Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее по тексту - Комиссия) в составе:
*
посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 14-30, при участии представителей:
- заказчика в лице Администрации Качканарского городского округа - *
- в отсутствие представителей заявителя в лице ИП Зарубина Максима Сергеевича, уведомленного надлежащим способом о месте и времени заседания Комиссии,
рассмотрев жалобу ИП Зарубина Максима Сергеевича (вх. N 2268-ЭП/22 от 11.07.2022 г.) о нарушении заказчиком в лице Администрации Качканарского городского округа, его комиссией при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на услуги по актуализации (корректировке) схемы водоснабжения и водоотведения Качканарского городского округа (извещение N 0162300034222000027), Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ИП Зарубина Максима Сергеевича (вх. N 2268-ЭП/22 от 11.07.2022 г.) о нарушении заказчиком в лице Администрации Качканарского городского округа, его комиссией при осуществлении закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на услуги по актуализации (корректировке) схемы водоснабжения и водоотведения Качканарского городского округа (извещение N 0162300034222000027), Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст. 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе заявитель указал, что извещение открытого конкурса в электронной форме противоречит Закону о контрактной системе. На основании приведенных доводов просит признать жалобу обоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном статьей 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
05.07.2022 г. на официальном сайте опубликовано извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0162300034222000027 на услуги по актуализации (корректировке) схемы водоснабжения и водоотведения Качканарского городского округа.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 6 816 666.67 рублей.
Электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе, критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы, в том числе, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 ст. 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи. В случае невыполнения заказчиком требования настоящей части определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть признано недействительным по иску участника или участников закупки (ч. 9 ст. 32 Закона о контрактной системе).
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604) установлен указанный порядок оценки заявок (далее - Порядок).
Согласно п. 4 Порядка, для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
На основании п 24 Порядка, для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
На основании п. 24 Порядка в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктом 20 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
В соответствии с п. 30 Порядка, в случае применения показателя оценки, указанного в подпункте "д" пункта 24 настоящего Положения, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются:
а) перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю, предусмотренному подпунктом "д" пункта 24 настоящего Положения, и необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки;
б) перечень следующих документов, подтверждающих наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта:
трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
документы, подтверждающие предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами квалификацию специалистов и иных работников.
Приложением N 4 к конкурсной документации установлен порядок оценки заявок на участие в открытом конкурса в электронной форме (извещение N 0162300034222000027), в том числе, пунктом 4 предусмотрен следующий критерий оценки заявок:
N |
Показатель оценки |
Значимость показателя оценки, процентов |
Показатель оценки, детализирующий показатель оценки |
Значимость показателя, детализирующего показатель оценки, процентов |
Формула оценки или шкала оценки |
4 |
3.2 Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
100 |
Признак N1 (Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации). |
25 |
Оценка заявок осуществляется по формуле, предусмотренной подпунктом ж) пункта 20 Положения Количество баллов (БХi), присуждаемое i-й заявке, определяется по формуле:
где: Хmax - максимальное значение детализирующего показателя, содержащееся в предложениях участников закупки, в заявках (частях заявок); Хi - значение детализирующего показателя, содержащееся в предложении участника закупки, в заявке (частях заявки); - предельное минимальное значение детализирующего показателя, установленное заказчиком, - 10 специалистов. |
Признак N2 (Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, включенных в Национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования) |
25 |
Оценка заявок осуществляется по формуле, предусмотренной подпунктом ж) пункта 20 Положения Количество баллов (БХi), присуждаемое i-й заявке, определяется по формуле:
где: Хmax - максимальное значение детализирующего показателя, содержащееся в предложениях участников закупки, в заявках (частях заявок); Хi - значение детализирующего показателя, содержащееся в предложении участника закупки, в заявке (частях заявки); - предельное минимальное значение детализирующего показателя, установленное заказчиком, - 5 специалистов, состоящих в национальном реестре специалистов НОПРИЗ. |
Пунктом 3.2 Приложения N 4 к конкурсной документации установлен порядок оценки заявок участников закупки по показателю "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", а именно:
Оценивается общее количество у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В целях оценки по данному критерию Специалистами и иными работниками определенного уровня квалификации признаются:
- инженер-проектировщик;
- инженер-конструктор;
- инженер-технолог,
- главный инженер проекта.
Наличие данных специалистов у участника подтверждается приложением справки, составленной в произвольной форме, с указанием фамилии, имени, отчества специалиста, должности, специальности, опыта работы. Сведения, указанные в данной справке, в отношении специалистов должны подтверждаться следующими документами:
- электронные копии бумажных документов государственного образца о высшем образовании сотрудников, предлагаемых участником закупки для выполнения работ, по требуемым специальностям;
- электронные копии бумажных документов: трудовых книжек, трудовых договоров или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации, заверенные надлежащим образом.
В случае предоставлении не полного пакета документов в отношении сотрудника, комиссия не засчитывает наличие такого сотрудника.
По детализирующему показателю "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, включенных в Национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования" оценивается общее количество у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, включенных в Национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования.
Наличие данных специалистов у участника подтверждается приложением справки, составленной в произвольной форме, с указанием фамилии, имени, отчества специалиста, должности, специальности, опыта работы.
Наличие специалистов включенных в Национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования подтверждается приложением справки, составленной в произвольной форме, с указанием фамилии, имени, отчества специалиста, должности, специальности, опыта работы. Сведения, указанные в данной справке, в отношении специалистов должны подтверждаться следующими документами:
- электронная Выписка из реестра Национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования;
- электронные копии бумажных документов государственного образца о высшем образовании сотрудников, предлагаемых участником закупки для выполнения работ, по требуемым специальностям;
- электронные копии бумажных документов: трудовых книжек, трудовых договоров или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации, заверенные надлежащим образом.
В случае предоставлении не полного пакета документов в отношении сотрудника, комиссия не засчитывает наличие такого сотрудника.
Исходя из первого довода жалобы следует, что оценка заявок по критерию "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" осуществляется на основании представленных в составе заявки документов, подтверждающих наличие у привлекаемых к выполнению работ сотрудников высшего образования без указания в извещении открытого конкурса в электронной форме на направление подготовки.
В соответствии со ст. 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются следующее условие:
трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы). Если в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов.
Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производятся с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или с учетом профессиональных стандартов. Указанные справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (ст. 143 ТК РФ).
Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37 (далее - Справочник) нормативно определены квалификационные характеристики, определяющие трудовую функцию работника и регламентирующим ее содержание.
Вышеуказанным Справочником определены следующие квалификационные характеристики:
- инженер-проектировщик I категории - высшее профессиональное образование и стаж работы в должности инженера-проектировщика II категории не менее 2 лет, инженер-проектировщик II категории - высшее профессиональное образование и стаж работы на инженерно-технических должностях, замещаемых специалистами с высшим профессиональным образованием, не менее 2 лет, инженер-проектировщик III категории - высшее профессиональное образование и опыт работы в проектных организациях, инженер-проектировщик - высшее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и опыт работы в проектных организациях не менее 5 лет;
- инженер-конструктор I категории - высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности инженера-конструктора II категории не менее 3 лет, инженер-конструктор II категории: высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности инженера-конструктора или других инженерно-технических должностях, замещаемых специалистами с высшим профессиональным образованием, не менее 3 лет, инженер-конструктор III категории - высшее профессиональное (техническое) образование и опыт работы по специальности, приобретенный в период обучения, или стаж работы на инженерно-технических должностях без квалификационной категории инженер-конструктор - высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника-конструктора I категории не менее 3 лет либо других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным (техническим) образованием, не менее 5 лет;
- инженер-технолог I категории - высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности инженера-технолога II категории не менее 3 лет, инженер-технолог II категории -высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности инженера-технолога III категории или других инженерно-технических должностях, замещаемых специалистами с высшим профессиональным образованием, не менее 3 лет, инженер-технолог III категории - высшее профессиональное (техническое) образование и опыт работы по специальности, приобретенный в период обучения, или стаж работы на инженерно-технических должностях без квалификационной категории, инженер-технолог - высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование и стаж работы в должности техника-технолога I категории не менее 3 лет либо других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным образованием, не менее 5 лет;
- главный инженер проекта - высшее профессиональное образование и стаж работы по проектированию или научно-педагогической работы в соответствующей области знаний не менее 8 лет, а при проектировании особо крупных и сложных объектов - не менее 10 лет.
На основании вышеуказанного, требования к профессиональному образованию и опыту работ сформированы заказчиком в соответствии с трудовым законодательством и не противоречат положениям Закона о контрактной системе, ввиду чего первый довод заявителя признан Комиссией необоснованным.
Исходя из второго довода заявителя следует, что заказчик, осуществляя закупку на услуги по актуализации (корректировке) схемы водоснабжения и водоотведения Качканарского городского округа, неправомерно установил требование к предоставлению участниками закупки документов, подтверждающих наличие специалистов в Национальном реестре в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования.
Возражая против указанного довода представитель заказчика пояснил, что требование, оспариваемое заявителем, установлено с целью выявления лучших условий исполнения контракта и не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе.
Заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок (ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе).
На основании п. 1 ч. 2 ст. 24 Закона о контактной системе к конкурентным способам относятся конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс).
Победителем конкурса признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) (ч. 4 ст. 24 Закона о контрактной системе).
Исходя из совокупности положений Закона о контрактной системе, п. 28 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604, Комиссия приходит к выводу, что показатели оценки устанавливаются с целью выявления лучших условий исполнения контракта. Вместе с этим, Комиссией установлено, что в извещении открытого конкурса в электронной форме отсутствует информация о необходимости осуществления работ по инженерным изысканиям и архитектурно-строительному проектированию. Данный факт также подтверждается представителем заказчика.
Таким образом, требование к предоставлению участниками закупки документов, подтверждающих наличие специалистов в Национальном реестре в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, является излишним, ввиду того, что не соотносится с предметом закупки, следовательно, не позволяет выявить лучшие условия по исполнению контракта. В данных действиях заказчика содержится нарушение п. 4 ч. 2 ст. 42, ч. 9 ст. 32 Закона о контрактной системе в части установления ненадлежащего порядка оценки заявок участников открытого конкурса в электронной форме.
В данных действиях заказчика содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ИП Зарубина Максима Сергеевича признать обоснованной в части.
2. В действиях заказчика в лице Администрации Качканарского городского округа выявлено нарушение п. 4 ч. 2 ст. 42, ч. 9 ст. 32 Закона о контрактной системе.
3. В действиях закупочной комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
4. Заказчику, его комиссии выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
5. Обязать заказчика обеспечить явку должностного лица, подготовившего и разместившего извещение в единой информационной системе по закупке N 0162300034222000027, с документами, закрепляющими за данным лицом служебную обязанность по совершению таких действий на составление протокола об административном правонарушении по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 марта,5/Химиков, 3, 4 этаж с объяснением по факту выявленного нарушения _____ ____________ 20____г. в ________.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
* |
Члены Комиссии |
*
* |
\
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ | |
ПРЕДПИСАНИЕ N 066/06/106-2429/2022 об устранении нарушений законодательства о контрактной системе | |
г. Екатеринбург |
18.07.2022 г. |
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе:
*
на основании своего решения N 066/06/106-2429/2022 от 18.07.2022 г.,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику в лице Администрации Качканарского городского округа в срок до 20 августа 2022 года устранить нарушение Закона о контрактной системе установленные решением N 066/06/106-2429/2022 от 18.07.2022 г. (извещение N 0162300034222000027) путем внесения изменений в извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме в части устранения выявленных нарушений, продления срока подачи заявок на участие в закупке и завершения процедуры проведения закупки в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
2. Оператору электронной торговой площадки, единой информационной системе обеспечить исполнение пункта 1 настоящего предписания.
3. Заказчику в лице Администрации Качканарского городского округа в срок до 30 августа 2022 года представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области копию документа, подтверждающего выполнение пункта 1 настоящего предписания, в том числе посредством факсимильной связи: (343) 377-00-84 или на адрес электронной почты: to66@fas.gov.ru.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области обращает внимание, что частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение в установленный срок предписания предусмотрена административная ответственность.
Настоящее Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
* |
Члены Комиссии |
*
* |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 18 июля 2022 г. N 066/06/106-2429/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.07.2022