Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
*
рассмотрев заявление заказчика в лице ГКУ СО "УКС Свердловской области" (вх. 2383/22 от 12.07.2022 г.) о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "СтройТайм" исполнителе по контракту N 0162200011820001263 от 31.07.2020 г. на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Пожарное депо на 2 автомобиля в селе Косулино Свердловской области" (извещение N 0162200011820001263) в части соблюдения требований ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 г N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" и Приказа ФАС России от 27.08.2007 N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" (далее по тексту - Приказ ФАС России от 27.08.2007 N 267), а так же проведя внеплановую проверку в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 11 часов 00 минут при участии представителей:
- заказчика в лице ГКУ СО "УКС Свердловской области" - *
- уполномоченного органа в лице Департамента государственных закупок Свердловской области - *
- в отсутствие представителей заинтересованного лица ООО "СтройТайм", уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения заявления
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступило заявление заказчика в лице ГКУ СО "УКС Свердловской области" (вх. 2383/22 от 12.07.2022 г.) о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "СтройТайм" исполнителе по контракту N 0162200011820001263 от 31.07.2020 г. на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Пожарное депо на 2 автомобиля в селе Косулино Свердловской области" (извещение N 0162200011820001263).
Заявление рассмотрено Комиссией в соответствии со ст. 104 Закона о контрактной системе, Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, Приказом ФАС России от 27.08.2007 N 267.
Заслушав доводы представителя заказчика, уполномоченного органа, проанализировав представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
03.07.2020 г. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" (http://zakupki.gov.ru) (далее по тексту - единая информационная система) и на сайте электронной торговой площадки ООО "РТС-тендер" размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Пожарное депо на 2 автомобиля в селе Косулино Свердловской области" (извещение N 0162200011820001263).
Начальная (максимальная) цена контракт составила 89 755 519.75 рублей.
Контракт N 0162200011820001263 от 31.07.2020 г. на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Пожарное депо на 2 автомобиля в селе Косулино Свердловской области" был подписан сторонами, сведения о заключенном контракте опубликованы на сайте о размещении заказов www.zakupki.gov.ru в порядке и сроки, установленные законодательством. Дата заключения контракта - 30.07.2020 г.
В соответствии п. 1.1 контракта N 0162200011820001263 от 31.07.2020 г. Генподрядчик принимает на себя обязательство по выполнению строительно-монтажных работ по объекту "Пожарное депо на 2 автомобиля в селе Косулино Свердловской области" (далее - Объект) в объеме, определенном в Описании объекта закупки, являющемся неотъемлемой частью настоящего Контракта (Приложение N 1), в соответствии с проектной документацией (шифр Ф.2018.119598-, 2018 г., с последним изменением от 09.2018), имеющей положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий N 66-1-1-3-001788-2018 от 28.09.2018, положительное заключение государственной экспертизы о проверке достоверности определения сметной стоимости строительства N 66-1-0351-18 от 01.10.2018, а также согласно комплекта рабочей документации (шифр Ф.2018.119598-, 2018 г., с последним изменением от 12.2018), разработанными АО Институт "Уралсевергаз-проект", а Государственный заказчик обязуется обеспечить Генподрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и обеспечить оплату обусловленной настоящим Контрактом цены за счет средств бюджета Свердловской области.
На основании п.1.2 контракта срок выполнения работ:
- начало строительно-монтажных работ - с момента заключения Контракта.
- окончание строительно-монтажных работ и ввод объекта в эксплуатацию - не позднее 12 месяцев с момента заключения контракта.
Стороны устанавливают промежуточные сроки выполнения отдельных видов работ в графике выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 3), технологическом плане выполнения работ (Приложение N 3 к Описанию объекта закупки), являющихся неотъемлемой частью настоящего Контракта.
За нарушение Генподрядчиком промежуточных сроков, установленных в графике выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 3), технологическом плане выполнения работ (Приложение N 6 к Описанию объекта закупки), Генподрядчик несет ответственность, установленную настоящим Контрактом за просрочку исполнения обязательств по нему.
Генподрядчик вправе с согласия Государственного заказчика, выраженного в письменной форме, выполнить работы ранее установленного настоящим Контрактом срока, а Государственный заказчик вправе принять и оплатить выполненные Генподрядчиком работы досрочно только при наличии в момент предъявления выполненных работ к приемке на соответствующей статье расходов денежных средств, достаточных для оплаты выполненных работ.
Контракт вступает в силу со дня его заключения сторонами и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по Контракту (п. 11.1 контракта).
Как пояснил на заседании Комиссии представитель заказчика, условиями контракта N 0162200011820001263 от 31.07.2020 г. предусмотрено выполнение работ в сроки, установленные в п. 1.2 контракта. При этом, ООО "СтройТайм" выполнило обязательства по контракту не в полном объеме, а также с нарушением установленных сроков.
В адрес Генподрядчик неоднократно были направлены письма с указанием на факт ненадлежащего исполнения обязательств по контракту с установленной суммой неустойки за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по контракту в размере 10 000.00 руб. (исх. N А-3024 от 04.09.2020, исх. N А-3272 от 23.09.2020 г., исх. N М-3726 от 29.10.2020 г., исх. N Д-4215 от 15.12.2020 г., исх. N 204-1-14 от 11.08.2021 г.)
В соответствии с п. 2 ст. 328 ГК РФ в случае непредоставления обязанной стороной предусмотренного договором исполнения обязательства либо при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков.
Согласно п. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с п. 1 ст. 450.1 ГК РФ предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В соответствии с п. 2 ст. 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Согласно п. 11.10 контракта расторжение Контракта по соглашению сторон совершается в письменной форме.
В случае расторжения Контракта по соглашению сторон Генподрядчик возвращает Государственному заказчику все денежные средства, перечисленные для исполнения обязательств по настоящему Контракту, а Государственный заказчик оплачивает расходы (издержки) Генподрядчику за фактически исполненные обязательства по настоящему Контракту.
Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 01.07.2022 г.
01.01.2022 г. вступили в силу изменения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. N 81 от 30.12.2021) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"(далее Закон о контрактной системе).
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
На основании ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе В случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик разместил в единой информационной системе 01.07.2022 г.
Датой надлежащего уведомления считается 01.07.2022 г.
Таким образом, требования ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчиком выполнены, следовательно, действия заказчика можно считать надлежащим уведомлением подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Поскольку надлежащее уведомление подрядчика о принятом решении произведено, решение заказчика об одностороннем отказе вступило в силу 12.07.2022 г.
В силу ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, в том числе с учетом государственного/муниципального контракта. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (п. 1 ст. 314 ГК РФ).
Согласно ст. 401 ГК РФ:
1. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
2. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
На заседании Комиссии представитель заинтересованного лица явку не обеспечил, документы, подтверждающие наличие объективных причин для неисполнения условий контракта, не предоставил.
При этом, согласно пояснениям представителя заказчика, а также информации, содержащейся в единой информационной системе, услуги, предусмотренные условиями контракта, оказаны на общую сумму 62 378 894.40 руб. (цена контракта 87 062 854.15 руб.).
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий государственного (муниципального) контракта, которое свидетельствует о его недобросовестном поведении, совершении им умышленных действий (бездействия), в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом, ранее признанным победителем торгов, и нарушающих права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, что в итоге приводит к неэффективному использованию бюджетных средств.
В пункте 41 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017, указано, что санкция в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков влечет для участника торгов значительные неблагоприятные последствия, несоизмеримые с совершенной ошибкой, в том числе экономического характера, поскольку в будущем может ограничить права такого участника на участие в торгах по размещению государственных и муниципальных заказов.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
В соответствии с правовой позицией, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-Пи от 21.11.2002 N 15-П, имеющей универсальный характер, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
С учетом того, что у Комиссии отсутствуют доказательства, что заказчику фактом неисполнения обязательств по контракту нанесен значительный ущерб полагает, что включение сведений об ООО "СтройТайм" в реестр недобросовестных поставщиков будет несоизмеримо с имеющимся неисполнением обязательств, повлечет для заинтересованного лица с учетом всех обстоятельств значительные неблагоприятные последствия, что не отвечает целям ведения реестра недобросовестных поставщиков, не соизмеримо с негативными для заказчика последствиями, связанными с неисполнением заинтересованным лицом обязательств по контракту.
На основании ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
При изложенных обстоятельствах Комиссия в действиях (бездействии) ООО "СтройТайм" не усматривает факта недобросовестного поведения.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 104, 99 Закона о контрактной системе, Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Постановлением N 1576 и Приказом ФАС России от 27.08.2007 N 267 Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок,
Р Е Ш И Л А:
1. Не включать сведения об ООО "СтройТайм" в реестр недобросовестных поставщиков.
2. В действиях заказчика в лице ГКУ СО "УКС Свердловской области" нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
*
* |
Члены Комиссии |
* |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 15 июля 2022 г. N РНП-066/06/104-2410/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.07.2022