Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок, рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО "Юнитех" на действия государственного заказчика - ФГБОУ ВО "СОГМА" МЗ РФ (Республика Северная Осетия - Алания, г.Владикавказ, ул.Пушкинская, д.40) при осуществлении закупки оргтехники (электронный аукцион N0310100009922000039, далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
27 июня 2022 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "Юнитех" на действия ФГБОУ ВО "СОГМА" МЗ РФ при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что Извещение о проведении Аукциона не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, поскольку Заказчиком в Извещении о проведении Аукциона установлены позиции каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ) N 26.20.17.120-00000002 "Проектор" и N 26.20.18.000-00000069 "Многофункциональное устройство (МФУ)".
При этом Заявитель считает, что Заказчик был не в праве указывать дополнительные характеристики закупаемых товаров при их описании, которые не предусмотрены вышеуказанными позициями КТРУ, поскольку коды ОКПД2 26.20.17 "Мониторы и проекторы, преимущественно используемые в системах автоматической обработки данных" и 26.20.18 "Устройства периферийные с двумя или более функциями: печать данных, копирование, сканирование, прием и передача факсимильных сообщений" содержатся в Перечне радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N878 (далее - ПП РФ от 10.07.2019 N878), в то время, как подпунктом "а" пункта 5 Правил использования КТРУ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением в том числе случая осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в Перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением ПП РФ от 10.07.2019 N878, при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Не согласившись с доводами жалобы ФГБОУ ВО "СОГМА" МЗ РФ представило в материалы дела письменные возражения.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 17 июня 2022 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" https://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) ФГБОУ ВО "СОГМА" МЗ РФ было размещено извещение о проведении электронного аукциона N0310100009922000039 на поставку оргтехники (далее - Извещение), в том числе описание объекта закупки.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 (далее - ПП РФ от 08.02.2017 N145) утверждены Правила формирования и ведения в ЕИС КТРУ (далее - Правила формирования и ведения КТРУ) и Правила использования КТРУ.
Пунктом 2 Правил использования КТРУ установлено, что КТРУ используется заказчиками в целях:
а) обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в:
- извещении об осуществлении закупки;
- приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
- документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке);
- контракте;
- реестре контрактов, заключенных заказчиками;
б) описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения КТРУ установлено, что в позицию КТРУ включается следующая информация:
б) наименование товара, работы, услуги (для целей настоящих Правил под наименованием товара, работы, услуги понимается включаемое в позицию каталога наименование соответствующего товара, работы, услуги, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара);
в) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ) (при наличии);
г) информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил;
е) дата включения в каталог позиции;
ж) дата (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога;
з) дата окончания применения позиции каталога (при необходимости);
При рассмотрении жалобы Комиссией установлено, что в Извещении о проведении Аукциона, в том числе в описании объекта закупки (Спецификация), Заказчиком установлены коды позиций КТРУ N 26.20.17.120-00000002 "Проектор" и N 26.20.18.000-00000069 "Многофункциональное устройство (МФУ)".
Подпунктом "а" пункта 5 Правил использования КТРУ установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением в том числе случая осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в Перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением ПП РФ от 10.07.2019 N878, при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Вместе с тем, коды ОКПД2 26.20.17 "Мониторы и проекторы, преимущественно используемые в системах автоматической обработки данных" и 26.20.18 "Устройства периферийные с двумя или более функциями: печать данных, копирование, сканирование, прием и передача факсимильных сообщений", содержатся в Перечне радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденном ПП РФ от 10.07.2019 N878.
При этом в Извещении о проведении Аукциона Заказчиком установлены ограничения допуска в соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и ПП РФ от 10.07.2019 N878.
Следовательно, в силу требований Закона о контрактной системе, Заказчик обязан описать требуемые к поставке товары, в соответствии с характеристиками, установленными в соответствующих позициях КТРУ.
Кроме того, в позициях КТРУ N 26.20.17.120-00000002 "Проектор" и N 26.20.18.000-00000069 "Многофункциональное устройство (МФУ)" установлено, что указание дополнительных характеристик запрещено.
Однако, в нарушение требований части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе и подпункта "а" пункта 5 Правил использования КТРУ, Заказчиком в описание объекта закупки включена дополнительная информация, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, которые не предусмотрены в позициях КТРУ N 26.20.17.120-00000002 "Проектор" и N 26.20.18.000-00000069 "Многофункциональное устройство (МФУ)", например такие как:
МФУ:
- тип датчика сканера - CIS;
- скорость сканирования (ч/б) - не менее 39 стр/мин,
и так далее.
Проектор:
- минимальный проекционный коэффициент - менее 1,4:1;
- шум - не более 38 дБ в режиме максимальной яркости,
и так далее.
2. Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ПП РФ от 05.02.2015 N102) утверждены Перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также Перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Однако, в нарушение требований пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, Заказчиком в пункте 36 Извещения о проведении Аукциона установлены ограничения допуска товаров в соответствии с ПП РФ от 05.02.2015 N102, в то время как объектом рассматриваемой закупки является поставка оргтехники, а не поставка медицинских изделий, в отношении которых предусмотрены ограничения допуска ПП РФ от 05.02.2015 N102.
Таким образом, действия должностного лица ФГБОУ ВО "СОГМА" МЗ РФ, выразившиеся в определении содержания Извещения о проведении Аукциона с нарушением требований части 6 статьи 23 и пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, а также подпункта "а" пункта 5 Правил использования КТРУ, содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать обоснованной жалобу ООО "Юнитех" на действия государственного заказчика - ФГБОУ ВО "СОГМА" МЗ РФ при осуществлении закупки оргтехники (электронный аукцион N0310100009922000039).
2. Признать ФГБОУ ВО "СОГМА" МЗ РФ нарушившим требования части 6 статьи 23 и пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, а также подпункта "а" пункта 5 Правил использования КТРУ при проведении Аукциона.
3. Выдать ФГБОУ ВО "СОГМА" МЗ РФ предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы дела NА146-07/22 в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для решения вопроса о привлечении должностного лица ФГБОУ ВО "СОГМА" МЗ РФ, виновного в совершении выявленного нарушения, к административной ответственности.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 4 июля 2022 г. N А146-07/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.07.2022