договору подряда N 2020-63 от 14.07.2020 "Капитальный ремонт Б. Каменного моста", где в качестве генерального подрядчика выступает ООО "Пелискер", а ООО "СК-Лазурит" выступает в качестве подрядчика, при этом данный договор заключен во исполнение Гражданско-правового договора бюджетного учреждения N 0173200001419002025_275214 от 24.01.2020, заключенного между Генподрядчиком и ГБУ "Гормост".
При осуществлении закупки на выполнение работ, предусмотренных приложением N 1 к Постановлению от 29.12.2021 N 2571, может являться исключительно контракт (договор) на выполнение соответствующих работ, а именно, где стороной выступает участник закупки (генеральный подряд).
Таким образом, договор субподряда, представленный участником закупки, не может являться подтверждением наличия опыта в целях применения Постановления от 29.12.2021 N 2571.
Таким образом, заявка ООО "СК-Лазурит" не соответствует требованиям ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, документации о закупке и Постановлению от 29.12.2021 N 2571.
При этом, аналогичные выводы указаны в судебной практике, а именно: Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13.05.2021 г. по делу N А53-6403/2020 Определении Верховного Суда от 05 декабря 2018 г. N 305-КГ18-19792, Определениях Верховного Суда РФ от 22.10.2020 г. по делу N 309-ЭС-15792, от 05.12.2018 г. по делу N 305-КГ18-19792, Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2018 г. N 15АП-8200/2018, N 15АП-8742/2018 по делу N А32-50504/2017, Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.11.2017 г. N Ф07-12558/2017 по делу N А56-3909/2017, Постановлении АС Московского округа от 19.10.2017 г. по делу N А40-7626/17, от 22.08.2018 г. по делу N А40-223872/2017, от 19.03.2019 г.
Таким образом, в действиях заказчика установлены нарушения ст. 42, ст. 31, ст. 48 Закона 44-ФЗ и Постановлению от 29.12.2021 N 2571.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия заказчика - ФГБУ СКФНКЦ ФМБА России не соответствующими требованиям ст. 42, ст. 31, ст. 48 Закона 44-ФЗ и Постановлению от 29.12.2021 N 2571, в связи с чем, выдать обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Е.А. Соколов
Члены Комиссии
А.М. Резцова
Б.Ш. Карпель
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 19 июля 2022 г. N 026/06/99-1251/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.07.2022