Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_" - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
"_" - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии;
"_" - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя "_" (далее - заявитель, предприниматель) на действия Главного управления контрактной системы Омской области и его комиссии по осуществлению закупок (далее - уполномоченный орган, комиссия по осуществлению закупок) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона Поставка масла сливочного (Реестровый номер 22.31.1164)" (извещение N 0152200004722001154) (далее - электронный аукцион, аукцион) для нужд бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи N 1" (далее - заказчик),
в отсутствие представителей заявителя и заказчика, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы;
при участии посредством видео-конференц-связи представителей уполномоченного органа - "_", ио начальника, "_" (доверенность от 18.07.2022), "_" (доверенность N 141 от 12.11.2021)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 6841э от 13.07.2022) жалоба заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок уполномоченного органа, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 30.06.2022 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом было размещено извещение N 0152200004722001154 об осуществлении закупки с максимальным значением цены контракта 650000 руб.
08.07.2022 размещен протокол подачи ценовых предложений, согласно которому подано 8 ценовых предложений.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика от 11.07.2022 заявка одного участника отклонена. Победителем признан участник с идентификационным номером заявки 30.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений, в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки установлено следующее.
В жалобе дословно было указано: "Мы, не согласны с решением Комиссией по следующей причине:
В качестве подтверждения опыта нам был представлен контракт на поставку соли поваренной пищевой молотой (Сорт первый, помол N3, ГОСТ 51574-2000, ТР ТС 021/2011 в МКР по 1000 кг.)
Соль поваренная пищевая молотая, первый сорт, помол 3 применяется в:
Сельском хозяйстве
(при производстве комбикормов, силосовании, минеральной подкормке для крупнорогатого скота, птицы, пушных зверей)
Химической и нефтехимической промышленности
(при производстве хлора, каустика, соляной кислоты, металлического натрия, синтетических смол, красителей, стирального порошка, стекла, мыла и пр.)
Пищевой промышленности
(при мясопереработке, в молочной промышленности, при хлебном производстве, в рыбном хозяйстве, как приправа к пище)
Фармацевтической промышленности
Консервировании и приготовлении пищи.
Из этого следует, что данная соль предназначена в том числе для приготовления пищи".
В своих возражениях (вх. N 7055э от 19.07.2022) уполномоченный орган указал, что заявка общества была отклонена правомерно, так как договор, представленный участником закупки не подтверждает наличие требуемого заказчику опыта.
В частности, уполномоченным органом отмечено, что в рамках представленного договора осуществлялась поставка соли для технологических целей, а не как пищевого продукта.
Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (далее - нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок) (части 1 и 2 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе).
Частями 2, 3, 4 и 5 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) (аналогичное требование предусмотрено пунктом 12 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе).
В силу пункта 3 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информацию и документы об участнике закупки: документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом (подпункт "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе).
Пунктом 3 части 6 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что при проведении электронных процедур документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и предусмотренные подпунктом "н" пункта 1 части 1 настоящей статьи, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Частью 12 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно части 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее также постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571, Дополнительные требования) установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению.
Согласно подпунктам "а" и "б" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 позиции 24 - 31 и 33 - 35 приложения могут не применяться в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 тыс. рублей.
договором, предусмотренным пунктом 1 позиции 2, пунктом 1 позиции 9, пунктом 1 позиции 10, пунктом 1 позиции 11, пунктом 1 позиции 12, позицией 14, пунктами 1 и 2 позиции 15, пунктом 2 позиции 17, пунктами 1 и 2 позиции 18, позицией 32 и позициями 33 - 36 приложения в графе "Дополнительные требования к участникам закупки", считается контракт, заключенный и исполненный в соответствии с Законом о контрактной системе, либо договор, заключенный и исполненный в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В силу пункта 33 Дополнительных требований в случае если объектом закупки являются услуги общественного питания и (или) поставка пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления, к участникам закупки должно предъявляться дополнительное требование о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов.
Цена оказанных услуг и (или) поставленных товаров по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Соответствие участника дополнительным требования в силу пункта 33 Дополнительных требований подтверждается предоставлением следующих документов
1) исполненный договор;
2) акт приемки оказанных услуг и (или) поставленных товаров, подтверждающий цену оказанных услуг и (или) поставленных товаров
Извещением об осуществлении закупки были установлены соответствующие дополнительные требования к участникам закупки.
Материалами дела установлено и не оспаривается сторонами, что для участия в закупке предпринимателем были представлены, в том числе следующие документы:
- контракт N 4-ЗТ на поставку соли поваренное пищевой молотой на сумму 2695767,65 руб.;
- акт N б/н от 05.02.2021 о выполнении работ (оказании услуг).
В протоколе подведения итогов определения поставщика от 11.07.2022 в качестве основания отклонения заявки с идентификационным номером 35 указано следующее:
"На основании пункта 3 части 12 статьи 48 Федерального закона N 44-ФЗ отклонить заявку на участие в закупке (далее - заявка) в связи с несоответствием участника дополнительным требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, установленным в извещении о проведении электронного аукциона в соответствии с позицией 33 приложения к Постановлению Правительства РФ от 29 декабря 2021 N 2571: контракт от 07.02.2020 N 4-ЗТ на поставку соли поваренной пищевой молотой, заключенный с Муниципальным унитарным предприятием Сергиево-Посадского городского округа "Сергиево-Посадская теплосеть" не подтверждает наличие опыта оказания услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов".
Комиссией установлено, что в рамках контракта N 4-ЗТ поставлялась соль поваренная пищевая молотая в количестве 375 тонн.
Заказчиком по данному контракту являлось муниципальное унитарное предприятие городского поселения Сергиев Посад "Сергиево-Посадская Теплосеть".
Предъявлялись, в том числе следующие требования к товару:
- поставляемый товар должен быть новым, упакованным промышленным способом по МКР (полипропиленовый мягкий контейнер с полиэтиленовым вкладышем) по 1000 кг;
- соответствие товара ГОСТ 51574-2000.
В материалы дела уполномоченным органом представлено письмо муниципального унитарного предприятия городского поселения Сергиев Посад "Сергиево-Посадская Теплосеть" (исх. N 501-5 от 06.07.2022), свидетельствующее о том, что соль, поставленная в рамках представленного контракта, используется в технологических целях для водоподготовки.
Комиссией установлено, что контракт N 4-ЗТ был заключен по результатам закупки (извещение N 0548600035819000291). При этом в рамках данной закупки закупалась соль с кодом ОКПД2 08.93.10.112. Вместе с тем соль пищевая имеет иной код ОКПД2 - 10.84.3.
В ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) однозначно указано, что группировка с кодом ОКПД2 08.93.10 Соль и хлорид натрия чистый, вода морская не включает пищевую соль.
Комиссия также учитывает, что в силу пункта 5.8 ГОСТ Р 51574-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Соль пищевая. Общие технические условия (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 18.05.2018 N 263-ст) пищевая соль, не соответствующая требованиям настоящего стандарта по качеству, в реализацию не допускается.
При получении неудовлетворительных результатов испытаний по показателям безопасности партия не подлежит реализации как пищевой продукт.
Пищевые продукты (пищевая продукция, продовольственные товары, продукты питания) (далее - пищевые продукты) - продукты животного, растительного, микробиологического, минерального, искусственного или биотехнологического происхождения в натуральном, обработанном или переработанном виде, которые предназначены для употребления человеком в пищу, в том числе специализированная пищевая продукция, питьевая вода, расфасованная в емкости, питьевая минеральная вода, алкогольная продукция (в том числе пиво и напитки на основе пива), безалкогольные напитки, биологически активные добавки к пище, жевательная резинка, закваски и стартовые культуры микроорганизмов, дрожжи, пищевые добавки и ароматизаторы, а также продовольственное сырье (статья 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов").
Комиссия поддерживает позицию уполномоченного органа о том, что к продуктам питания предъявляются особые требования в целях обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, требования к условиям хранения, перевозке (транспортировке), и соответственно к приемке товара.
Необходимо также учитывать социальную значимость спорной закупки (поставка продуктов питания в учреждение здравоохранения).
Учитывая, что соль в рамках контракта N 4-ЗТ поставлялась не как пищевой продукт, а для технологических целей, Комиссия полагает, что данный контракт не подтверждает соответствие участника закупки дополнительному требованию о наличии опыта исполнения договора, предусматривающего оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов.
Доказательств обратного в материалы дела заявителем не представлено.
При таких обстоятельствах Комиссия полагает отклонение заявки предпринимателя правомерным, нарушений в действиях комиссии по осуществлению закупок уполномоченного органа в обжалуемой части не установлено, в связи с чем довод жалобы признан необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу индивидуального предпринимателя "_" на действия Главного управления контрактной системы Омской области и его комиссии по осуществлению закупок при осуществлении закупки в форме электронного аукциона Поставка масла сливочного (Реестровый номер 22.31.1164)" (извещение N 0152200004722001154) для нужд бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи N 1".
Председатель Комиссии |
"_" |
Члены Комиссии |
"_" "_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 19 июля 2022 г. N 055/06/48-604/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.07.2022