Резолютивная часть решения оглашена 19.07.2022
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО "Адани Рус" (г. Санкт-Петербург) на положения извещения об электронном аукционе на закупку системы рентгеновской компьютерной томографии всего тела для нужд ГБУЗВО "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи г. Владимира" (N закупки 0128200000122003956),
15.07.2022 г. в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента и частью 3 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок Комиссией объявлен перерыв до 19.07.2022 г.
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N 033/06/23-441/2022 Комиссия Владимирского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
12.07.2022 во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Адани Рус" (далее- заявитель, Общество, ООО "Адани Рус") на положения извещения об электронном аукционе на закупку системы рентгеновской компьютерной томографии всего тела для нужд ГБУЗВО "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи г. Владимира" (N закупки 0128200000122003956).
1.Заявитель указывает, что документация о закупке содержит признаки ограничения конкуренции: по данным из открытых источников технические характеристики товара указывают на одного производителя товара- компанию Siemens, компьютерный томограф SOMATOM go.UP.
В силу изложенного, заявитель просит провести внеплановую проверку, выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
2. Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушениями требований Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг (далее - КТРУ) для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а именно, в извещении о закупке не установлена ссылка на позицию КТРУ, которой соответствует закупаемый товар.
Согласно ч. 6 ст. 23 Закона N 44-ФЗ порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В данном случае, объектом закупки является поставка системы рентгеновской компьютерной томографии всего тела: код позиции ОКПД2 - 26.60.11.119.
Этому коду ОКПД2 соответствуют следующие позиции КТРУ: 26.60.11.119-00000020.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии заявитель официально отказался от данного довода, заявив соответствующее устное ходатайство.
В обоснование правомерности действий заказчика представитель заказчика пояснил следующее.
Рассматриваемая закупка проводится в рамках реализации государственной программы "Развитие здравоохранения Владимирской области", утвержденной постановлением Губернатора Владимирской области от 30.04.2013 N 494 (за счет средств бюджета Владимирской области). Учитывая цели государственной программы, направленной на приведение материально-технической базы учреждений здравоохранения в соответствие с требованиями порядков оказания медицинской помощи, их дооснащения оборудованием для оказания медицинской помощи, заказчик считает, что в соответствии с частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе при планировании и осуществлении закупок следует исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных нужд.
Необходимость закупки продукции с указанными Заказчиком характеристиками обусловлена требованиями статьи 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - 323-ФЗ), в которой предусмотрено, что одним из основных принципов охраны здоровья является доступность и качество медицинской помощи. Под качеством медицинской помощи 323-ФЗ определяет совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата. Также потребность закупки оборудования с указанными в описании объекта закупки характеристиками обусловлена тем, что учреждение оказывает высокотехнологичную медицинскую помощь пациентам с различными диагнозами в экстренном порядке, что требует сложной диагностики на аппарате.
В силу пункта 4 Правил Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б"- "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Предложенный заявителем код КТРУ обязателен к применению с 16.07.2022.
На основании вышеизложенного, заказчик осуществил описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Из положений частей 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, следует, что определяющим фактором при установлении заказчиком соответствующих требований являются потребности заказчика, а не хозяйствующих субъектов, принимающих участие в закупке. Законом не предусмотрены ограничения по включению в описании объекта закупки требований к товару, которые являются значимыми для заказчика, отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. Закон предусматривает право заказчика определить в извещении об аукционе такие требования к объекту закупки, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности.
Описание объекта закупки содержит требования к характеристикам оборудования в соответствии с Национальным стандартом РФ "Изделия медицинские электрические. Томографы рентгеновские компьютерные. Технические требования для государственных закупок" ГОСТ Р 55771-2013.
Перед подготовкой документов на торги заказчиком производился анализ рынка. При составлении описания объекта закупки была использована сравнительная информация о функциональных и технических характеристиках компьютерных томографов ведущих мировых производителей. Описание составлено в полном соответствии с положениями действующего законодательства таким образом, что участники закупки могут представить оборудование как минимум двух различных производителей. В связи с этим участником закупки может выступить любое лицо, в том числе и не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об аукционе и удовлетворяющий потребности заказчика. Заказчик при размещении заказа не имеет возможности установить требования к характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки для государственных нужд. Таким образом, законодательство в сфере закупок не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в документации об аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Как указано в пункте 4 статьи 3 ФЗ-44 участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Поэтому требования к техническим характеристикам товара никак не ограничивает количество поставщиков - любое правомочное лицо вправе сделать предложение о поставке товаров, обладающих характеристиками соответствующими или превосходящими требования, установленные в описании объекта закупки.
Формирование объекта закупки и всех характеристик товаров определялись исходя из нужд специалистов учреждения, а также во многом обусловлено необходимостью поддерживать системность, скорость и качество оказания помощи пациентам. Непосредственно документа, регламентирующего наличие тех или иных пунктов, которые заказчик должен указать в обязательном порядке нет. Соответственно, характеристики указывались исходя из конкретных потребностей ЛПУ.
В связи с выше перечисленным, представитель заказчика указывает, что все доводы, указанные в жалобе, являются необоснованными. Описание объекта закупки составлено в соответствии с требованиями действующего законодательства, Заказчиком не установлены какие-либо особые (нестандартные) или излишние требования к характеристикам поставляемого товара, ограничивающие количество участников закупки.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок).
Из приведенных норм Закона о контрактной системе следует, что заказчик вправе включить в документацию электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций учреждения.
При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика. Соответствие установленным требованиям товара только одного производителя не является безусловным основанием, свидетельствующим об ограничении конкуренции среди участников электронного аукциона. В свою очередь Закон о контрактной системе не предусматривает обязанности заказчика при определении требований к объекту закупки руководствоваться количеством производителей/изготовителей такого товара.
Кроме того, Комиссия Владимирского УФАС России отмечает, что общество, равно как и другие участники закупки, имело возможность поставки товара с требуемыми характеристиками и не было ограничено в праве принять участие в аукционе с товаром, который соответствует потребностям заказчика.
Таким образом, вышеназванный довод является несостоятельным.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Адани Рус" на положения извещения об электронном аукционе на закупку системы рентгеновской компьютерной томографии всего тела для нужд ГБУЗВО "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи г. Владимира" (N закупки 0128200000122003956) по доводам, изложенным в ней, необоснованной.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 19 июля 2022 г. N 033/06/23-441/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.07.2022