Резолютивная часть решения объявлена 19.07.2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 21.07.2022 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "_";
члены Комиссии: "_"; "_",
в отсутствие представителей ОГБУЗ "Усть-Илимская ГБ" (далее - заказчик);
В присутствии представителя ООО "БайкалЕвроГрупп" (далее - общество, исполнитель, участник закупки, победитель электронного аукциона) "_" (Доверенность от 13 июля 2022 года),
рассмотрев обращение заказчика о включении сведений в отношении ООО "БайкалЕвроГрупп" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с расторжением контракта заключенного по результатам проведения электронного аукциона на "Оказание услуг по технической эксплуатации и техническому обслуживанию систем отопления, водоснабжения, водоотведения и вентиляции", извещение N 0134200000121004698, и в результате осуществления проверки в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в редакции от 2 июля 2021 года, действовавшей на момент заключения контракта (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)")" (далее - Постановление Правительства N1078),
УСТАНОВИЛА:
В Иркутское УФАС России от заказчика поступило обращение о включении сведений в отношении исполнителя, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по причине принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по итогам проведения электронного аукциона на "Оказание услуг по технической эксплуатации и техническому обслуживанию систем отопления, водоснабжения, водоотведения и вентиляции", извещение N 0134200000121004698.
Участником закупки представлены пояснения об обстоятельствах, послуживших основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В ходе рассмотрения обращения Комиссия установила, что в результате проведения электронного аукциона, между победителем электронного аукциона и заказчиком был заключен контракт 26 ноября 2021 года (далее - контракт).
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта Исполнитель обязуется по заданию Заказчика оказать услуги по технической эксплуатации и техническому обслуживанию систем отопления, водоснабжения, водоотведения и вентиляции (далее - Услуги) в объеме, установленном в Спецификации (Приложение 1 к Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные Услуги в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
В пункте 2.7 Контракта указывается, что Заказчик оплачивает Услуги, оказанные Исполнителем в отчетном месяце, ежемесячно, путем перечисления соответствующей суммы на банковский счет Исполнителя, реквизиты которого указаны в статье 13 Контракта, за счет средств бюджетных учреждений (средства по обязательному медицинскому страхованию; субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания; приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения), в течение 15 рабочих дней с даты надлежаще оформленного и подписанного Заказчиком акта сдачи-приемки Услуг, составленного по прилагаемой форме (Приложение 2 к Контракту).
Согласно пункту 3.1 Контракта Срок оказания Услуг Исполнителем по Контракту в полном объеме: с 01.01.2022 года по 31.12.2022 года.
Пунктом 4.1 установлено, что Приемка оказанных Услуг в части соответствия их объема и качества требованиям, установленным в Контракте, производится Заказчиком по окончании оказания Услуг в отчетном месяце, ежемесячно.
Как следует из содержания технического задания, при оказании услуг оформляются все необходимые оперативно-технические документы (специальные журналы учета заявок, переговоров, распоряжений, графики и пр.), организовывается диспетчерская служба для приема заявок и ведения переговоров с энергоснабжающими организациями. Прием заявок может осуществляться при непосредственном общении или по телефону.
В пункте 2 технического задания, являющимся приложением к контракту, установлены сроки исполнения работ с момента поступления заявки к диспетчеру.
Техническим заданием установлены Дополнительные условия:
"1. Наличие диспетчера для приема заявок:
- рабочее место диспетчера - помещение диспетчерской в подвале главного корпуса;
- режим работы (прием заявок) - круглосуточно;
- ведение журналов заявок (по отделениям) разборчивым почерком, без исправлений, авторучкой с синими чернилами (форма журнала, номер телефона согласовывается с Заказчиком).
2.Дежурство в ночное время сантехника:
- рабочее место дежурного сантехника - помещение для сантехников в подвале главного корпуса;
- время дежурства - с 17-00 ч. до 08-00 ч. ежедневно без выходных.
3.Наличие материально-технической базы для оперативного устранения аварийных ситуаций на инженерных сетях (п. 2.7.3. Правил устройства тепловых энергоустановок и тепловых сетей Утверждены приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24 марта 2003 года N 115). Необходимые запасные части и материалы оплачиваются Заказчиком дополнительно.
4. Гарантийный срок на оказываемые Услуги составляет 12 (двенадцать) месяцев с даты подписания Сторонами акта сдачи-приемки Услуг (Приложение 2 к Контракту)."
21 апреля 2022 года заказчиком было направлено претензионное письмо из содержания с требованиями устранить допущенные нарушения по контракту и оплатить начисленные штрафные санкции, а именно:
1. 28 марта 2021 года Заказчиком была подана заявка на ремонт трубопровода канализации и трубопровода ливневой канализации санузла в административном крыле главного корпуса по адресу: проезд Врачебный, 1. К работам Исполнитель приступил только 04 апреля 2022 года, однако течь, по состоянию на 21 апреля, не устранена.
2. В марте 2022 года Заказчиком была подана заявка на устранение протечки канализации в туалете роддома по адресу: проезд Врачебный, 20. Заявка, по состоянию на 21 апреля, не выполнена.
3. 15 апреля 2022 года Заказчиком подана заявка на ремонт смесителей и сливных бачков унитазов в инфекционном корпусе по адресу: проезд Врачебный, 2. Заявка, по состоянию на 21 апреля, не выполнена.
4. Отсутствие журналов заявок в каждом отделении.
5. Отсутствие диспетчера на его рабочем месте.
6. Отсутствие сантехника на дежурстве в период с 1 апреля по 21 апреля 2022 года.
В процессе рассмотрения, представителем общества пояснено, что услуги по вышеуказанным заявкам оказаны в полном объеме, что подтверждается записями в журнале. Изучив представленные журналы установлено, что такие записи отсутствуют, что также подтвердил представитель общества.
Несмотря на вышеуказанное письмо, 29 апреля 2022 года обществом, в адрес заказчика, были направлены Акт сдачи-приемки услуг по Контракту N 1 от 30 апреля 2022 года; Счет на оплату N 1 от 29 апреля 2022 года; Акт N 1 от 30 апреля 2022 года.
В ответ на это, заказчиком направлено письмо от 06 мая 2022 года N 1409, в котором указывает на несоответствие фактически оказанных услуг объемам, предусмотренных условиям Контракта с перечнем таких услуг, в связи с чем заказчик требует, в течении 10-ти календарных дней устранить выявленные нарушения и представить повторно подписанные акты.
В ответ на это, обществом направлено информационное письмо N 1 от 12 мая 2022 года, исх. N 5/22 из содержания которого следует, что по мнению исполнителя, направленное претензионное письмо от 06 мая 2022 года N 1409 не соответствует положениям контракта (пунктам 4.2, 4.4, 4.9, 12.7) ввиду его некорректного оформления, в связи с чем требует оплатить оказанные услуги.
Пунктом 4.2 контракта предусмотрено следующее: "После завершения оказания Услуг, предусмотренных Контрактом, Исполнитель письменно уведомляет Заказчика о факте оказания Услуг не позднее рабочего дня, следующего за днем завершения оказания Услуг, предусмотренных Контрактом."
"Не позднее 3 (трех) рабочих дней после получения от Исполнителя документов, указанных в пункте 4.3 Контракта, Заказчик рассматривает результаты оказанных Услуг на предмет соответствия их объема и качества требованиям Контракта." (Пункт 4.4).
В случае получения от Заказчика запроса о предоставлении разъяснений в отношении результатов оказанных Услуг, или мотивированного отказа от принятия результатов оказанных Услуг, или акта с перечнем выявленных недостатков и сроком их устранения Исполнитель в течение рабочих дней обязан предоставить Заказчику запрашиваемые разъяснения в отношении оказанных Услуг или в срок, установленный в указанном акте, содержащем перечень выявленных недостатков, устранить полученные от Заказчика замечания, недостатки и передать Заказчику приведенный в соответствие с предъявленными требованиями комплект отчетной документации, отчет об устранении недостатков, а также повторный подписанный Исполнителем акт сдачи-приемки Услуг (Приложение 2 к Контракту) в 2 (двух) экземплярах для принятия Заказчиком оказанных Услуг. (Пункт 4.9).
Стороны Контракта осуществляют направление друг другу документов, связанных с исполнением Контракта, (акт приема-передачи, универсальный передаточный документ, счет-фактура, товарно-транспортная накладная, счет, письма, претензии и другие документы) в виде электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью (далее - электронные документы), посредством функционала по формированию и подписанию документов, связанных с исполнением Контракта, в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) с даты вступления в силу соответствующего правового акта.
До вступления в силу такого правового акта Стороны осуществляют обмен электронными документами с использованием системы электронного документооборота "1С-ЭДО".
Системы электронного документооборота Заказчика и Поставщика должны быть синхронизированы во время направления электронных документов. (Пункт 12.7).
В процессе рассмотрения, представителем общества было пояснено, что ООО "БайкалЕвроГрупп" считает такие претензии необоснованными в силу отсутствия в наименовании формулировок: "Запрос о предоставлении разъяснений"; "Мотивированного отказ от принятия результатов оказанных Услуг"; "Акт с перечнем выявленных недостатков и сроком их устранения".
Однако, комиссией Иркутского УФАС России установлено, что в претензионном письме заказчика от 06 мая 2022 года N 1409 присутствует перечень нарушений по контракту, а также срок, в течении которого такие недостатки должны быть устранены.
Вместе с тем, как отмечает заказчик в письме от 12.05.2022 года N 1466, порядок направления сторонами по контракту, указанный в пункте 12.7 не является единственным, что прямо следует из пункта 12.1 контракта, в котором указывается: "Все уведомления Сторон, связанные с исполнением Контракта, направляются в форме электронных документов в соответствии с пунктами 12.7-12.9 Контракта, либо в установленных Контрактом случаях в письменной форме по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу Стороны, указанному в Контракте, или с использованием факсимильной связи, электронной почты с последующим представлением оригинала. В случае направления уведомлений с использованием почты датой получения уведомления признается дата получения отправляющей Стороной подтверждения о вручении второй Стороне указанного уведомления или дата получения Стороной информации об отсутствии адресата по его адресу, указанному в Контракте. При невозможности получения указанных подтверждения или информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении 10 календарных дней с даты направления уведомления по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. В случае отправления уведомлений посредством факсимильной связи и электронной почты уведомления считаются полученными Стороной в день их отправки".
В ответ на это, обществом направлено письмо от 16 мая 2022 года, исх. N6/22, в котором также указывается на некорректность составления претензий и признании их необоснованными со стороны исполнителя.
Вместе с тем, заказчиком направлено уведомление от 27 мая 2022 года о выявлении аварийной ситуации, повреждение окрасочных слоев стен, потолков, полов в помещениях учреждения, в связи с чем предложило обществу направить представителей для проведения совместного осмотра и фиксации повреждений, предварительно уведомив заказчика о уполномоченных лицах, путем направления списка таких сотрудников, для подписания соответствующего акта осмотра.
Обществом не представлен список лиц, уполномоченных на проведения совместного осмотра и фиксации нарушения, подписания акта осмотра.
Однако, обществом представлен ответ на данное уведомление с просьбой разъяснить о каких аварийных ситуациях идёт речь, когда произошли и сообщалось ли о них уполномоченному представителю общества.
31 мая 2022 года обществом, в адрес заказчика, были направлены Акт сдачи-приемки услуг по Контракту N 13 от 31 мая 2022 года; Счет на оплату N 13 от 31 мая 2022 года; Акт N 13 от 31 мая 2022 года.
В ответ на это, заказчиком направлено претензионное письмо (требование) от 09 июня 2022 года N 1767, в котором указывает на несоответствие фактически оказанных услуг объемам, предусмотренных условиям Контракта с перечнем таких услуг, в связи с чем заказчик требует, в течении 10-ти календарных дней устранить выявленные нарушения и представить повторно подписанные акты.
02 июня 2022 года заказчиком направлено письмо о необходимости встречи с уполномоченным лицом исполнителя Боргловым К. П., с целью знакомства с ответственным лицом; обсуждения вопросов, возникших в процессе исполнения контракта; обсуждения вопросов по подготовке к сезонной эксплуатации, согласно Правил технической эксплуатации (п. 6 таблицы Технического задания).
Уполномоченное лицо исполнителя, на инициированную встречу заказчика не явилось.
Также, заказчиком направлено письмо от 07 июня 2022 года N 1746 о выявлении неисполнения условий по контракту, а именно устранение течи трубопровода по заявке, однако общество не приступило к её исполнению, в связи с чем заказчик требует приступить к выполнению заявки.
В ответ на это, обществом направлено уведомление об одностороннем отказе от исполнения контракта от 07 июня 2022 года, исх. N 8/22, в связи с неоплатой оказанных услуг в апреле и мае, а также в связи с отсутствием необходимых запасных частей для выполнения исполнителем условий по контракту.
Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что в соответствии с положениями контракта (пункт 2.7) оплата по контракту осуществляется в течение 15 рабочих дней с даты надлежаще оформленного и подписанного Заказчиком акта сдачи-приемки Услуг, составленного по прилагаемой форме (Приложение 2 к Контракту).
Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что по состоянию на 14 июня 2022 года Исполнитель своих обязанностей надлежащим образом не исполнил, тем самым нарушил пункты 1.1, 2.7, 3.1 и иные условия Контракта, а также не выплатил штрафы по контракту.
Пунктом 9.4 установлено, что контракт может быть расторгнут по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта.
В соответствии с частью 16 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был, расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Исходя из положений части 9 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Право принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта предоставлено заказчику пунктом 9.4 контракта.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона N 44-ФЗ, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
14 июня 2022 года в связи с тем, что по состоянию на эту дату исполнителем ненадлежащим образом не исполнены обязательства по контракту, заказчиком принято решение об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 8 Федеральный закон от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме, открытого аукциона в электронной форме, запроса котировок в электронной форме, закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - электронные процедуры), закрытого конкурса в электронной форме, закрытого аукциона в электронной форме (далее также - закрытые электронные процедуры), заказчик:
а) направляет такое решение поставщику (подрядчику, исполнителю) в порядке, установленном частью 12.2 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ;
б) не позднее дня направления решения (в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта) размещает такое решение в единой информационной системе в сфере закупок по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;
в) в случае неполучения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, направленного в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, либо информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения в соответствии с подпунктом "б" настоящего пункта;
Решение об одностороннем отказе размещено в единой информационной системе 14 июня 2022 года и направлено заказным письмом обществу.
В связи с невозможностью установить получение заказного письма, направленного исполнителю, либо информации об отсутствии общества по адресу, указанному в контракте, датой надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта считается день по истечении пятнадцати дней, считая с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, датой надлежащего уведомления общества считается 30 июня 2022 года.
Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с требованием Федерального закона N44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Учитывая, что датой надлежащего уведомления заказчиком победителя электронного аукциона об одностороннем отказе от исполнения договора является 30 июня 2022 года, исполнитель в период с 01 июля 2022 года по 10 июля 2022 года имело право устранить нарушения условий государственного контракта, послужившее основанием для принятия решения об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта.
По состоянию на 11 июля 2022 года услуги в полном объеме, указанном в контракте, исполнителем не выполнены, в связи с чем, контракт, в силу части 13 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ, считается расторгнутым.
Таким образом, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу и контракт считается расторгнутым 11 июля 2022 года.
ООО "БайкалЕвроГрупп" представлены письменные пояснения, из содержания которых следует:
1. По мнению участника закупки, помещения, предназначенные для дежурного сантехника и диспетчера, не отвечают требованиям санитарной и пожарной безопасности, техническим правилам, что подтверждается позицией заказчика, изложенной в письме N 1340 от 27 апреля 2022 года, однако вышеуказанное письмо не представлено на обозрение комиссии.
Также представлены фотоснимки помещения, которые, по мнению общества, подтверждают несоответствия помещения правилам и регламентам.
Однако, Комиссия Иркутского УФАС России считает данный довод необоснованным так как исполнителем не представлено документальное подтверждение несоответствия правил и норм вышеуказанного подтверждения, а также письма заказчика.
2. По мнению общества, допустимо ведение только одного журнала учета заявок, что также подтверждается фактом приемки и оплаты услуг в январе, феврале, марте 2022 года заказчиком.
Согласно положениям контракта, а именно пункту 1 дополнительных условий технического задания, участником должно быть осуществлены действия по ведению журналов заявок (по отделениям) разборчивым почерком, без исправлений, авторучкой с синими чернилами (форма журнала, номер телефона согласовывается с Заказчиком).
Таким образом, комиссией Иркутского УФАС России установлено, что данное условие контракта обществом не исполнялось с начала действия контракта.
3. По мнению исполнителя, отсутствие представителей при осмотре и фиксации поврежденных стен, потолков и полов в различных помещениях в силу отсутствия указания на дату и фактическую аварийную ситуацию, что по мнению общества, исключает необходимость присутствия представителей общества.
4. По мнению общества отсутствие уполномоченного представителя на объекте не является нарушением условий по контракту, а также не свидетельствует о неисполнении обязательств по контракту.
5. Относительно фактически неисполненных обязательств по контракту, указанных в письмах заказчика, обществом указывается на их исполнение, что подтверждается записями в журнале, либо отсутствием таких записей, что исключает ответственность исполнителя.
Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что ведение журналов учета заявок является обязанностью участника закупки, отсутствие таких записей не освобождает последнего от ответственности.
Таким образом, Комиссия, исследовав фактические обстоятельства дела, приходит к выводу о наличии недобросовестности в действиях ООО "БайкалЕвроГрупп" при исполнении своих обязательств по контракту.
Однозначных доказательств, свидетельствующих о том, что участником закупки надлежаще исполнены обязательства, предусмотренные контрактом в Иркутское УФАС России не представлено.
В силу статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
При этом, участие лиц в государственных и муниципальных закупках, проводимых в рамках Федерального закона N44-ФЗ, является добровольным, следовательно, прежде чем подать заявку на участие в такой закупке и принять участие в ее проведении, лицо должно оценить свои возможности по исполнению контракта, а также проанализировать наличие у него необходимых ресурсов для исполнения контракта, в случае, если данное лицо будет признано победителем закупки.
Комиссия, исследовав обстоятельства дела, доводы заказчика, приходит к выводу о виновности участника закупки в неисполнении своих обязательств, предусмотренных Контрактом, о недобросовестном характере его поведения.
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Наличие обстоятельств непреодолимой силы и объективных причин, препятствующих участнику закупки исполнить свои обязательства по контракту надлежащим образом, Комиссией не установлено.
Наличие иных, не зависящих от заявителя причин, препятствовавших победителю электронного аукциона надлежащим образом исполнить свои обязательства, в ходе рассмотрения обращения не установлено.
Кроме того, участник закупки, при подаче заявки на участие в электронном аукционе, согласился на участие в данном аукционе со всеми условиями, указанными Заказчиком в Извещении и Документации об электронном аукционе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что участником закупки не исполнены надлежащим образом обязанности, предусмотренные контрактом в отсутствие обстоятельств непреодолимой силы и объективно препятствующих причин, что однозначно свидетельствует о наличии в действиях участника закупки как лица, профессионально занимающегося предпринимательской деятельностью, поведения виновного и недобросовестного характера, о непроявлении надлежащей осмотрительности и заботливости относительно прав и законных интересов заказчика, об отсутствии действий по принятию всех необходимых мер для исполнения предусмотренных контрактом обязанностей.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона N44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в намеренном и умышленном нарушении положений Федерального закона N44-ФЗ.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в части 1 статьи 1 Федерального закона N 44-ФЗ, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Лицо, принимающее участие в закупке, подавая заявку на участие в электронном аукционе, должно осознавать все связанные с таким участием риски и возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания последнего победителем и не исполнением обязательств по контракту в дальнейшем.
Изучив представленные документы и информацию, Комиссия приходит к выводу о том, что победитель электронного аукциона - ООО "БайкалЕвроГрупп" намеренно и умышленно при исполнении условий контракта проявило недобросовестное поведение по отношению к заказчику, не предпринял всех надлежащих мер с целью исключения возможности наступления для него неблагоприятных последствий.
Учитывая соблюдение заказчиком процедуры расторжения Контракта, а также принимая во внимание поведение участника закупки, выразившееся в неисполнении принятых на себя обязательств, что привело к неисполнению в установленный срок контракта, и, как следствие, к неэффективному использованию бюджетных средств, у Комиссии Иркутского УФАС имеются все основания для включения сведений об ООО "БайкалЕвроГрупп" в реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
ООО "БайкалЕвроГрупп" подавая заявку на участие в закупки, согласилась с условиями документации о закупки и проектом контракта, заключило контракт, следовательно, взяло на себя определенные обязательства, которые должно исполнить надлежащим образом и в соответствии с условиями Контракта.
Вместе с тем, заказчиком предпринимались попытки урегулировать возникшие разногласия по контракту, путем инициации встреч с представителем общества, однако исполнитель (или его представители) не явился ни на одну из назначенных встреч, что свидетельствует об отсутствии намерения к урегулированию таких разногласий, что однозначно свидетельствует о наличии недобросовестности в действиях общества.
Кроме того, материалы обращения свидетельствуют о недобросовестности поведения общества при исполнении условий контракта, неоднократном нарушении сроков оказания услуг, что недопустимо с учетом специфики деятельности заказчика - обеспечение бесперебойной деятельности учреждения для оказания медицинской помощи гражданам, когда даже однократное нарушение может привести к нарушению деятельности Заказчика, при этом нарушение условий контракта со стороны ООО "БайкалЕвроГрупп" носило системный характер.
Исходя из вышеизложенного, сведения в отношении ООО "БайкалЕвроГрупп" подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия Иркутского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "БайкалЕвроГрупп" ("_", ИНН: 3812526402), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить сроком на два года;
2. Сведения, представленные Заказчиком в отношении лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, учредителя ООО "БайкалЕвроГрупп" (Петрова Ольга Николаевна, ИНН: 032004213309) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включить сроком на два года
3. Копии решения направить Заказчику, обществу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 22 июля 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.07.2022