Резолютивная часть решения объявлена 15.07.2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 18.07.2022 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель комиссии: "...";
Члены комиссии: "..."; "..."
В присутствии представителей ФГБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии N 28 Федерального медико-биологического агентства" (далее - заказчик) "..." (Приказ по личному составу от 09.08.2021 г. N 375л); "..." (Доверенность N 3 от 01.07.2022 г.); "..." (Доверенность N 2 от 01.07.2022 г.); "..." (Доверенность N 4 от 01.07.2022 г.)
В присутствии представителя ООО "Хроматэк ТД" (далее - заявитель, общество) "..." (доверенность от 12 марта 2021 года)
рассмотрев жалобу заявителя на действия аукционной комиссии заказчика при проведении электронного аукциона на "Поставка комплекса хроматографического газового "Хромос ГХ-1000" (или эквивалент)", извещение N 0334100004522000024 (далее - электронный аукцион), в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Регламент ФАС), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России поступила жалоба заявителя на на действия аукционной комиссии заказчика при проведении.
В соответствии с доводами жалобы заявитель считает, что заказчиком неправомерно отклонена его заявка, поданная на участие в электронном аукционе, в следствие чего допущены нарушения норм Федерального закона N 44-ФЗ.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что заказчиком 01 июня 2022 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru размещены Извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0334100004522000024, а также приложения к извещению (документация) на "Поставка медицинского изделия - Прибор для определения скорости оседания эритроцитов, ввод в эксплуатацию, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие." (далее - документация об электронном аукционе).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 980 000 руб. 00 коп.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 07.07.2022 NИЭА1 на участие в аукционе подано 3 заявки.
Заявка ООО "Хроматэк ТД" была отклонена на основании пункта 8 части 12 статьи 38 Федерального закона N 44-ФЗ в связи со следующим:
"Предлагаемый к поставке Хроматограф газовый "Хроматэк-Кристалл 5000", не соответствует требованиям пункта 2.3 технического задания (пламенно-ионизационный детектор (ПИД) повышенной чувствительности у газового хроматографа с пределом детектирования по гептану в нонане или пропану, имеющий лучшее значение 1,0*10-12 гС/с (не более). В описании типа средств измерений "Хроматэк-Кристалл 5000", пламенно-ионизационный детектор (ПИД) повышенной чувствительности у газового хроматографа с пределом детектирования по гептану в нонане или пропану, указано значение 1,1·10-12".
По мнению заявителя, заказчиком, в качестве основания для отклонения взяты только сведения из Описания типа средств измерений на хроматографы, однако в описании типа средств измерений на комплекс "Хроматэк-Кристалл 5000" предел детектирования ПИД указан с условием "не более" 1,1х10-12 г/с , то есть фактический диапазон значений включает в себя предел детектирования 1х10-12 г/с , требуемый заказчиком, что в свою очередь поставщик может подтвердить протоколами испытаний, а по требованиям ФЗ N 44 заказчик обязан установить экспертизой соответствия поставленного оборудования требованиям госконтракта. Отсутствие доказательств несоответствия предложения участника закупки означает недействительность решения об отклонении заявки.
Изучив представленные документы, возражения заказчика, комиссия Иркутского УФАС России приходит к следующим выводам
В соответствии с пунктом 2 частью 1 статьи 43 Федерального закона N 44-ФЗ для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 настоящей статьи;
в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
г) с учетом положений части 2 настоящей статьи предложение по критериям, предусмотренным пунктами 2 и (или) 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (в случае проведения конкурсов и установления таких критериев). При этом отсутствие такого предложения не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке;
д) иные информация и документы, в том числе эскиз, рисунок, чертеж, фотография, иное изображение предлагаемого участником закупки товара. При этом отсутствие таких информации и документов не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке;
Согласно подпункта а пункта 1 части 5 статьи 39 Федерального закона N 44-ФЗ позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Пунктом 8 частью 12 статьи 48 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Как следует из содержания возражений заказчика, Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" тип средств измерений, применяемых в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, подлежит обязательному утверждению. При утверждении типа средств измерений устанавливаются показатели точности, интервал между поверками средств измерений, а также методика поверки данного типа средств измерений.
Таким образом, метрологические и технические характеристики средств измерений, подтвержденные результатами испытаний в целях утверждения типа, изложены в их описании типа, т.е. описание типа средства измерений является единственным документом, подтверждающим технические характеристики оборудования.
На стадии рассмотрения заявок, заказчик руководствовался сведениями из описания типа средства измерений предлагаемой участником модели хроматографа.
В описании типа средства измерений на комплекс "Хроматэк-Кристалл 5000", предлагаемого к поставке ООО "Хроматэк ТД", техническая характеристика предела детектирования повышенной чувствительности у газового хроматографа с пределом детектирования по гептану в нонане или пропану в азоте указано значение 1,1*10'12 (не более), что не соответствует требованиям технического задания, поскольку значение 1,1*10~12 (не более) допускает превышение предела детектирования установленного техническим заданием заказчика - не более 1,0*10~1 . что является не соответствием.
На основании вышеизложенного, предлагаемый к поставке заявителем комплекс "Хроматэк-Кристалл 5000", не может быть эквивалентной заменой требуемому Заказчиком оборудованию.
Кроме того, заявителя, исходя из содержания его заявки, представлены описание товара, составленное ООО "Хроматэк ТД" и описание типа средства измерения "Хроматэк-Кристалл 5000", утвержденный Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, в которых указаны различные характеристики товара.
Завителем, на рассмотрении жалобы представлены протоколы поверки хромотографа "Хроматэк-Кристалл 5000", однако такие документы не были представлены в составе заявки.
Таким образом, вышеуказанный довод заявителя является необоснованным.
Также, исходя из текста жалобы, по мнению заявителя, заказчиком установлены избыточные требования в техническом задании, в связи с чем, по совокупности характеристик, заявитель лишен возможности предложить товар, соответствующий потребностям заказчика. К таким характеристикам относится:
Пламенно-ионизационный детектор (ПИД) повышенной чувствительности - предел детектирования по гептану в нонане или пропану в азоте 1,0х10-12 г/с;
Электрические и газовые модули установлены в одной зоне доступа при открывании верхней крышки и задней дверцы прибора. Нет необходимости снимать боковые и задние стенки, что обеспечивает значительную экономию лабораторного пространства - наличие;
Элементы газовой схемы с информацией о подводимых газах, необходимые пользователю для работы, доступны при открывании верхней крышки прибора - наличие;
Трансформаторная схема питания, обеспечивающая высокую надежность и защиту от импульсных сетевых помех - наличие;
В лаборатории имеется база данных, архив хроматограмм, наработанные в программном обеспечении "Хромос", с использованием ранее приобретенных хроматографических комплексов "Хромос ГХ-1000". Приобретаемое оборудование должно работать с тем же самым программным обеспечением с возможностью переноса режимов и методов из ранее полученных хроматограмм - наличие;
Функционирует под управлением операционной системы Microsoft Windows 10 наличие.
Заказчиком представлены письменные пояснения, согласно которым считают данный довод необоснованным
Комиссия Иркутского УФАС России, исследовав представленные документы пришла к следующему выводу.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона N 44-ФЗ заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
На основании части 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно статьи 10 Федерального закона N 44-ФЗ заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона N 44-ФЗ государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не только обеспечение максимально широкого круга участников закупки, но и выявление в результате закупки лица, исполнение контракта которым в большей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
В зависимости от своих потребностей заказчик в документации об аукционе в праве установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учётом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, заказчик вправе включить в аукционную документацию такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок.
Из системного толкования приведённых норм следует, что на сегодняшний день законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего.
Так, Федеральный закон N 44-ФЗ не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям, маркам товара, не предусматривает ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусматривает обязанность заказчика в аукционной документации обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за заказчиком.
Аналогичная позиция подтверждена Президиумом Верховного суда РФ в "Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Обзор). Согласно указанному Обзору по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Согласно правовой позиции, отраженной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.12.2010 г. N11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Разрабатывая техническое задание и устанавливая требования к техническим и функциональным свойствам товара, исходил сугубо из своих потребностей в целях эффективного и целевого расходования бюджетных средств, а также эффективного оказания медицинской помощи пациентам.
Более того, предметом аукциона является поставка, а не производство (изготовление) товара. Поставщиком может выступить любое физическое или юридическое лицо, готовое поставить продукцию, отвечающую требованиям документации и удовлетворяющее потребности Заказчика.
Вместе с тем, заказчиком представлены 3 коммерческих предложения поставить товар на сумму 1 980 000 руб. 00 коп.; 1 970 000 руб. 00 коп.; 1 990 000 руб. 00 коп.
Кроме того, в пункте 1 примечания технического задания указано следующее: "Все указания в настоящем разделе на товарные знаки (при их наличии) читать со словами "или эквивалент".
Таким образом, Комиссия Иркутского УФАС России, проанализировав представленные документы приходит к выводу о необоснованности доводов жалобы.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия:
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя необоснованной;
2. копии решения направить сторонам по жалобе;
3. отменить процедуру приостановления определения поставщика в части заключения контракта Заказчиком.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 18 июля 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.07.2022