Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок заказов (далее - Комиссия) в составе:
- Логошин А.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя управления;
- Качкин И.В. - член Комиссии, заместитель начальника отдела;
- Тельпов И.А. - член Комиссии, старший государственный инспектор;
при участии представителя федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г.Ф. Морозова":
- Штондина Анатолия Александровича (доверенность от 14.07.2022 года N877),
- Гончарова Павла Эдуардовича (доверенность от 14.07.2022 года N878),
при участии представителя и директора ООО НПЦ "ЧЕРНОЗЕМЬЕ":
- Климовой Елены Владимировны (доверенность от 25.05.2022 года),
- Ерохина Александра Валерьевича;
в соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (редакции от 02.07.2021) (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 13 правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Постановление N 1078), рассмотрев обращение федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Воронежский государственный лесотехнический университет имени Г.Ф. Морозова" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО НПЦ "ЧЕРНОЗЕМЬЕ" (далее - Исполнитель/Подрядчик) в связи с решением Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта на работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Здание лесотехнического института" (главная внутренняя лестница) (реестровый номер контракта - 1366601232520000011), изучив материалы дела, осуществив проверку содержащихся в вышеуказанном обращении фактов, а также оценив представленные доказательства,
У С Т А Н О В И Л А:
02.10.2020 года по результатам проведения запроса предложений в электронной форме между ФГБОУ ВО "ВГЛТУ" и ООО НПЦ "ЧЕРНОЗЕМЬЕ" заключен государственный контракт N 0331100001620000013 (реестровый номер контракта - 1366601232520000011) (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта ООО НПЦ "ЧЕРНОЗЕМЬЕ" обязуется принять на себя обязательства выполнить подрядные работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Здание лесотехнического института" (главная внутренняя лестница) и сдать результаты работ ФГБОУ ВО "ВГЛТУ", а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
Пунктом 3.1 Контракта установлено, что общий срок выполнения работ по Контракту составляет 70 (семьдесят) календарных дней с даты заключения Контракта.
Таким образом, окончание срока выполнения работ приходилось на 10.12.2020 года, вместе с тем, в указанную дату между сторонами заключено дополнительное соглашение N2, которым срок выполнения работ продлён на 70 календарных дней, то есть, до 18.02.2021 года.
Абзацем 4 пункта 1.3 Контракта предусмотрено, что работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных Управлением по охране объектов культурного наследия Воронежской области, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной Управлением по охране объектов культурного наследия Воронежской области, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Технический надзор за выполнением работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Здание лесотехнического института" (главная внутренняя лестница) на основании договора N 20-1030/1 от 02.10.2020 г. осуществляло ООО "фирма ВиС". Указания научного руководителя, руководителя авторского коллектива, лица, выполняющего технический надзор, являются обязательными для Подрядчика (абз. 3 п. 6.1 Контракта).
Пунктами 6.4. - 6.6. Контракта предусмотрено, что при выявлении в процессе осмотра, обследования, измерения, испытания случаев нарушения требований Контракта, отступлений от проектной документации и требований СНиП Заказчик или представители Заказчика уведомляют Подрядчика о выявленных нарушениях и дают предписание об устранении выявленных нарушений, а в случае грубых нарушений порядка выполнения работ или организации строительства вправе потребовать прекращения (приостановки) всех или отдельных видов работ. Результаты осмотров и проверок качества работ, в том числе выявленные Заказчиком, представителями Заказчика нарушения и упущения при выполнении работ отражаются в журналах учета выполнения работ в форме соответствующей записи. Подрядчик устраняет в установленный Заказчиком срок (не превышающий 7 дней) выявленные Заказчиком, или иными контролирующими органами и инспекциями дефекты и нарушения и принимает меры по недопущению таких нарушений в дальнейшем.
В ходе осуществления технического надзора за проведением подрядных работ ООО "фирма ВиС" представило Подрядчику Предписания об устранении нарушений при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства (N 6 от 29.12.2020 г., N 10 от 12.01.2021 г., N 14 от 17.02.2021 г.). Согласно Отчету по осуществлению технического надзора за выполнением работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Здание лесотехнического института" (главная внутренняя лестница) по адресу: г. Воронеж, ул. Тимирязева, д. 8, выполненным ООО "фирма "ВиС" в период 02.10.2020-17.02.2021 гг., замечания и предписания технического надзора не выполнялись. Выполненные ООО НПЦ "Черноземье" работы по сохранению объекта культурного наследия не рекомендуются к принятию, ввиду нарушения технологии строительного производства, невыполнения условий Контракта, нормативных документов в сфере сохранения объектов культурного наследия, строительных норм и правил, а также предписаний технического заказчика.
13 мая 2022 г. комиссией в составе представителей Управления по охране объектов культурного наследия Воронежской области, организаций, осуществляющих авторский и технический надзор была проведена приемка выполненных работ. В результате приемки был составлен протокол о недостатках (дефектах) работ, выполненных по Контракту N 0331100001620000013 от 02.10.2020 г., Подрядчику был определен срок для устранения замечаний, однако в установленный срок недостатки не были устранены.
В силу пункта 3.7 Контракта датой выполнения работ признается дата подписания акта о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия.
В нарушение условий Контракта относительно срока выполнения подрядных работ до настоящего времени мероприятия по проведению процедуры сдачи-приемки работ, предусмотренные Контрактом, Подрядчиком не выполнены. Акт о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия не подписан, объект не передан Заказчику. По состоянию на 27.06.2022 г. просрочка исполнения обязательств Подрядчиком составляет 494 дня.
Кроме того, Заказчик, в целях исполнения обязательств по оплате выполненных работ, неоднократно обращался к Подрядчику о предоставлении исполнительных документов, предусмотренных п. 7.3. Контракта, и проведению процедуры приемки выполненных работ. Однако Подрядчик необходимые документы ни по одному этапу работ не предоставил. В связи с отсутствием указанных документов Заказчик не имеет возможности определить объем фактически выполненных подрядных работ, провести их приемку и оплату.
Таким образом, как следует из материалов дела, по состоянию на 15.06.2022 года акт о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия не подписан, объект Заказчику не передан, просрочка исполнения обязательств составляет 482 календарных дня.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 12.1 Контракта предусмотрена возможность расторжения контракта в одностороннем порядке.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системы, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Вместе с тем, как следует из части 6 статьи 8 Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 360), С 1 января до 1 июля 2022 года положения частей 12.1 и 14.1, пункта 1 части 17.2, частей 20.1 и 22.1 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) не применяются.
При этом, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона) (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в редакции настоящего Федерального закона);
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта.
Во исполнение вышеуказанных требований Закона о контрактной системе, принятое решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в Единой информационной системе, а также направлено ООО НПЦ "ЧЕРНОЗЕМЬЕ" по следующему адресу: 398042, ОБЛ ЛИПЕЦКАЯ 48, Г ЛИПЕЦК.
С учетом того, что Заказчиком 17.06.2022 года получена информация о вручении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, то эта дата и будет являться надлежащим уведомлением подрядчика об одностороннем расторжении контракта.
Частью 13 Закона о контрактной системе установлено, что Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
При этом, как следует из части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Оснований для отмены решения об одностороннем отказе от исполнения договора у Заказчика не имеются, так как необходимые документы о приемке выполненных работ Подрядчиком не предоставлены, допущенные нарушения в ходе выполнения работ не устранены.
При таких обстоятельствах, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и считается расторгнутым 27.06.2022 года.
Вместе с тем, заслушав доводы представителей ООО НПЦ "ЧЕРНОЗЕМЬЕ", изучив предоставленные документы и сведения, Комиссией установлено следующее.
21.12.2020 года ООО НПЦ "ЧЕРНОЗЕМЬЕ" получено разрешение от 21.12.2020 года N71-04-93/69 на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, выданное управлением по охране объектов культурного наследия Воронежской области.
В связи с технологическими особенностями при выполнении работ Подрядчиком на объекте проводилась замена материалов, выполнялись противоаварийные мероприятия, производилось согласование конструктивных решений, а также согласование проведения дополнительных работ, что подтверждается перепиской между Заказчиком и Подрядчиком, имеющейся в материалах настоящего дела.
При этом, как пояснил представитель Подрядчика, при выполнении работ у Подрядчика возникли обстоятельства, не предусмотренные изначальным проектом, о чем Заказчик уведомлялся, а также нарушение сроков выполнения работ, вызвано несовершенством изначальной проектной документации.
Таким образом, исходя из материалов дела, Комиссия Воронежского УФАС России приходит к выводу, что в рамках исполнения контракта между сторонами возник гражданско-правовой спор относительно качества выполненных работ, используемых материалов, что не может расцениваться Комиссией Воронежского УФАС России, как недобросовестное поведение со стороны ООО НПЦ "ЧЕРЗНОЗЕМЬЕ".
Более того, Комиссия Воронежского УФАС России принимает во внимание, что в рамках выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения "Здание лесотехнического института" ООО НПЦ "ЧЕРЗНОЗЕМЬЕ" одновременно исполняло контракты с реестровыми номерами - 366601232520000009 (колонны фасада и подвала, тамбуры), 1366601232520000010 (фундамент и приямки, фасады, несущие конструкции стен, крыша, утепление чердака, балкон), по которым контракты также расторгнуты Заказчиком в одностороннем порядке, и в последствии УФАС по Воронежской области решениями N 036/10/104-543/2022 и N 036/10/104-542/2022 отказано во включении ООО НПЦ "ЧЕРЗНОЗЕМЬЕ" в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с ч. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Каких-либо доказательств, однозначно свидетельствующих о недобросовестности ООО НПЦ "ЧЕРНОЗЕМЬЕ" представителями Заказчика на заседание Комиссии не предоставлено.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра, установлены Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Постановление N 1078).
Как установлено подпунктом а) пункта 13 Правил, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
В силу п. 15 Правил, Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Таким образом, Комиссия, учитывая тот факт, что Заказчиком не предоставлено доказательств, однозначно свидетельствующих об уклонении ООО НПЦ "ЧЕРНОЗЕМЬЕ" от исполнения обязательств по Контракту, а также учитывая тот факт, что Обществом предоставлены документы и сведения, свидетельствующие о исполнении работ, предусмотренных контрактом, Комиссия не находит оснований для удовлетворения требования Заказчика о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО НПЦ "ЧЕРНОЗЕМЬЕ".
Руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" и статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О Контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Отказать во включении сведений об ООО НПЦ "ЧЕРНОЗЕМЬЕ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке в установленный законом срок.
Председатель Комиссии А.В. Логошин
Член Комиссии И.В. Качкин
Член Комиссии И.А. Тельпов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 20 июля 2022 г. N 036/06/104-705/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.07.2022