Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ИП Кремешковой А.А. (далее - Заявитель) на действия МКУ "Управление капитального строительства и благоустройства Октябрьского городского округа Пермского края" (далее - Заказчик), Администрации Октябрьского городского округа Пермского края (далее - Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт МКОУ "Ишимовская основная общеобразовательная школа", оснащение оборудованием и инвентарем, устройство прогулочных площадок (изв.N 0156600015522000130),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в редакции, действующей на момент размещения извещения (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0156600015522000130 Уполномоченным органом проводился электронный аукцион на капитальный ремонт МКОУ "Ишимовская основная общеобразовательная школа", оснащение оборудованием и инвентарем, устройство прогулочных площадок.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, аукционной документацией:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 29.06.2022 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 15 168 670,92 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 07.07.2022 г.
По мнению Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом объединены в одну закупку выполнение работ по капитальному ремонту и поставка товара, что ограничивает количество потенциальных участников закупки.
Заказчик с доводами жалобы не согласен. В письменных Заказчик пояснения указал, что указанное в документации оборудование вправе приобрести любая строительная организация. Вместе с тем, лицо, ведущее строительные работы, может поставить технологически более эффективное и пригодное для установки оборудование. Следовательно, объединение строительных работ и поставки товаров позволяет обеспечить более качественное выполнение этих работ и отвечает целям эффективного использования бюджетных средств.
Согласно ч. 1. ст. 8 Закона о закупках контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о закупках конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 1 ст. 49 Закона о закупках электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о закупках.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Согласно извещению описание объекта закупки содержится в Техническом задании.
Согласно п. 7 ТЗ Подрядчик обязан выполнить весь комплекс работ по объекту в соответствии с технологией производства работ в объеме обеспечивающий нормальную эксплуатацию здания, а именно:
- выполнить монтаж водоснабжения;
- выполнить монтаж водоотведения;
- выполнить монтаж электроснабжения;
- выполнить монтаж системы отопления;
- выполнить монтаж вентиляции;
- выполнить монтаж системы пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
- выполнить монтаж системы охранного телевидения;
- выполнить работы по устройству полов и стен;
- выполнить монтаж входной группы и козырька;
- выполнить внутреннюю отделку помещений;
- выполнить благоустройство территории;
- выполнить монтаж МАФ, покрытий.
Согласно положениям проекта Контракта:
12.6. Контракт имеет приложения, являющиеся его неотъемлемой частью:
12.6.1. Приложение N 1 - Техническое задание.
12.6.2. Приложение N 2 - Локальный сметный расчет.
Упомянутый локальный сметный расчет опубликован Заказчиком в ЕИС.
Вместе с тем, локальным сметным расчетом (смета) N 06-01, помимо капитального ремонта, предусмотрена также поставка товаров, например, шкаф для горшков (п.1), шкаф для обуви с полками на металлокаркасе (п.2), стул детский "Скандинавия" (п.3), стол детский "Скандинавия" (п.4), шкаф 3-секционный с нишей под скамью (п.5), скамейка детская "Скандинавия" (п.7), кровать детская 3-ярусная выкатная/фанера (п.8), утюг BOSCH TDA 703021A синий (п.25), пылесос BOSCH BWD 41740 фиолетовый (п.26) и прочее.
Комиссия отмечает, что при осуществлении капитального ремонта Заказчик вправе предусмотреть в документации о закупке необходимость поставки и монтажа оборудования, неразрывно связанного с объектом, при этом, в качестве неразрывно связанного с объектом оборудования необходимо рассматривать оборудование, поставка и установка которого невозможна впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта.
Комиссия также отмечает, что указанные выше товары, технологически и функционально не связаны с работами по капитальному ремонту и поставка таковых может осуществляться отдельно.
В извещении Заказчик предусмотрел дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 10 раздела II приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации":
Наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта); 2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта); 3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
Также в извещении Заказчик установил требование к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации (далее - СРО) в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с ч.2 ст. 52, и иными нормами ГрК РФ, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2.1. и ч. 2.2. ст. 52 ГрК РФ.
Для поставки оборудования в целях выполнения работ по капитальному ремонту по рассматриваемому объекту от поставщика не требуется специальной правоспособности, в то время как для выполнения капитального ремонта подрядчик должен быть членом соответствующей саморегулируемой организации в соответствии с градостроительным законодательством, а также должен соответствовать дополнительным требованиям.
Объединение в один предмет закупки работ по капитальному ремонту и поставки оборудования, технологически и функционально не связанного с объектом, может привести к необоснованному ограничению количества участников закупки, поскольку поставка товара не требует от участника закупки наличия и предоставления документов, подтверждающих соответствие такого участника требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, объединение в один предмет закупки работ по капитальному ремонту и поставки товаров, которые технологически и функционально не связаны с работами по капитальному ремонту и поставка которых может осуществляться отдельно, противоречит положениям Закона о закупках.
Комиссия также отмечает, что согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 07.07.2022 NИЭА1 на участие в электронном аукционе не было подано ни одной заявки.
На основании указанного выше Комиссия приходит к выводу, что в действиях Заказчика, Уполномоченного органа имеется нарушение п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
В указанных действиях должностных лиц Заказчика, Уполномоченного органа содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Кремешковой А.А. на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт МКОУ "Ишимовская основная общеобразовательная школа", оснащение оборудованием и инвентарем, устройство прогулочных площадок (изв.N 0156600015522000130) обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение требований п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. В целях устранения выявленных нарушений выдать предписание Аукционной комиссии, Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной торговой площадки.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 13 июля 2022 г. N 010390-22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.07.2022