Резолютивная часть решения оглашена "13" июля 2022 года.
В полном объеме решение изготовлено "18" июля 2022 года.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области в составе:
председатель комиссии - руководитель управления Гречишникова Е.А.,
члены комиссии:
начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Е.,
в присутствии представителей:
государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Тамбовский областной онкологический клинический диспансер" (далее - ГБУЗ "Тамбовский областной онкологический клинический диспансер", Заказчик) - Слетковой К.В., Орлова И.В.,
комитета государственного заказа Тамбовской области - Акимкиной В.С.,
ООО "РЕНЕССАНС-МЕД" (далее - Заявитель) - Леоновой М.М.,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу ООО "РЕНЕССАНС-МЕД" на действия государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Тамбовский областной онкологический клинический диспансер" при проведении электронного аукциона N 0164200003022002082 на поставку сшивающих аппаратов и проведя в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
Комитет государственного заказа Тамбовской области (Уполномоченный орган) 29.06.2022 на сайте единой информационной системы в сфере закупок опубликовал извещение N 0164200003022002082 о проведении электронного аукциона на поставку сшивающих аппаратов.
Заказчик - государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Тамбовский областной онкологический клинический диспансер".
Начальная (максимальная) цена контракта - 8 656 748,30 руб.
Дата и время окончания срока подачи заявок - 07.07.2022 в 07:00 часов.
Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 07.07.2022 снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 45%.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика от 11.07.2022 на участие в аукционе подано 2 заявки, обе которые признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки.
Заявитель, считая извещение о проведении электронного аукциона несоответствующим требованиям законодательства о контрактной системе, обратился с жалобой в Тамбовское УФАС России. Заявитель полагает, что Заказчик при описании объекта закупки сшивающих аппаратов по позиции 28 установил характеристики товара таким образом, что в совокупности всех характеристик поставка ограничена одним производителем - Mirus. Кроме того, Заявитель указал о невозможности Обществом поставки по позиции 28 сшивающего аппарата производителя Mirus, ссылаясь на отказ производителя продать товар.
Заказчик, Уполномоченный орган представили письменные возражения по существу жалобы и просили отказать в ее удовлетворении.
Рассмотрение жалобы назначено на 12.07.2022.
В ходе рассмотрения жалобы объявлялся перерыв до 13.07.2022. Заказчику было предложено обосновать необходимость закупки товара с указанными характеристиками по позиции 28. Заявителю предложено представить доказательства невозможности поставить медицинское изделие с характеристиками, указанными по позиции 28 описания объекта закупки.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев представленные материалы, доводы Заявителя, письменные пояснения Заказчика, Уполномоченного органа, заслушав представителей сторон, а также проведя внеплановую проверку, установила следующее.
Пунктом 2 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе определено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее идентификационный код закупки, определенный в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона, указание на соответствующую часть статьи 15 настоящего Федерального закона, в соответствии с которой осуществляется закупка (при осуществлении закупки в соответствии с частями 4 - 6 статьи 15 настоящего Федерального закона), а также указание на осуществление закупки в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", которое не размещается на официальном сайте.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующими правилами:
в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки (пункт 1).
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из смысла указанных норм следует, что если указанные в извещении об осуществлении закупки требования к товару не нарушают прямых запретов, установленных в статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, и направлены на определение потребностей заказчика, такие положения извещения о закупке не могут быть признаны нарушающими требования законодательства. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара. Положения Закона о контрактной системе в сфере закупок не обязывают заказчика при описании объекта закупки устанавливать такие требования, которым соответствовали бы все существующие типы, виды, модели товара.
Установлено, что при описании объекта закупки в рассматриваемом извещении Заказчиком не использованы указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя. Им указаны необходимые функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики товара.
Согласно извещению об осуществлении закупки Заказчику необходимо приобрести сшивающие аппараты.
Требование к товару (описание объекта закупки) размещено Заказчиком отдельным файлом и состоит из 28 позиций различных сшивающих аппаратов.
Так, по спорной позиции 28 Заказчиком указаны характеристики необходимого для его нужд "Степлера циркулярного внутрипросветного, одноразового использования" с кодом позиции КТРУ - 32.50.13.190-00007432.
Помимо характеристик, указанных в КТРУ, Заказчик в описании объекта закупки установил технические, качественные, функциональные и эксплуатационные характеристики товара, в том числе дополнительные, исходя из своей потребности и в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика при рассмотрении жалобы пояснили следующее. Объектом рассмотрения являются циркулярные сшивающие аппараты, основной целью которых является создание механического скобочного циркулярного шва. В рассматриваемом аукционе позиция КТРУ N32.50.13.190-00007432 "Степлер циркулярный внутрипросветный, одноразового использования" использована при описании 7 позиций описания объекта закупки, то есть к закупке предполагалось 7 видов различных циркулярных сшивающих аппаратов, каждый из которых имеет свое клиническое значение, особенности и область применения.
Согласно анализу рынка и данным ценовых предложений, на этапе формирования Заказчиком начальной (максимальной) цены контракта, под данные описания и позиции подходят 7 различных моделей циркулярных сшивающих аппаратов, каждый из которых соответствует определенным клиническим ситуациям и показаниям для их использования в практике лечебного учреждения. При этом данные 7 разновидностей циркулярных сшивающих аппаратов представлены 4 различными производителями циркулярных сшивающих аппаратов (Заказчиком в письменных пояснениях приведена таблица "Список сшивающих аппаратов, подходящих под описание позиции 1,2,3,4,24,27, 28 планируемых к закупке циркулярных сшивающих аппаратов и их производителей").
Из приведенной Заявителем в жалобе сравнительной таблицы, поясняют представители Заказчика, в аукционе уже имеются 6 позиций с подходящими под описание моделями циркулярных сшивающих аппаратов, которые описывает Заявитель, данные позиции производятся 4 различными производителями. Каждый из этих сшивающих аппаратов имеет свои особенности, которые обуславливают возможность его применения в различных клинических ситуациях, которые определяются врачом-хирургом непосредственно во время хирургического вмешательства.
Как уже указал Заказчик, в аукцион включены 7 моделей сшивающих аппаратов, основная масса которых является двухрядными сшивающими аппаратами, то есть накладывают два ряда скобок, которых во многих клинических ситуациях достаточно для правильного формирования анастомоза. Трехрядные сшивающие аппараты применяют у пациентов из группы высокого риска несостоятельности анастомоза.
Так, поясняют представители Заказчика, на рынке трехрядные сшивающие аппараты представлены 2-мя основными производителями: Covidien LLC и Мэрил Эндо Серджери ПВТ ЛТД. Каждая из указанных компаний движется по своему пути создания аппаратов (фактически все сшивающие аппараты как двухрядные, так и трехрядные можно разделить на 2 большие группы с фиксированной высотой закрытия скобки для ткани конкретной толщины и с регулируемой высотой закрытой скобки для разного типа ткани).
Компания Covidien LLC выпускает линейку аппаратов, каждый из которых помимо размера самого аппарата предназначен для прошивания ткани определенной толщины. То есть одна модель аппарата для нормальных тканей, другая модель аппарата для тканей средней толщины, третья для сверх толстых тканей. Для того, чтобы быть готовым к любой стенке кишки у пациента, при работе с аппаратами данного производителя Заказчику нужно запастись как минимум всеми тремя аппаратами, так как неправильный подбор аппарата приведет к несостоятельности анастомоза. Если прошить тонкую ткань аппаратом для утолщенных или сверхтолстых тканей шов будет негерметичен, существенно повышается риск кровотечения с линии шва и наоборот, если аппаратом для нормальных тканей или для тканей средней толщины прошить толстую стенку кишки скобки либо не загнуться и шов развалится, либо будет нарушено кровоснабжение стенки кишки.
Аппарат компании Мэрил Эндо Серджери ПВТ ЛТД имеет регулируемую высоту закрытия скобки и, соответственно может быть использован для прошивания любого типа ткани. Однако он накладывает три ряда скобок одинаковой высоты, а аппарат другого производителя накладывает скобки разной высоты за счет чего, по заявлениям производителя, улучшается кровоснабжение стенки кишки, но при этом снижается риск кровотечения.
Поскольку поток пациентов неоднороден, и меняется в зависимости от многих факторов, при использовании линейки компании Covidien LLC, какие-то аппараты расходуются чаще, какие-то, наоборот длительное время не используются и в конечном итоге возникает такой момент, когда на складе остается несколько аппаратов только одного размера, а поскольку аппараты имеют ограниченный срок годности, если их не использовать, то срок их стерильности истечет.
Таким образом, наиболее удобным и правильным с точки зрения обеспечения потребности хирургов и пациентов и обеспечения максимальной экономической эффективности и своевременности использования изделий с ограниченным сроком годности, считает Заказчик, это наличие в арсенале 2-х типов аппаратов компании Covidien LLC с фиксированной высотой закрытия скобки для сверх толстых и утолщенных тканей и 1 типа аппарата компании Мэрил Эндо Серджери ПВТ ЛТД с регулируемой высотой закрытия скобки - для любых типов тканей. Каждый из этих аппаратов в отдельности перекрывает строго определенную и необходимую долю потребности лечебного учреждения, с целью обеспечения возможности дать хирургам право и обязанность выбора правильного сшивающего аппарата для оказания безопасной и качественной медицинской помощи. Оба этих производителя имеются в рассматриваемом аукционе в разных позициях описания объекта закупки.
Усреднение характеристик этих товаров между собой Заказчик считает невозможным ввиду их принципиальной разности в части подбора правильной высоты закрытия скобки и толщины прошиваемых тканей. Указанное приведет к ограничению возможности хирургов лечебного учреждения правильно подобрать сшивающий аппарат под ту или иную клиническую ситуацию. Что в свою очередь, приведет либо к снижению количества органосохранных операций и повышению числа пациентов, которым выводится колостома с последующими расходами бюджета на их постоянную реабилитацию. Либо к увеличению числа несостоятельностей анастомозов, а значит повышению расходов клиники на выхаживание данных пациентов и вновь приведет к увеличению числа стомированных пациентов, которые нуждаются в постоянной реабилитации.
После объявленного перерыва Заказчиком представлен запрос (исх. от 13.07.2022 N888) в компанию ООО "Мерил Медикал" следующего содержания.
"_Заявитель (ООО "РЕНЕССАНС - МЕД") утверждает, что Заказчиком ограничено количество возможных участников, так как закупить и поставить указанные в закупки циркулярные сшивающие аппараты имеет возможность только ограниченный крут лиц, имеющий с производителем такого товара партнерские отношения и/или иные договоры о сотрудничестве.
В связи с чем, просим Вас в кратчайшие сроки сообщить следующую информацию:
- любой из участников аукциона имеет возможность приобретать циркулярные сшивающие аппараты?
- есть ли трудности с поставкой указанного товара в Россию?"
На запрос ГБУЗ "Тамбовский областной онкологический клинический диспансер" компания ООО "Мерил Медикал" дало следующий ответ.
"Компания ООО "Мерил Медикал" выражает вам свое почтение и ответ на ваш запрос исх. 888 от 13.07.2022 сообщаем:
На территории Российской Федерации компания ООО "Мерил Медикал" ведет коммерческую деятельность через прямых дистрибьюторов, о факте запроса коммерческого предложения от компании ООО "РЕНЕССАНС-МЕД" у прямых дистрибьюторов нам не известно. Любой из участников аукциона имеет возможность свободно приобретать продукцию компании "Meril".
Трудностей с поставками продукции зарегистрированной в Российской Федерации нет".
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что Заявителем не представлены доказательства невозможности поставки товара по позиции 28 описания объекта закупки.
Комиссия Тамбовского УФАС России, рассмотрев все представленные материалы, доказательства и заслушав пояснения сторон, считает жалобу ООО "РЕНЕССАН -МЕД" необоснованной в силу следующего.
Основной задачей законодательства устанавливающего порядок проведения закупок в соответствии с Законом о контрактной системе, является не только обеспечение максимального числа участников, но и в том числе выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования и потребностям государственных заказчиков в товарах.
Разрабатывая техническое задание и устанавливая требования к техническим и функциональным свойствам товара, Заказчик исходил сугубо из своих потребностей в целях эффективного и целевого расходования бюджетных средств, а также эффективного оказания медицинской помощи пациентам.
В данном случае в рамках формирования заказа ГБУЗ "Тамбовский областной онкологический клинический диспансер" руководствовалось существующей потребностью, возникшей в связи с осуществлением им основной деятельности; Заказчик учитывал необходимость конечного результата - обеспечение лечебного учреждения необходимыми медицинскими изделиями для оказания качественной медицинской помощи гражданам и обеспечения непрерывного лечебного процесса.
Более того, предметом аукциона является поставка, а не производство (изготовление) товара. Поставщиком медицинских изделий может выступить любое физическое или юридическое лицо, готовое поставить продукцию, отвечающую требованиям извещения о закупке и удовлетворяющее потребности Заказчика.
При установлении признаков нарушения Закона о контрактной системе имеет значение не тот факт, что один или несколько производителей производят соответствующий товар, а возможность участников торгов осуществить его поставку.
Так, Заявителем не представлено доказательств невозможности участия в аукционе и поставки товара в соответствии с требованиями извещения о закупке. Аргумент Заявителя, что производитель закупаемого по позиции 28 сшивающего аппарата не дает возможность приобрести свою продукцию по данной закупке, соответствующими доказательствами также не подтвержден.
Кроме того, по рассматриваемой закупке Заказчиком в общей совокупности приобретаются медицинские изделия, которые производятся 4 различными производителями, и на которые указывает Заявитель в своей сравнительной таблице.
Согласно таблице расчета начальной (максимальной) цены контракта стоимость закупаемого товара по позиция 28 составляет 3% (288 000,00 руб.) от начальной (максимальной) цены электронного аукциона 8 656 748,30 руб.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя от 11.07.2022 на участие в аукционе подано 2 заявки, снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 45%.
Исходя из анализа представленных оператором электронной площадки заявок участников участниками электронного аукциона к поставке предложены товары 4-х различных производителей.
Таким образом, с учетом вышеизложенного, Комиссия Тамбовского УФАС России не усматривает в действиях Заказчика нарушений норм действующего законодательства в сфере закупок, в том числе требований к порядку формирования лота.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ч.8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "РЕНЕССАНС-МЕД" необоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение в течение трех месяцев со дня его принятия может быть обжаловано в арбитражный суд Тамбовской области по адресу: 392000, г. Тамбов, ул. Пензенская, 67/12.
Председатель комиссии Е.А. Гречишникова
Члены комиссии В.В. Иванов
Н.Е. Козлова
Исп. Козлова Н.Е., тел. 8 (4752) 72-73-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 18 июля 2022 г. N 068/06/33-369/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.07.2022