В соответствии с приказом Воронежского УФАС России инспекцией Воронежского УФАС России в составе:
Михин С.В. - руководитель инспекции, заместитель руководителя Управления;
Качкин И.В. - участник инспекции, заместитель начальника отдела;
Тельпов И.А.- участник инспекции, старший государственный инспектор,
в связи с поступившей информацией от Федеральной антимонопольной службы, проведена внеплановая проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области "Воронежская областная клиническая больница N 1" при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (номер извещения 0131200001022006554).
в присутствии представителя бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области "Воронежская областная клиническая больница N 1" Веретенниковой И.И. (на основании доверенности от 11.01.2022 года N 86-15/70), в присутствии представителя Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области Репниковой О.Н. (на основании доверенности от 29.12.2021 года N 2), в отсутствие представителей ООО "Ренссанс-Мед" (о месте и времени проведения внеплановой проверки уведомлены надлежащим образом).
Внеплановая проверка проводится в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2014 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений"
Мотивировочная часть
29.06.2022 года в Единой информационной системе размещено извещение (zakupki.gov.ru) N 0131200001022006554.
Начальная (Максимальная) цена контракта составляет 87 947 598,00 рублей.
Предметом рассматриваемого аукциона является поставка медицинских изделий.
Проведение внеплановой проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о контрактной системе бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области "Воронежская областная клиническая больница N 1" (далее - Заказчик) при проведении вышеуказанного аукциона было назначена на 18.07.2022 года 11 часов 15 минут.
Изучив материалы дела, предоставленные документы и сведения, Инспекция пришла к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе, электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе закреплено, что Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
К извещению о проведении электронного аукциона, размещенного в Единой информационной системе, закреплено Приложение N 3 "Описание объекта закупки.docx".
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 145) утверждены правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Согласно пункту 1 Правил, настоящие Правила устанавливают порядок использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог) участниками контрактной системы в сфере закупок в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В силу пункта 2 Правил, Каталог используется заказчиками в целях:
а) обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах
б) описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Как следует из п. 3 Правил, Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
При этом, Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона (п. 5 Правил).
Таким образом, исходя из вышеизложенного, Заказчики при формировании описания объекта закупки обязаны устанавливать описание объекта закупки в соответствии с позициями, установленными в каталоге товаров, работ, услуг, а также отразить соответствующую информацию в Извещении о проведении электронного аукциона.
Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации
Как следует из положений Извещения о проведении электронного аукциона, Заказчиком установлен код КТРУ 26.60.12.132-00000011 "Система ультразвуковой визуализации сердечно-сосудистой системы".
Кроме того, Заказчиком установлены следующие ограничения и условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств:
Вид требования |
Нормативно-правовой акт |
Условие допуска |
Участникам, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров в соответствии с приказом Минфина России N 126н от 04.06.2018 |
Ограничение допуска |
Постановление Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" |
При таких обстоятельствах, с учетом применения в рассматриваемой закупке ограничения на допуск иностранной продукции в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878), Заказчику в соответствии с требования пункта 5 Правил необходимо установить именно те характеристики, которые содержатся в позиции КТРУ.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что КТРУ 26.60.12.132-00000011 "Система ультразвуковой визуализации сердечно-сосудистой системы" не содержит в себе описания объекта закупки.
При таких обстоятельствах, Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Изучив жалобу ООО "Ренессанс-Мед", а также описание объекта закупки, инспекцией установлено, что Заказчиком установлены следующие спорные характеристики:
4.3.1.2 |
Количество элементов |
Не менее 192 |
ГОСТ Р 56327-2014, п.6.1.6 |
4.3.4.1 |
Диапазон частот, МГц |
Не уже 2-8 |
ГОСТ Р 56327-2014, п.6.1.6 |
4.3.4.2 |
Радиус кривизны, , мм |
Не менее 47 |
ГОСТ Р 56327-2014, п.6.1.6 |
6.21 |
Максимальное значение динамического диапазона, Дб |
Не менее 265 |
Для увеличения контрастного разрешения |
9.1 |
Максимальная глубина сканирования, мм |
Не менее 330 |
Для визуализации глубоких структур |
9.2.4.4 |
Продольная разрешающая способность в В-режиме мм |
Не более 1,0 |
ГОСТ Р 56327-2014, п. 6.3.1 |
9.2.4.5 |
Поперечная разрешающая способность в В-режиме, мм |
Не более 2,0 |
ГОСТ Р 56327-2014, п. 6.3.1 |
9.10 |
Кинопетля, количество кадров |
Не менее 4000 |
ГОСТ Р 56327-2014, п. 6.3.9 |
11.4.1 |
Габаритные размеры, ДхШхВ, мм |
Не более 865x620x1380 |
ГОСТ Р 56327-2014, п. 6.5.4.1. |
При этом, исходя из предоставленных материалов, по совокупности установленных характеристик к поставке подходит УЗИ аппарат единственного производителя, а именно: General Electric.
Заслушав пояснения представителя Заказчика-координатора, изучив предоставленные письменные возражения, Инспекцией установлено следующее.
Установленные в описании объекта закупки спорные показатели к характеристикам установлены Заказчиком исходя из потребностей учреждений здравоохранения, которые позволят максимально эффективно использовать его в акушерстве и гинекологии, в том числе проводить исследования для определения патологий плода, в том числе, сердечно-сосудистой системы плода, что не позволяют делать системы УЗИ с более низкими техническими характеристиками.
Кроме того, Заказчиком были предоставлены документы и сведения, свидетельствующее о соответствии описанию объекта закупки медицинских УЗИ аппаратов двух производителей, а именно: General Electric, США (модели Voluson S8, Voluson S10, РУ РЗН 2016/4307) и Hitachi, Япония (модель Arietta V70, РУ ФСЗ 2007/00249).
С учетом того, что Заказчиком предоставлены документы и сведения о соответствии как минимум двух производителей описанию объекту закупки, Инспекция не усматривает в действиях бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области "Воронежская областная клиническая больница N 1" нарушений положений Закона о контрактной системе.
Резолютивная часть
Инспекцией по результатам проведения внеплановой проверки бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области "Воронежская областная клиническая больница N 1" при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий (номер извещения 0131200001022006554) нарушений не выявлено.
Указанное решение Инспекции может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев.
Руководитель инспекции С.В. Михин
Участник инспекции И.В. Качкин
Участник инспекции И.А. Тельпов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 18 июля 2022 г. N 036/06/99-707/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.07.2022