Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой,
Членов Комиссии:
Ведущего специалист-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.С. Лушниковой,
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.А. Кутейникова,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV,
при участии представителей:
ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева: Н.С. Потявина (по дов.N90-25/108 от 10.07.2021),
ООО "ПОЛИМЕР-РУС": С.А. Стенина (по дов.Nб/н от 19.05.2020),
рассмотрев жалобу ООО "ПОЛИМЕР-РУС" (далее - Заявитель) на действия ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию, аварийно-техническому обслуживанию, безопасной эксплуатации, обслуживанию
диспетчерской системы мониторинга за работой лифтов и двусторонней переговорной связи лифтов АСУД-248 (scada) и ремонту лифтов с лифтовым оборудованием и лифтовых диспетчерских пультов связи на объектах ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева (Закупка N0373100035722000073) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении указанного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком не представлены в полном объеме документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 11.07.2022 NЕИ/36247/22, а именно: положение (иной акт), устанавливающий полномочия и обязанности должностного лица, утвердившего извещение о проведении аукциона, сведения об указанном должностном лице, а именно - приказ о назначении на должность, должностной регламент, служебный контракт (трудовой договор), что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
1. Согласно доводам жалобы Заказчиком, в нарушение ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе, неправомерно не установлено дополнительное требование к участникам закупки о наличии опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг по техническому обслуживанию зданий, сооружений, цена оказанных услуг по которому должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предусмотренного п.14 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление N 2571).
Согласно п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч.2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч.1.1 ст.31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В силу ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В силу ч.3 ст.31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в ч.2 и 2.1 ст.31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации, в данном конкретном случае в соответствии с постановление N 2571.
Согласно ч.4 ст.31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Комиссией Управления установлено, что в соответствии с Извещением о проведении электронного аукциона от 01.07.2022 N0373100035722000073 объектом закупки является оказание услуг по техническому обслуживанию, аварийно-техническому обслуживанию, безопасной эксплуатации, обслуживанию диспетчерской системы мониторинга за работой лифтов и двусторонней переговорной связи лифтов АСУД-248 (scada) и ремонту лифтов с лифтовым оборудованием и лифтовых диспетчерских пультов связи на объектах ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева с начальной (максимальной) ценой контракта 9 316 060,67 рублей.
В соответствии с пп. "а" п.3 постановления N 2571 положения постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом позиция 14 приложения применяется в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта превышает 1 млн. рублей.
Согласно п.14 постановления N 2571 при проведении конкурентных процедур по оказанию услуг по техническому обслуживанию зданий, сооружений,к участника закупки устанавливаются дополнительные требования, подтверждающиеся наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего выполнение работ по техническому обслуживанию зданий, сооружений. Цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В силу ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в соответствии со статьей 2 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N824 лифтом является устройство, предназначенное для перемещения людей и (или) грузов с одного уровня на другой. Техническое обслуживание лифта - комплекс мероприятий по поддержанию работоспособности и безопасности лифта при его эксплуатации, ввиду чего не является услугой по обслуживанию систем инженерно-технического обеспечения здания и не предусматривает дополнительных требований к участникам закупки.
Кроме того, объектом закупки являются услуги код ОКПД2 - 33.12.15.000 "Услуги по ремонту и техническому обслуживанию подъемно-транспортного оборудования", которые не указаны в Разделе VI Приложения к Постановлению N 2571.
Таким образом, на основании вышеизложенного Заказчиком не установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с постановлением N 2571.
Вместе с тем Комиссия Управления не соглашается с выводами представителя Заказчика ввиду следующего.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" здание это результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных. При этом в соответствии с ч. 8 ст. 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.
При этом, объектом данной закупки является оказание услуг по техническому обслуживанию, аварийно-техническому обслуживанию, безопасной эксплуатации, обслуживанию диспетчерской системы мониторинга за работой лифтов и двусторонней переговорной связи лифтов АСУД-248 (scada) и ремонту лифтов с лифтовым оборудованием и лифтовых диспетчерских пультов связи на объектах ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева.
Лифты относятся к системам инженерно-технического обеспечения, что следует из положения п. 21 ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" система инженерно-технического обеспечения - одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности.
Таким образом, техническое обслуживание лифтов, систем и оборудования, связанного с работой лифтов, относится к услугам по техническому обслуживанию зданий, сооружений.
Таким образом, Комиссия Управления отмечает, что в нарушение ч.4 ст.31, п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона отсутствуют дополнительные требования к участникам закупки на основании п.14 постановления N2571, что также содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Также согласно доводу жалобы Заказчиком неправомерно установлены требования о предоставлении конкретных показателей товаров и страны происхождения в составе заявки на участие в аукционе.
На основании п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч.24 ст.22 Закона о контрактной системе в случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, заказчик с учетом установленных в соответствии со статьей 19 Закона о контрактной системе требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов определяет начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта, а также обосновывает в соответствии с настоящей статьей цену единицы товара, работы, услуги. При этом положения Закона о контрактной системе, касающиеся применения начальной (максимальной) цены контракта, в том числе для расчета размера обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта, применяются к максимальному значению цены контракта, если Законом о контрактной системе не установлено иное.
Согласно пп. "а", "б" п.2 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе.
В силу п.1 ч.2 ст.43 Закона о контрактной системе при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная подпунктом "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком.
В соответствии с ч.3 ст.43 Закона о контрактной системе требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных частями 1 и 2 статьи 43 Закона о контрактной системе, не допускается.
Комиссией Управления установлено, что согласно пп. "а", "б" п.2 Приложения к извещению для участия в электронном аукционе заявка на участие в закупке должна содержать:
- предложение участника закупки в отношении объекта закупки: характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки (приложение 1 к Извещению) в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
- наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 статьи 43 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что предметом закупки являются услуги по техническому обслуживанию, аварийно техническому обслуживанию, безопасной эксплуатации, обслуживанию диспетчерской системы мониторинга за работой лифтов и двусторонней переговорной связи лифтов АСУД248 (scada) и ремонту лифтов с лифтовым оборудованием и лифтовых диспетчерских пультов связи на объектах ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА имени КА. Тимирязева, в связи с чем для участия в закупке требуется только согласие, т.е. предложение участника закупки в отношении объекта закупки, наименование страны происхождения на товар не требуется.
Комиссия Управления отмечает, что отличие поставляемого товара от используемого товара заключается в том, что используемый товар не передается заказчику. Товар является используемым, если он отвечает следующим признакам:
· товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;
· товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
· товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).
Таким образом, Заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии) если товар не отвечает вышеуказанным признакам.
Данный вывод следует из позиции ФАС России, изложенной в Письме от 25.06.2020 N ИА/53616/20 "По вопросу установления требований к составу заявки (поставляемый, используемый товар)".
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.3 ч.2 ст.42, ч.3 ст.43 Закона о контрактной системе при формировании требований к составу первой части заявки, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно доводу жалобы Заказчиком установлены избыточные требования к Исполнителю, в части предоставления документов, подтверждающих статус "специализированной лифтовой организации" (устав, коды ОКВЭД), а также сертификата ИСО 9001 (ISO 9001) (при наличии).
Комиссией Управления установлено, что вышеуказанные требования установлены Заказчиком в п.5.1 Технического задания.
На заседании представитель Заказчика пояснил, что лифт - это опасный грузоподъемный механизм. В соответствии с требованиями п. 11.1.6. ГОСТ Р 55964-2014 "Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации" специалисты, ответственные за организацию работ по техническому обслуживанию и ремонту лифтов, должны подтвердить компетенцию для выполнения своих должностных обязанностей в соответствии с требованиями соответствующего профессионального стандарта. Документы, подтверждающие статус специализированной лифтовой организации на момент подачи заявки, не требуются, а необходимы к предоставлению на этапе заключения контракта. Наличие сертификата ИСО 9001 (ISO 9001) требуется при его наличии у исполнителя и его предоставление не является обязательным.
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что как верно указывает Заявитель, что поскольку объектом закупки является техническое обслуживание лифтов, систем и оборудования, связанного с работой лифтов, Заказчик и исполнитель в своей работе должны руководствоваться действующим в РФ законодательством, в том числе такими нормативно-правовыми актами как технический регламент Таможенного союза "Безопасность лифтов" TP ТС 011/2011, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011; ГОСТ Р 55964-2014 "Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации"; "Положение о порядке организации эксплуатации лифтов в Российской Федерации", утв. Приказом Госстроя РФ от 30.06.1999 N 158; Постановлением Правительства N743 от 24.07.2017 "Об организации безопасного использования и содержании лифтов" и т. д.
Кроме того в п.1.2 Технического задания Заказчиком указаны нормативно-правовые акты которыми должен руководствоваться Исполнитель при оказании необходимых Заказчику услуг.
При этом Комиссия Управления отмечает, что исчерпывающие требования к специализированной организации и к ее персоналу установлены документами в п.1.2 Технического задания, однако указанные документы не устанавливают требований к наличию и представлению документов, перечисленных заказчиком в п. 5.1 технического задания.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности вышеприведенного довода жалобы и о нарушении Заказчиком положений п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ПОЛИМЕР-РУС" на действия ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п.1 ч.1 ст.33, п.3 ч.2 ст.42, ч.3 ст.43, ч.4 ст.31, п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий Е.А. Миронова
Члены Комиссии Н.С. Лушникова
А.А. Кутейников
Исп.Лушникова Н.С.
тел.8 (495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 14 июля 2022 г. N 077/06/106-10538/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.07.2022