Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
Члены Комиссии: |
|
в присутствии представителей от:
- уполномоченного органа - Комитет государственного заказа Правительства Хабаровского края:;
- заявителя - ООО "МК Омега":;
- КГКУЗ "Медицинский информационно-аналитический центр" министерства здравоохранения Хабаровского края: о дате, месте, времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, явку представителей не обеспечили,
рассмотрев жалобу ООО "МК Омега" и материалы дела N 7-1/160 (027/06/106-954/2022),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю поступила жалоба ООО "МК Омега" на действия заказчика - КГКУЗ "Медицинский информационно-аналитический центр" министерства здравоохранения Хабаровского края, уполномоченного органа - Комитет государственного заказа Правительства Хабаровского края при осуществлении закупки путем проведения аукциона в электронной форме на поставку медицинских изделий: Микроскоп хирургический общего назначения, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (извещение N 0122200002522004006).
Заявитель указывает в своей жалобе на нарушения заказчиком требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) путем установления требований, ограничивающих круг потенциальных участников закупки.
На основании статьи 99 Закона о контрактной системе, Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам которой установлено следующее.
Извещение N 0122200002522004006 об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 24.06.2022.
Способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя): аукцион в электронной форме.
Объект закупки: поставка медицинских изделий: микроскоп хирургический общего назначения, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия.
Начальная (максимальная) цена контракта: 23 200 000,00 рублей.
В ходе проведения проверки Заказчиком, уполномоченным органом представлены мотивированные отзывы на жалобу, в соответствии с которыми считают жалобу необоснованной в полном объеме.
Изучив материалы дела N 7-1/160 (027/06/106-954/2022), Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о признании жалобы необоснованной по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч. 5 ст. 33 Закона о контрактной системе особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с ч. 5 ст. 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила N145), Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б"- "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно п. 5 Правил N 145 заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением отдельных случаев.
Пунктом 6 Правил N 145 установлено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Разделом III "Техническая часть" извещения о закупке (далее - Техническая часть) в таблице "Функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики товара. Показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров установленным требованиям, максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться" установлены характеристики приобретаемого товара в соответствии с требованиями позиции КТРУ 26.70.22.150-00000074 "Микроскоп хирургический общего назначения", для которых в таблице указаны наименование товара, его показатели (характеристики), единицы измерения и требуемое значение таких показателей (характеристик).
Заказчиком при описании объекта закупки установлены такие функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики закупаемого товара, которые необходимы конечному Получателю оборудования для максимально эффективного использования оборудования при оказании высококвалифицированной медицинской помощи
П. 1.7 и п. 1.34 Технической части установлены дополнительные характеристики товара: автоматическая балансировка - наличие; открытый навигационный интерфейс - наличие.
Из пояснений Заказчика и уполномоченного органа следует, что описание объекта закупки дополнено рядом характеристик товара, которые позволяют совместить микроскоп с любой навигационной системой, требуемых Заказчику в связи со спецификой его дальнейшего использования - проведение операций в нейрохирургии, которые проводятся в КГБУЗ "Краевая клиническая больница" имени профессора О.В. Владимирцева министерства здравоохранения края (далее - получатель). Информация о Получателе имеется в составе заявки. Таким образом, микроскоп, являющийся предметом аукциона приобретается к уже имеющейся системе навигации, действующей в учреждении получателя.
Характеристика "Открытый навигационный интерфейс" позволяет совместить микроскоп с любой навигационной системой. Дополнительный набор инструментов навигации обеспечивает быструю и легкую связь без необходимости установки громоздких внешних устройств и дополнительных проводов.
Требование к наличию автоматической балансировки является существенным для получателя оборудования при проведении нейрохирургических операций, так как позволяет значительно расширить диапазон перемещения микроскопа во всех измерениях, роботизированные функции перемещения позволяет осуществлять очень быстро высокоточные движения. Система автоматической балансировки экономит время и полностью сбалансирует микроскоп более чем по 3-м осям для точного позиционирования.
Кроме того, из пояснений Заказчика, уполномоченного органа следует, что при подготовке Технической части извещения о проведении электронного аукциона описание объекта закупки составлено заказчиком, ориентируясь как минимум на две существующие модели медицинского оборудования разных производителей: микроскоп операционный Leica M530 OHX и микроскоп CarlZeissTivato 700.
Таким образом, технические, функциональные характеристики и иные требования, установленные Заказчиком к предмету закупки направлены на максимальное удовлетворение нужд (потребностей) заказчика, а также конечного получателя товара. При этом в полном соответствии с действующим законодательством, технические требования сформулированы таким образом, чтобы исключить необоснованные ограничения конкуренции.
Принимая во внимание вышеизложенное, с учетом конкретных обстоятельств, установленных в рамках рассмотрения настоящего дела, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о признании жалобы необоснованной.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Правила N 1042).
В соответствии с п. 11 Правил N 1042 общая сумма начисленных штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, не может превышать цену контракта.
П. 11.13 проекта контракта установлено, что общая сумма начисленной неустойки (штрафа, пени) за неисполнение или ненадлежащее исполнение Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом, не может превышать цену Контракта.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что в нарушение ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе проекте контракта неправомерно содержится положение об ограничении общей суммы возможной к начислению неустойки ценой контракта, поскольку данное условие не соответствует пунктам 11 Правил N 1042 определения размера штрафа.
Указанное образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая выявленные в ходе проведения внеплановой проверки нарушения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи Заказчику предписания об устранении допущенных нарушений.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МК Омега" на действия заказчика - КГКУЗ "Медицинский информационно-аналитический центр" министерства здравоохранения Хабаровского края, уполномоченного органа - Комитет государственного заказа Правительства Хабаровского края при осуществлении закупки путем проведения аукциона в электронной форме на поставку медицинских изделий: Микроскоп хирургический общего назначения, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (извещение N 0122200002522004006) - необоснованной.
2. Признать заказчика - КГКУЗ "Медицинский информационно-аналитический центр" министерства здравоохранения Хабаровского края, уполномоченный орган - Комитет государственного заказа Правительства Хабаровского края нарушившими ч. 8 ст. 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику - КГКУЗ "Медицинский информационно-аналитический центр" министерства здравоохранения Хабаровского края, уполномоченному органу - Комитет государственного заказа Правительства Хабаровского края предписание для устранения выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Председатель Комиссии: |
|
Члены Комиссии: |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 13 июля 2022 г. N 7-1/160
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.07.2022