Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере контроля закупок в составе:
Председателя:
Кочеткова А.В. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок;
Членов Комиссии:
Кудельниковой М.Н. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
Тетериной О.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
с участием представителей (средствами видеоконференцсвязи):
от заказчика - Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края - Диденко Романа Геннадьевича,
от ООО "АСМ-Алтай" - Геронимуса Михаила Юрьевича,
в присутствии Мусатова Евгения Олеговича, Ильичева Михаила Николаевича (ООО "ОМГ СДМ"),
при проведении внеплановой документарной проверки по обращению заказчика - Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "АСМ-Алтай", его директоре, учредителях в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения государственного контракта на поставку специализированной техники для нужд Алтайского края от 24.10.2021 г., заключенного по итогам закупки N 0817200000321013326 "Поставка экскаваторов одноковшовых самоходных", согласно Федеральному Закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
13 июля 2022 года в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение заказчика - Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края о включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "АСМ-Алтай", его директоре, учредителях в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения государственного контракта на поставку специализированной техники для нужд Алтайского края от 24.10.2021 г., заключенного по итогам закупки N 0817200000321013326 "Поставка экскаваторов одноковшовых самоходных".
18 июля 2022 года состоялось рассмотрение обращения с проведением внеплановой проверки.
Представитель заказчика указал, что подача обращения о включении сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков обусловлена обязанностью, возложенной на заказчика законом. Дополнительно пояснил, что поставщик уведомлял заказчика во проблемах с поставками и об их причинах.
Представитель ООО "АСМ-Алтай" против включения сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков возражает. Указал, что невозможность поставки обусловлена нарушением схемы поставок комплектующих на предприятии производителя, обусловленных распространением новой коронавирусной инфекции и введением санкций. Пояснил, что общество уведомляло заказчика о возникших трудностях, предлагало к поставке аналогичный товар, оплатило выставленную заказчиком пеню.
Представитель ООО "ОМГ СДМ" пояснил, что общество является эксклюзивным дистрибьютором и управляющей компанией ЗАО "Тверской экскаватор" - завода-производителя колесного экскаватора Е220W. В настоящий момент производство данных экскаваторов приостановлено в связи с невозможностью поставки комплектующих, вначале - из-за распространением новой Covid-19, впоследствии - из-за введенных в отношении страны санкций.
Заслушав представителей, исследовав материалы дела, Комиссия УФАС по Алтайскому краю пришла к следующим выводам.
01 октября 2021 года в единой информационной системе было размещено извещение об осуществлении закупки N 0817200000321013326 "Поставка экскаваторов одноковшовых самоходных". Начальная (максимальная) цена контракта - 23 600 000,00 руб. К поставке требуются 2 экскаватора.
На участие в закупке была подана одна заявка, которая протоколом от 12.10.2021 г. была признана соответствующей.
24 октября 2021 года по итогам закупки N 0817200000321013326 между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края и ООО "АСМ-Алтай" был заключен государственный контракт на поставку специализированной техники для нужд Алтайского края, по условиям которого поставщик обязуется поставить и передать самостоятельно экскаваторы самоходные одноковшовые по наименованиям, качеству, комплектации, в количестве, ассортименте согласно Спецификации (Приложение N 1в установленный контрактом срок.
Согласно пункту 4.1 контракта поставка товара должна быть осуществлена в полном объеме в течение 60 календарных дней со дня заключения контракта.
Письмом от 01.12.2021 г. поставщик уведомил заказчика о переносе сроков поставки товара в связи с отсутствием комплектующих на заводе - изготовителе.
Письмом от 10.12.2021 г. ООО "ОМГ СДМ" уведомило поставщика, что в связи со срывом сроков поставки двигателей Cummins QSB от ПАО "Камаз" Завод Двигателей, предназначенных, в том числе, и для сборки колесных экскаваторов Е220W, срок производства законтрактованных экскаваторов переносится на март 2022 года.
Письмом от 19.01.2022 г. заказчик потребовал от поставщика оплатить пеню в связи с просрочкой исполнения обязательств.
Пеня оплачена в полном объеме 20.01.2022 г. по платежному поручению N 79.
Письмом от 22.02.2022 г. ООО "ОМГ СДМ" уведомило поставщика, что производство колесного экскаватора в количестве 2 единицы планируют осуществить до 30.04.2022 г.
Письмом от 21.03.2022 г. ООО "ОМГ СДМ" уведомило поставщика, что не может гарантировать поставку экскаваторов в 2022 году.
Письмом от 14.04.2022 г. поставщик уведомил заказчика о невозможности поставки экскаваторов модели Е220W, предложил к поставке экскаватор WX-200.
Письмом от 13.05.2022 г. заказчик отказался от замены товара по контракту, ссылаясь на несоответствие требованиям технического задания.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пунктам 11.1 и 11.2 расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа от исполнения контракта.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по следующим основаниям:
существенное нарушение поставщиком требований к качеству товара, а именно обнаружение заказчиком неустранимых недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков;
невыполнение поставщиком обязательства по передаче вместе с товаром документов или копий документов, предусмотренных Контрактом;
невыполнение поставщиком требования заказчика о замене товара, доукомплектовании товара, поставки недопоставленного количества товара;
неоднократное нарушение поставщиком сроков поставки товара;
по иным основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 523 Гражданского кодекса РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Поскольку поставщик не исполнил обязанность по контракту, 22 июня 2022 года заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения данного контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Вместе с тем, по смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, о добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей", утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, не содержат безусловной обязанности контролирующего органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки обстоятельств дела в каждом конкретном случае.
В соответствии с пунктом 3 статьи 403 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно письму ФАС России от 18.03.2020 г. NИА/21684/20 пандемия новой коронавирусной инфекции (Covid-19) является обстоятельством непреодолимой силы, территориальным органам ФАС России необходимо учитывать данную позицию при рассмотрении обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия считает, что экономическая нестабильность, связанная, в том числе, с распространением новой коронавирусной инфекции и введением антироссийских санкций, может рассматриваться как чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство.
Согласно второму абзацу подпункта "в" пункту 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера).
Поставщиком к поставке предложено оборудование, имеющее комплектующие, произведенные в государстве, которым введены экономические санкции в отношении Российской Федерации.
Из представленных пояснений сторон, документов и переписки следует, что неисполнение обязательств по поставке товара связано не с недобросовестным поведением поставщика, а пандемия новой коронавирусной инфекции (Covid-19) и введением экономических санкций.
Комиссия рассматривает данные обстоятельства как обстоятельства непреодолимой силы и не находит оснований для включении информации об ООО "АСМ-Алтай", его директоре, учредителях в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. При проведении внеплановой проверки действий заказчика - Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края при осуществлении закупки N 0817200000321013326 "Поставка экскаваторов одноковшовых самоходных" нарушения Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не установлены.
2. Не включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения об ООО "АСМ-Алтай".
3. Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
_____________________________ |
А.В. Кочетков |
Члены комиссии: |
_____________________________
_____________________________ |
М.Н. Кудельникова
О.В. Тетерина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 18 июля 2022 г. N РНП-22-167-Р/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.07.2022