Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель - заместитель руководителя управления А.А. Овчар, члены Комиссии - специалист-эксперт А.Н. Пшенникова, ведущий специалист-эксперт Т.О. Аугустан (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ИП Мнякина И.Н. на действия заказчика - КГБУЗ "Краевая клиническая больница" (далее - заказчик), уполномоченного органа - Агентства государственного заказа Красноярского края (далее - уполномоченный орган), при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона ЭА-N-6040/22 "Электронный аукцион на право заключения контракта на поставку системы анестезиологической, общего назначения" (далее - электронный аукцион) на электронной торговой площадке ООО ЭТП Газпромбанк (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0119200000122005941 установила следующее:
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Ренессанс-Мед" на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона (далее - жалоба).
Существо жалобы: несоответствие извещения требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствует требованиям статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежит принятию к рассмотрению.
В адрес заказчика, уполномоченного органа, подателя жалобы, оператора электронной площадки были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
Заказчику, уполномоченному органу было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
Рассмотрение жалобы было назначено на 14.07.2022 года в 17 часов 30 минут (по местному времени) по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 81 "Д", каб. 20.
На заседании комиссии по рассмотрению жалобы присутствовали представители заказчика, представитель уполномоченного органа и представитель подателя жалобы, должным образом подтвердившие свои полномочия и личности.
В связи с необходимостью получения дополнительной информации в работе Комиссией был объявлен перерыв до 12 часов 45 минут 15.07.2022. Рассмотрение жалобы проходило при участии представителей заказчика, представителя уполномоченного органа, представителя подателя жалобы, подтвердивших свои полномочия и личности надлежащим образом.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании извещения о проведении закупки заказчиком, уполномоченным органом были допущены нарушения положений Закона о контрактной системе, а именно:
- заказчиком не использована позиция КТРУ, которая по мнению подателя жалобы соответвует объекту закупки;
- заказчиком указаны такие характеристики товара, которые указывают на оборудование единственного производителя.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку системы анестезиологической, общего назначения, извещение N 0119200000122005941.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
В части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Как установлено в пункте 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронный документ, содержащий описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено требование об использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из пунктов 2, 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила), следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении, в том числе при описании объекта закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу частей 5,6 Правил заказчики вправе указывать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе (далее - Дополнительная информация). В таком случае в описание товара, работы, услуги заказчикам надлежит включить обоснование необходимости использования Дополнительной информации.
Однако пункты 5а и 5б Правил ограничивают вышеуказанное право заказчиков.
Так, из буквального толкования пункта 5 Правил следует безусловная невозможность заказчиков при осуществлении закупки радиоэлектронной продукции, указание на которую представлено в пункте 5а Правил, указывать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке Дополнительную информацию, которая не предусмотрена в соответствующей позиции каталога.
Таким образом, если закупаемые товары, работы, услуги не попадают под ограничения, установленные пунктами 5а, 5б Правил, то заказчик правомочен включать в описание объекта закупки Дополнительную информацию с обоснованием необходимости ее включения. В иных случаях законодатель не наделяет заказчиков такими правами, в том числе и при осуществлении закупок оборудования, предусмотренного проектной документацией и/или медицинского оборудования.
Согласно пункту 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Комиссия отмечает, что в рассматриваемом случае, заказчик устанавливает ограничение согласно Постановлению N 878 (что коррелируется с нормами позитивного права, учитывая, что объектом закупки является радиоэлектронная продукция, на которую надлежит устанавливать ограничения в соответствии с Постановлением N 878).
Таким образом, в рамках рассматриваемой закупки, заказчик был бы правомочен определить описание объекта закупки с указанием любых функциональных, технических, качественных и эксплуатационных характеристик, которые соответствуют реальной, объективной необходимости (потребности) заказчика (в соответствии со статьёй 33 Закона о контрактной системе) только в том случае, если в КТРУ отсутствует соответствующая позиция или позиция имеется, но в такой позиции отсутствует описание товара, работы, услуги (в разделе "Описание товара, работы, услуги" в соответствующей позиции КТРУ не имеется "наполнения").
Комиссия, проанализировав положения извещения, установила, что объектом закупки является система анестезиологическая, общего назначения. Заказчиком в отношении закупаемого товара использован код каталога товаров, работ, услуг (далее - код КТРУ) - 32.50.21.121-00000102 "Система анестезиологическая, общего назначения".
Комиссия, проанализировав, информацию, содержащуюся в ЕИС, установила, что используемый заказчиком в данной закупке код КТРУ не имеет обязательных к применению характеристик.
Таким образом, в связи с отсутствием в каталоге обязательных характеристик заказчик вправе самостоятельно определить информацию и потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги согласно своей потребности. Иное толкование приводило бы к тому, что извещение не содержало бы описания объекта закупки, что не коррелируется с требованиями пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системы.
Данная позиция также отражена в разъяснениях ФАС России, которые были доведены до сведения Красноярского УФАС России.
При этом, по мнению подателя жалобы, заказчику надлежало использовать иную позиция КТРУ - 32.50.21.121-00000117 "Аппарат ингаляционной анестезии, передвижной".
Вместе с тем согласно описанию, представленному в рамках позиции 32.50.21.121-00000102 "Комплект электронных изделий, используемых для проведения общей ингаляционной анестезии (т.е., подачи кислорода (О2), закиси азота (N2O), других медицинских газов и анестетиков) и возможно, общей внутривенной анестезии и местной анестезии. Его основными компонентами являются системы подачи газа под высоким, средним и низким давлением, дыхательный контур (как правило, с аппаратом искусственной вентиляции легких) и система выведения анестезиологических газов. В комплект входит встроенное устройство подачи сигналов тревоги, анализаторы, системы контроля/мониторинга и, как правило, интегрированные электронные/с сенсорным экраном дисплеи для проведения целевой контролируемой анестезии любым пациентам (например, новорожденным, взрослым)".
Согласно описанию, представленному в рамках позиции 32.50.21.121-00000117 "Автономный комплект изделий на колесах для передвижения, разработанный для непрерывного или периодического введения и мониторинга смесей газов [кислорода (О2), закиси азота (N2O), медицинского воздуха и анестетиков] для обеспечения пациента соответствующим для хирургической процедуры уровнем анестезии. Данный комплект также известен как наркозный аппарат и может включать концентратор кислорода или установленные баллоны медицинских газов и обычно имеет механические устройства доставки газов (например, флоуметры и испарители). Комплект, как правило, включает в себя питаемый энергией анестезиологический аппарат искусственной вентиляции легких, дыхательный контур пациента и устройства контроля газа; системы мониторинга состояния пациентов, как правило, устанавливаются отдельно (не встроены в аппарат)".
При этом анализ описания объекта закупки не позволяет Комиссии прийти к выводу, что заказчиком установлены требования к закупаемому товару, которые более релевантны с описанием, представленном в рамках позиции 32.50.21.121-00000117. Как следствие Комиссия не может прийти к выводу, что заказчиком использован неверный код КТРУ. Таким образом довод жалобы не нашел своего подтверждения.
Кроме того, Комиссия отмечает, что Закон о контрактной системе прямо устанавливает принципы регулируемого законодательства, которые являются его основой, и каждая из его норм, фактически, корреспондирует к какому-либо из принципов, позволяя обеспечить возможность их соблюдения. При этом согласно статьям 6,8,12 Закона о контрактной системе заказчику, в том числе при описании объекта закупки надлежит руководствоваться принципами обеспечения конкуренции и эффективности осуществления закупок. Вместе с тем заказчику надлежит соблюсти баланс: с одной стороны - не допускать факты необоснованного ограничения конкуренции, с другой - исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Действующее законодательство о контрактной системе не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами, спецификой деятельности и обеспечивающие эффективное использование бюджетных средств.
И отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключение контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.
Однако описание объекта закупки должно отражать реальную, обоснованную, объективную потребность заказчика, в том числе для целей:
- закупки заказчиком товаров, которые в полной мере удовлетворят нужду заказчика;
- обеспечения заказчиком исполнения принципа эффективности осуществления закупок;
- не допуска нерационального расходования бюджетных средств заказчиком;
- обеспечения заказчиком исполнения принципа обеспечения конкуренции;
- не допуска необоснованного сокращения заказчиком числа участников закупок.
По мнению подателя жалобы по совокупности технических характеристик к поставке возможно оборудование единственного производителя - "Аппарат наркозно-дыхательный WATO EX-35", Shenzhen Mindray Bio-Medical Electronics Co., Ltd., Китай. При этом, по мнению подателя жалобы, не могут быть поставлены товары иных производителей, поскольку описание объекта закупки имеет характеристики, под которые производимые ими аппараты не подходят. Однако Комиссии не было представлено доказательств того, что указанные в жалобе характеристики действительно различны с характеристиками, которые имеют аппараты, на которые также представлено указание в жалобе.
Кроме того податель жалобы указывает, что по его мнению мог бы подойти аппарат "Орфей-М", производства АО "Красногвардеец", но ввиду требования о наличии пневмопривода (п.4) данный аппарат не подходит.
При этом в адрес Комиссии поступили пояснения заказчика следующего содержания "Поскольку медицинское оборудование предназначено для проведения общей, внутренней, местной ингаляционной анестезии основными его компонентами являются система подачи газа с высоким, средним и непосредственно низким давлением, дыхательный контур и система выведения анестезиологических газов. Особенно отдельное внимание уделяется встроенному компрессору. Кроме того, наличие пневмопривода у закупаемого оборудования, установленного в пункте 4,5 Технического задания является обязательным условием к закупаемому оборудованию ввиду того, что проводя непосредственно хирургические вмешательства без использования пневмопривода в отсутствии централизованной системы компрессоров, при проведении анестезии сотрудники КГБУЗ "Краевой клинической больницы", которая является медицинским учреждением 3-его уровня, не могут самостоятельно контролировать поступаемое количество газовой смеси. При отсутствии указанного компрессора наблюдается подача высокой концентрации наркоза 95-97%, что при пребывании более часа в наркозе может привезти к схлапыванию части легких и развитию послеоперационной дыхательной недостаточности, пневмонии. Помимо прочего, осложнения вызванные неправильной подачей наркоза, либо подачей наркоза без встроенного компрессора может повлечь летальный исход. Таким образом, наличие встроенного компрессора является гарантией жизни и здоровья пациентов, при проведении анастезии работниками медицинского учреждения".
Доказательств, свидетельствующих о том, что указанное не соответствует действительности, Комиссии представлено не было, факт наличия таких доказательств Комиссией самостоятельно не установлен.
Ввиду чего Комиссия приходит к выводу, что объективной потребностью заказчика является аппарат, имеющий встроенный компрессор и пневмопривод.
Таким образом, аппарат "Орфей-М" априори не соответствует потребности заказчика и закупка такого оборудования приведёт к нерациональному расходованию бюджетных средств заказчиком.
Кроме того по мнению подателя жалобы аппарат Carestation 620 не соответствует потребности заказчика по позиции 12.2 (Тип датчика кислорода парамагнитный - наличие). Однако, как уже было отмечено выше, доказательств такого несоответствия Комиссии представлено не было, факт того, что аппарат Carestation 620 не соответствует потребности заказчика по позиции 12.2, Комиссия самостоятельно не установила.
При этом Комиссия не имеет правовых оснований делать вывод о нарушении в действиях заказчика, если не обладает доказательствами факта такого нарушения.
Ввиду изложенного довод жалобы, касающийся того, что под требования подходит товар только одного производителя, не нашел своего подтверждения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобу ИП Мнякина И.Н. необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
А.А. Овчар |
|
|
Члены Комиссии |
А.Н. Пшенникова |
|
Т.О. Аугустан |
Исп. Аугустан Т.О. , 8(391) 211-01-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 14 июля 2022 г. N 024/06/105-1811/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.07.2022