Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Калитиной Н.А. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Членов Комиссии:
Гребенюковой М.Е. - заместителя начальника отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Неплюевой А.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
при участии представителей:
Муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства города Мончегорска" - Кузнецовой Т.Н. (по доверенности), Забелинского И.С. (по доверенности);
общества с ограниченной ответственностью "СЕВЕРОМОРСКАЯ СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ" - Карапетяна С.А. (по доверенности), Климова А.О. (по доверенности),
рассмотрев обращение Муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства города Мончегорска" (далее по тексту решения -Заказчик) о включении сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "СЕВЕРОМОРСКАЯ СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ" (далее по тексту решения - ООО "ССК", Исполнитель) в реестр недобросовестных поставщиков, в соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", (далее по тексту решения - Закон о контрактной системе), раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"),
УСТАНОВИЛА:
В Мурманское УФАС России поступило обращение Муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства города Мончегорска" о включении сведений в отношении ООО "ССК" (юридический адрес: 184606, Мурманская обл., г. Североморск, ул. Заводская, д.8, ИНН 5110001743, КПП 511001001) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним расторжением Заказчиком контракта на строительство объекта "Новое кладбище в городе Мончегорск к северо-западу от бывшего кварцитового карьера на северных предгорьях горы Вуручьуайвенч. 1 этап" (реестровый номер извещения 0149200002322000151).
Заявление о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков Общества рассмотрено дистанционно посредством сервиса веб-видеоконференцсвязи 13.07.2022 в 11 часов 00 минут.
Изучив представленные материалы, Комиссия установила следующее.
29.03.2022 по результатам электронного аукциона N 0149200002322000151 между Заказчиком и ООО "ССК" заключен государственный контракт на строительство объекта "Новое кладбище в городе Мончегорск к северо-западу от бывшего кварцитового карьера на северных предгорьях горы Вуручьуайвенч. 1 этап".
В силу части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 9.2. Контракта установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и статьей 95 Закона.
Согласно пунктам 9.2.2.1.2., 9.2.2.1.3., 9.2.2.1.4. Контракта, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным частью 9 статьи 95 Закона, Гражданским кодексом Российской Федерации, в том числе:
1) если подрядчик не приступает своевременно к исполнению контракта или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным (статья 715 Гражданского кодекса Российской Федерации);
2) если подрядчик не исполнит в назначенный срок требование заказчика об устранении недостатков (статья 715 Гражданского кодекса Российской Федерации);
3) если отступления в работе от условий контракта или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми (статья 723 Гражданского кодекса Российской Федерации);
4) при нарушении подрядчиком начального и конечного сроков выполнения работ, а также сроков завершения отдельных этапов работы (промежуточных сроков) (статьи 405, 708 Гражданского кодекса Российской Федерации);
5) при существенном нарушении подрядчиком контракта (статья 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Существенным признается нарушение контракта одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении контракта, в том числе существенными нарушениями подрядчиком условий контракта считаются:
1) выполнение подрядчиком работ ненадлежащего качества, при этом недостатки не могут быть устранены в приемлемый для заказчика срок либо являются существенными и неустранимыми;
2) нарушение подрядчиком сроков выполнения работ (отдельного этапа исполнения контракта) более чем на 10 (десять) календарных дней по причинам, не зависящим от заказчика;
3) нарушение подрядчиком сроков выполнения работ (отдельного этапа исполнения контракта), предусмотренных Графиком выполнения работ более 3 (трех) раз;
4) исключение подрядчика в период исполнения контракта из саморегулируемой организации.
Факты существенных нарушений условий исполнения контракта фиксируются заказчиком посредством составления соответствующего акта и претензионного письма с уведомлением подрядчика с учетом положений раздела 11 контракта.
10.06.2022 Заказчик, реализуя свое право на односторонний отказ от исполнения контракта, предусмотренное частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе и статьёй 450.1 ГК РФ, принял решение о расторжении государственного контракта от 29.03.2022 в одностороннем порядке.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
10.06.2022 Заказчик направил решение об одностороннем отказе от исполнения контракта решение в адрес Общества заказным письмом и разместил данное решение в единой информационной системе.
Заказчик посчитал датой надлежащего уведомления 21.06.2022 (дата получения решения об одностороннем расторжении Обществом), датой расторжения контракта - 02.07.2022.
Обращение Заказчика о включении сведений в отношении ООО "ССК" в реестр недобросовестных поставщиков направлено в адрес Мурманского УФАС России в установленный законом срок.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Комиссия полагает, что для рассмотрения вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков необходимо учитывать все обстоятельства дела.
Комиссия Мурманского УФАС России, изучив Контракт, пояснения Общества, а также представленные сторонами сведения и документы, установила следующее.
В решении от 10.06.2022 об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта заказчик ссылается на нарушения срока выполнения работ, указанных в приложении N4 к муниципальному контракту.
Так, согласно Приложению N4 к муниципальному контракту, сроки исполнения первого этапа выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) вида работ и (или) части работ отдельного вида работ установлен с 01.05.2022 по 31.05.2022.
В то же время, пунктом 3.3. Контракта установлено, что срок исполнения контракта установлен по 20.12.2022 и включает срок выполнения подрядчиком работ (предусмотренных контрактом) в полном объеме, срок приемки (с оформлением документа о приемке) и оплаты заказчиком таких работ.
Срок исполнения отдельных этапов контракта:
I этап: 01.05.2022-26.07.2022;
II этап: 01.06.2022-24.08.2022;
III этап: 01.07.2022-22.09.2022;
IV этап: 01.08.2022-25.10.2022;
V этап: 01.09.2022-24.11.2022;
VI этап: 01.10.2022-20.12.2022.
Как пояснил представитель Общества, выполнение работ по первому этапу осуществлено в срок, установленный пунктом 3.3 Контракта, при этом нарушение графика производства работ произошло по причине наличия снежных покровов в местах проведения работ в первой половине мая, что препятствовало проведению подготовительных и земляных работ.
Из представленных на заседание Комиссии документов следует, что Заказчику сданы работы, в срок до момента вступления в силу решения об одностороннем расторжении контракта, что подтверждается актами выполненных работ от 16.06.2022 и от 30.06.2022, счетом на оплату от 16.06.2022.
Вместе с тем, согласно части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Как было отмечено ранее, 21.06.2022 Общество получило решение об одностороннем расторжении контракта.
В соответствии со статьей 15 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе.
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
На основании вышеизложенного, Комиссия Мурманского УФАС России приходит к выводу о том, что Обществом предпринимались все возможные меры для надлежащего исполнения условий контракта, а именно своевременно и неоднократно предпринимались меры для устранения замечаний, выявленных Заказчиком и организацией, осуществляющий строительный контроль, что подтверждается Актом устранения недостатков от 17.06.2022, а также разрешениями на производство работ в охранной зоне воздушной ЛЭП (ВЛ) от 14.06.2022 NN198,199.
При этом, Комиссия Мурманского УФАС России, изучив представленные сторонами документы не усматривает в действия Общества недобросовестного поведения, выражающегося в уклонении от исполнения обязательств по контракту.
Таким образом, у Комиссии Мурманского УФАС России отсутствуют правовые основания для включения ООО "ССК" в реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Мурманского УФАС России
РЕШИЛА:
Отказать Муниципальному казенному учреждению "Управление жилищно-коммунального хозяйства города Мончегорска во включении сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью ООО "ССК" (юридический адрес: 184606, Мурманская обл., г. Североморск, ул. Заводская, д.8, ИНН 5110001743, КПП 511001001) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта на строительство объекта "Новое кладбище в городе Мончегорск к северо-западу от бывшего кварцитового карьера на северных предгорьях горы Вуручьуайвенч. 1 этап" (реестровый номер извещения 0149200002322000151).
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Мурманского УФАС России: Н.А. Калитина
Члены комиссии
Мурманского УФАС России: М.Е. Гребенюкова
А. В. Неплюева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 13 июля 2022 г. N 051/06/104-399/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.07.2022