Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель Комиссии - А.А. Овчар, заместитель руководитель управления, члены Комиссии - Е.В. Котова, специалист-эксперт (далее - Комиссия), О.В. Рогова, старший государственный инспектор, рассмотрев жалобу ИП Августиновой Д.В. на действия уполномоченного органа - Администрации Енисейского района Красноярского края (далее - уполномоченный орган), заказчика - МКУ "Служба заказа Енисейского района" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме "Разработка проекта генерального плана и проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки Высокогорского сельсовета" (далее - открытый конкурс), размещенного на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0819300002022000080.
Существо жалобы: составление извещения (далее - Извещение) с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствует требованиям статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежит принятию к рассмотрению.
В адрес заказчика, уполномоченного органа, подателя жалобы, оператора электронной площадки были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
Заказчику, уполномоченному органу было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
В соответствии с письмами ФАС России N ИА/27903/20 от 03.04.2020, N ИА/27895/20 от 03.04.2020 рассмотрение жалобы было организовано Красноярским УФАС России в дистанционном режиме, без очного участия представителей подателя жалобы, заказчика, посредством интернет-видеоконференции.
Рассмотрение жалобы было назначено на 14.07.2022 года в 12 часов 15 минут (по местному времени) по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 81Д, каб. 20, рассмотрение было проведено в дистанционном режиме.
На заседании комиссии посредством интернет-видеоконференции присутствовал представитель уполномоченного органа, должным образом подтвердившие свои полномочия и личности.
Податель жалобы и представитель заказчика участие своих представителей в рассмотрении не обеспечили.
Из содержания жалобы следует, что при формировании извещения заказчиком неправомерно установлен показатель "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов (денежных средств) и (или) уставного капитала", при этом согласно формуле лучшим условием исполнения контракта по критерию оценки является наибольшее значение критерия оценки.
По мнению подателя жалобы, размер уставного капитала не отражает реальное наличие финансовых ресурсов у организации. При этом наличие или отсутствие финансовых ресурсов у участника закупки не может повлиять на качество разработки проекта внесения изменений в генеральный план и проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки. Таким образом, по мнению подателя жалобы, указанный показатель не позволяет выявить лучшее предложение среди поданных на участие в конкурсе.
В отношении вышеуказанных доводов подателя жалобы заказчиком были представлены письменные возражения, сообщающие о том, что оспариваемые положения извещения не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные на заседание Комиссии, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса на предмет соответствия требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на разработку проекта генерального плана и проекта внесения изменений в правила землепользования и застройки Высокогорского сельсовета (извещение N0819300002022000080).
В силу части 3 статьи 24 Закона о контрактной системе под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.
Согласно части 1 статьи 48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в извещении о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила оценки).
Под оценкой понимается действие членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в установленном порядке баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В соответствии с пунктом 3 Правил оценки, в целях настоящих Правил для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в извещении о закупке следующие критерии оценки:
а) цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б)расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Под оценкой понимается процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в извещении о закупке в соответствии с требованиями Правил оценки, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены (пункт 3 Правил оценки).
В соответствии с подпунктом "г" пункта 3 Положения для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяется, в том числе критерий оценки "квалификация участников закупки".
Согласно пункту 24 раздела V (оценка заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки") Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
При анализе извещения Комиссия установила, что в соответствии с Приложением к извещению "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурса" оценка и сопоставление заявок будет производиться по следующим критериям:
1. Цена контракта - значимость критерия 20%.
2. Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации - значимость критерия 80 %, в том числе:
- наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
- наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
При отсутствии у участника конкурса комплекта подтверждающих документов заявке по данному показателю присваивается 0 баллов.
Согласно Приложением к извещению "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурса" , заказчик посчитал необходимым раскрыть критерий оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" через показатель обеспеченности участника закупки финансовыми ресурсами (денежными средствами) и (или) уставным капиталом.
Следовательно, заказчик в Извещении открытого конкурса в электронной форме допустил возможность оценки квалификации участника закупки, выраженной в обеспеченности участника закупки финансовыми ресурсами, путем документально подтвержденного размера уставного капитала, и размера денежных средств, находящихся на банковском счете участника закупки.
На основании толкования содержания статей 90, 99 ГК РФ, статьи 14 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", статьи 25 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" уставный капитал определяет минимальный размер имущества юридического лица, гарантирующего интересы его кредиторов, являясь по существу стоимостью активов хозяйствующего субъекта, внесенных учредителями при ее государственной регистрации.
Финансовые ресурсы хозяйствующего субъекта законодательно не ограничены лишь размером уставного капитала, размером денежных средств, находящихся на банковском счете хозяйствующего субъекта, и представляют собой по существу совокупность всех видов денежных средств, финансовых активов, которыми располагает хозяйствующий субъект, например, прибыль от основной деятельности, от реализации имущества, денежные средства от выпуска и продажи собственных ценных бумаг, дивиденды и проценты по ценным бумагам, кредитные обязательства перед банками, доходы по операциям с иностранной валютой и драгоценными металлами, страховые возмещения.
Правилами оценки предусмотрена сама по себе возможность оценки заявок с целью выявления лучшего предложения исполнения контракта через оценку квалификации участника закупки, выраженной в обеспеченности участника закупки финансовыми ресурсами, без предъявления законодателем требований к допустимому (возможному к установлению) объему, содержанию таких ресурсов, однако указанный критерий должен предоставлять заказчику возможность определить участника закупки, предложившего лучшие условия исполнения контракта, что основано на содержании пункта 3 Правил оценки.
Однако установленный в извещении в рамках критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов (денежных средств) и (или) уставного капитала" показатель оценки наличия финансовых ресурсов (денежных средств) (которые подтверждаются выпиской банковского счета, заверенной банком) и наличия уставного капитала (который подтверждается выпиской из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованной в нотариальном порядке копией такой выписки) не может объективно охарактеризовать финансовое благополучие участника закупки, финансовую устойчивость, ликвидность участника закупки, следовательно, объективно свидетельствовать о его квалификации.
Из указанного выше следует вывод о том, что раскрытие в Извещении нестоимостного критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" через показатель обеспеченности участника закупки финансовыми ресурсами в виде размера уставного капитала и размера денежных средств на банковском счете не отражает реальное наличие финансовых ресурсов у участника закупки как совокупности всех видов денежных средств, финансовых активов, которыми располагает хозяйствующий субъект, что не позволяет выявить лучшее предложение исполнения контракта через оценку квалификации участника закупки в части обеспеченности финансовыми ресурсами.
Закон о закупках не обязывает заказчиков допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек заказчика, закрепленному пункту 3 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе и предполагающему наличие у заказчика права на установление в извещении способствующих тому требований к участникам закупки.
Соответственно уменьшение числа участников закупки в результате предъявления к ним требований само по себе не является нарушением принципа равноправия, если такие требования предоставляют заказчику дополнительные гарантии выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.
Таким образом, Администрация Енисейского района Красноярского края при проведении закупки, предметом которой являлась сложная и требующая квалификации разработка проекта генерального плана и проекта правил землепользования и застройки Высокогорского сельсовета, обоснованно установила в извещении критерия оценки показатель "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов (денежных средств) и (или) уставного капитала", поскольку показатели наличия финансовых ресурсов юридического лица позволяют оценить надежность и ресурсные возможности потенциального контрагента.
Данный вывод подтверждается Решением Арбитражного суда Красноярского края NА33-19847/2020 от 09.02.2021.
Ввиду чего, Комиссия не может прийти к выводу о нарушениях в действиях заказчика и об обоснованности доводов жалобы.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение признать жалобу ИП Августиновой Д.В. необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
А.А. Овчар |
Члены Комиссии |
К.В. Котова |
|
О.В. Рогова |
Исп. Рогова О.В. (391) 211-01-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 9 июня 2020 г. N 024/06/105-1534/2020
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.07.2022