Резолютивная часть решения оглашена 20.07.2022 г.
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии:
_. заместителя руководителя управления - начальника отдела,
членов Комиссии:
_. главного специалиста-эксперта
_.. ведущего специалиста-эксперта,
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу жалобы ИП _.. (г. Королев, Московская область) на положения извещения при проведении электронного аукциона на "Строительство "Многофункциональная спортивная площадка" по адресу: Владимирская область, Петушинский район, г. Петушки, ул. Московская" (N закупки 0128200000122003958), в открытом заседании в присутствии представителя заказчика - МБУ СШ "Динамо": __ (приказ от 12.11.2012 г. N29),
представителя уполномоченного органа - департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области (далее - департамент, уполномоченный орган): __ (доверенность от 30.12.2021 г. N 81),
Заявитель, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя не обеспечил.
19.07.2022 г. в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента и частью 3 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок Комиссией объявлен перерыв до 20.07.2022 г.
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N 033/06/31-443/2022 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
13 июля 2022 г. во Владимирское УФАС России поступила жалоба ИП _.. (далее - Заявитель, Общество) на положения извещения при проведении электронного аукциона на "Строительство "Многофункциональная спортивная площадка" по адресу: Владимирская область, Петушинский район, г. Петушки, ул. Московская" (N закупки 0128200000122003958).
Согласно доводам жалобы, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, Заказчиком не установлены требования о том, что участник закупки не может являться лицом, находящимся под санкциями.
Заказчик, в свою очередь, пояснил следующее.
Во исполнении Указа N 252 Постановлением Правительства РФ от 11.05.2022 N 851 утверждены "Меры по реализации Указа Президента Российской Федерации от 3 мая 2022 г. N 252" (вместе с "Перечнем юридических лиц, в отношении которых применяются специальные экономические меры").
Ни один из вышеперечисленных документов не содержит перечень информации и документов, которыми участник закупки, в соответствии с требованиями части 1 статьи 43 Закона N 44-ФЗ, может подтвердить, что не является юридическим или физическим лицом, в отношении которого применяются специальные экономические меры, предусмотренные пп. "а" п. 2 Указа N 252 от 03.05.2022 года, либо являться организацией, находящейся под контролем таких лиц.
В связи с выше указанным Муниципальное бюджетное учреждение спортивная школа "Динамо" Петушинского района Владимирской области считает доводы, изложенные в жалобе, не состоятельными, а жалобу не подлежащей удовлетворению.
Представитель уполномоченного органа пояснил следующее.
Извещение о проведении данного электронного аукциона подписано директором МБУ СШ "Динамо" от 04.07.2022.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 36 196 570,00 руб.
Данная закупка проводится в рамках государственной программы Владимирской области "Развитие физической культуры и спорта во Владимирской области", "Развитие физической культуры и спорта в Петушинском районе".
Согласно п. 2.1.8. Порядка взаимодействия Департамент рассматривает извещения об осуществлении закупки заказчиков Владимирской области в части установления требований к участникам закупок, существенных условий контракта на соответствие Федеральному закону N 44-ФЗ.
В соответствии с п. 2.1.10 Порядка взаимодействия Департамент осуществляет размещение извещений об осуществлении закупки в единой информационной системе.
На основании вышеизложенного, указанная закупка размещена Департаментом в единой информационной системе на сайте http://zakupki.gov.ru/ 06.07.2022, реестровый номер закупки 0128200000122003958.
Таким образом, нарушений законодательства со стороны Департамента при осуществлении данной закупки не допущено.
Изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к следующим выводам.
06.07.2022 г. на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок размещена закупка N 0128200000122003958 на "Строительство "Многофункциональная спортивная площадка" по адресу: Владимирская область, Петушинский район, г. Петушки, ул. Московская".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 36 196 570,00 руб.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок при применении конкурентных способов заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 2 статьи 90 Конституции Российской Федерации, Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Указа Президента РФ от 03.05.2022 г. N 252 "О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций" (далее- "Указ), Федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации, в своей деятельности исходить из того, что со дня вступления в силу настоящего Указа в отношении отдельных юридических лиц, физических лиц и находящихся под их контролем организаций применяются специальные экономические меры.
В соответствии с пунктом 3 Указа Министерству финансов Российской Федерации предоставлено право давать официальные разъяснения по вопросам применения настоящего Указа, за исключением абзаца четвертого подпункта "а" пункта 2 настоящего Указа.
В соответствии с письмом Минфина России N 24-06-06/54846 от 09.06.2022 г. заказчики при подготовке извещения об осуществлении закупки устанавливают на основании пункта 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ требование в том числе о том, что участник закупки не может являться лицом, находящимся под санкциями.
Извещение о проведении данного электронного аукциона подписано директором МБУ СШ "Динамо" от 04.07.2022.
Таким образом, заказчики при подготовке извещения об осуществлении закупки устанавливают на основании пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок требование в том числе о том, что участник закупки не может являться лицом, находящимся под санкциями.
Комиссий УФАС установлено, что в извещении электронного аукциона на "Строительство "Многофункциональная спортивная площадка" по адресу: Владимирская область, Петушинский район, г. Петушки, ул. Московская" (N закупки 0128200000122003958) требование о том, что участник закупки не может являться лицом, находящимся под санкциями содержит.
Таким образом, довод жалобы не подтвержден.
Вместе с тем, по результатам проведения внеплановой проверки Комиссия Владимирского УФАС России установила следующее.
Указом Президента Российской Федерации от 03.05.2022 N 252 "О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций" в связи с недружественными и противоречащими международному праву действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций, направленными на незаконные лишение Российской Федерации, граждан Российской Федерации и российских юридических лиц права собственности и (или) ограничение их права собственности, в целях защиты национальных интересов Российской Федерации и в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 281-ФЗ "О специальных экономических мерах и принудительных мерах" установлена необходимость обеспечения применения следующих специальных экономических мер:
а) запрет федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации:
совершать сделки (в том числе заключать внешнеторговые контракты) с юридическими лицами, физическими лицами и находящимися под их контролем организациями, в отношении которых применяются специальные экономические меры (далее - лица, находящиеся под санкциями);
исполнять перед лицами, находящимися под санкциями, обязательства по совершенным сделкам (в том числе по заключенным внешнеторговым контрактам), если такие обязательства не исполнены или исполнены не в полном объеме;
осуществлять финансовые операции, выгодоприобретателями по которым являются лица, находящиеся под санкциями;
б) запрет на вывоз за пределы территории Российской Федерации продукции и (или) сырья, производство и (или) добыча которых осуществляются на территории Российской Федерации, при условии, что такие продукция и (или) сырье поставляются в пользу лиц, находящихся под санкциями, и (или) лицами, находящимися под санкциями, в пользу иных лиц.
В соответствии с письмом Минфина России от 09.06.2022 N 24-06-06/54846 заказчики при подготовке извещения о проведении закупки обязаны устанавливать на основании п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе требование в том числе о том, что участник не может являться лицом, находящимся под санкциями.
Однако, в Письме Минфина России от 20.07.2022 N 24-01-06/69926 "О направлении информации о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 3 мая 2022 г. N 252 и постановления Правительства Российской Федерации от 11 мая 2022 г. N 851" указано следующее.
Указом N 252, в том числе в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. N 281-ФЗ "О специальных экономических мерах и принудительных мерах", введены специальные экономические меры (далее - санкции) в отношении отдельных юридических лиц, физических лиц и находящихся под их контролем организаций, предусматривающие запрет совершать сделки с такими лицами и организациями, а также исполнять перед ними обязательства по совершенным сделкам, если такие обязательства не исполнены или исполнены не в полном объеме.
Постановлением N 851 на основании пункта 5 Указа N 252 утвержден перечень юридических лиц, в отношении которых применяются специальные экономические меры, а также определены дополнительные критерии отнесения к сделкам, совершение которых с лицами, находящимися под санкциями (включенные в указанный перечень юридические лица и находящиеся под их контролем организации), а также исполнение обязательств перед которыми запрещено.
Реализация указанного запрета совершать и исполнять сделки при осуществлении закупок в соответствии с Закона о контрактной системе в сфере закупок обеспечивается путем:
отклонения заявок, поданных лицами, находящимися под санкциями;
отстранения лиц, находящихся под санкциями, от заключения контрактов или отказа от заключения с ними контрактов (часть 9 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок);
расторжения контрактов, заключенных с лицами, находящимися под санкциями (пункт 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе в сфере закупок).
Указанный запрет применяется вне зависимости от товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки, и не устанавливает требований непосредственно к лицам для осуществления поставки закупаемых товаров, выполнения закупаемых работ, оказания закупаемых услуг, в связи с чем не образует требования, указанного в пункте 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок предусмотрено обязательное установление заказчиком в числе единых требований к участникам закупки указанного в пункте 11 данной части требования об отсутствии у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.
При этом нормами Закона о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрена обязательность указания в составе извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) конкретного нормативного правового акта, которым установлено ограничение для участия в закупках и (или) перечень лиц, в отношении которых установлены такие ограничения.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП __ (г. Королев, Московская область) на положения извещения при проведении электронного аукциона на "Строительство "Многофункциональная спортивная площадка" по адресу: Владимирская область, Петушинский район, г. Петушки, ул. Московская" (N закупки 0128200000122003958) по доводам, изложенным в ней, необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 20 июля 2022 г. N 033/06/31-443/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.07.2022