Резолютивная часть решения оглашена 14.07.2022
В полном объеме решение изготовлено 19.07.2022
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А.
|
- |
заместителя руководителя управления-начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Фадеевой Н.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "Урал-Полимер-Лак" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт кровли Общежития по адресу г. Челябинск, ул. Абразивная, 48 (извещение N 0869200000222003282), при дистанционном участии:
- представителя ГБПОУ "Челябинский энергетический колледж им. С.М. Кирова" (далее - заказчик) Вотиновой Т.Ю., действующего на основании доверенности N 6 от 12.07.2022;
- представителей ГКУ "Центр организации закупок Челябинской области" (далее - уполномоченный орган) Зубовой Е.С., Пичуговой Т.В., действующих на основании доверенностей N 11 от 04.04.2022, N 09 от 04.04.2022;
- представителя ООО "Урал-Полимер-Лак" (далее - Общество, заявитель) Иванютина Д.Г., действующего на основании доверенности N 17-УПЛ/2022 от 18.06.2022,
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России 07.07.2022 поступила жалоба ООО "Урал-Полимер-Лак" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт кровли Общежития по адресу г. Челябинск, ул. Абразивная, 48 (извещение N 0869200000222003282) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам заказчик, уполномоченный орган 30.06.2022 объявили о проведении аукциона путем опубликования в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения о закупке. Изменения извещения размещены 07.07.2022.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 559 088,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в аукционе - 11.07.2022 в 08:30.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Определением от 13.07.2022 в заседании Комиссии был объявлен перерыв до 14.07.2022 до 10.00.
Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.
Описание объекта закупки сформировано заказчиком с нарушением статей 8, 33 Закона о контрактной системе.
Так, в соответствии с пунктом 23 локально-сметного расчета N 1 заказчик указал конкретную торговую марку эмали "Стандарт" без указания слова "или эквивалент".
Более того, в техническом задании, в отношении мастики, эмали установлены требования к основе, классу пожарной опасности, которым соответствует исключительно продукция, выпускаемая ООО "СпецКомплект-ДТ".
По мнению заявителя, действия заказчика нарушают действующее законодательство о контрактной системе, а также ограничивают количество участников закупки.
Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, представили письменные пояснения, которые поддержали на заседании Комиссии, и указали следующее.
Извещение об осуществлении закупки сформировано в соответствии с требованиями действующего законодательства о контрактной системе, а также с учетом потребности заказчика.
Характеристикам, указанным в техническом задании, соответствует, в том числе кровельная мастика негорючая КМ0-ОГНЕЗА-ОКМ, о чем свидетельствует скриншот с поисковой строки "Яндекс".
Более того, на сайте компании ООО "СпецКомплект-ДТ" (https://skomplekt74.ru) имеется предложение по продаже мастики, эмали, а также производству работ, что позволяет участнику закупки приобрести материал, необходимый для выполнения работ в рамках рассматриваемой закупки.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В статье 8 Закона о контрактной системе указано, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Исходя из содержания пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Предметом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту кровли Общежития по адресу г. Челябинск, ул. Абразивная, 48.
В составе извещения об осуществлении закупки содержится техническое задание (приложение N 1 к извещению).
В техническом задании предусмотрены требования к материалам, используемым при выполнении работ, в том числе указано следующее.
N п/п |
Наименование |
Показатель (наименование характеристики) |
Максимальные и (или) минимальные показатели объекта закупки |
Показатели, которые не могут изменяться |
4 |
Мастика полимерно-битумная кровельная гидроизоляционная |
Основа |
|
хлорсульфированный полиэтилен |
Класс пожарной опасности |
|
КМ0 |
||
Время высыхания до степени 3 при естественной сушке, час |
|
|
||
Адгезия покрытия, балл |
|
|
||
Массовая доля нелетучих веществ, % |
|
|
||
5 |
Эмаль |
Основа |
|
хлорсульфированный полиэтилен |
Класс пожарной опасности |
|
КМ0 |
||
Время высыхания до степени 3 при естественной сушке, час |
|
|
||
Массовая доля нелетучих веществ, % |
|
|
1.1. В соответствии с пояснениями заявителя, в пункте 23 локально-сметного расчета N 1 заказчик указал конкретную торговую марку эмали "Стандарт" без указания слова "или эквивалент", что не соответствует действующему законодательству о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия антимонопольного органа отмечает, что в пункте 2.2 Требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке (приложение N 4 к извещению) предусмотрено условие, согласно которому в случае, если извещение электронного аукциона ("Локальный сметный расчет") содержит указание на товарные знаки в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона, участники закупки вправе предложить к использованию при выполнении работ эквиваленты указанных товарных знаков. Эквивалентность материалов определяется в соответствии с требованиями и показателями, установленными к качеству, техническим характеристикам, требованиями к безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке и иным показателям, связанным с определением соответствия используемых материалов потребностям заказчика.
Таким образом, исходя из пункта 2.2 Требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке (приложение N 4 к извещению), при наличии в извещении, в том числе в локальном сметном расчете, указания на товарный знак участник закупки вправе в составе заявки предложить к использованию при выполнении работ эквиваленты указанных товарных знаков.
С учетом наличия в извещении об осуществлении закупки права участника закупки предложить эквиваленты товарных знаков при указании на их наличие в извещении (в том числе в локальном сметном расчете), Комиссия Челябинского УФАС России считает довод заявителя в данной части необоснованным.
1.2. Относительно довода заявителя об ограничении количества участников закупки Комиссия отмечает, что ООО "Урал-Полимер-Лак" в материалы дела не представлены документы, свидетельствующие об анализе рынка материалов, указанных в пунктах 4, 5 технического задания, а также достаточные доказательства, свидетельствующие об ограничении конкуренции. С учетом того, что законодательством о контрактной системе установлен пресекательный срок рассмотрения жалобы (5 дней), Комиссии антимонопольного органа не представляется возможным сделать вывод о наличии в действиях заказчика нарушения статьи 8 Закона о контрактной системе, поскольку необходимо проведение детального анализа материалов, реализуемых на территории Российской Федерации, и получение официальной информации от производителей.
Следует отметить, что бремя доказывания возложено на заявителя.
Более того, согласно материалам дела на участие в рассматриваемой закупке подано три заявки, которые признаны комиссией по осуществлению закупок соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки.
С учетом изложенного, довод жалобы заявителя об ограничении количества участников закупки не находит своего подтверждения.
При этом, исходя из сведений, представленных заказчиком, уполномоченным органом, заявителем, требованиям пунктов 4, 5 технического задания в полном объеме могут соответствовать материалы, выпускаемые ООО "СпецКомплект-ДТ". Материалы иных производителей могут не соответствовать требованиям технического задания либо в части основы (хлорсульфированный полиэтилен), либо в части класса пожарной опасности (КМ0). Так, например, мастика "ОГНЕЗА-ОКМ" имеет требуемый заказчику класс пожарной опасности КМ0. Однако, в отношении указанной мастики отсутствует информация о том, что она изготовлена на основе хлорсульфированного полиэтилена. Эмаль ХП-7120, ХП-799, ХП-7143 изготовлена на основе хлорсульфированного полиэтилена. Вместе с тем, в отношении указанных эмалей отсутствует информация о том, что они имеют класс пожарной опасности КМ0.
1.3. Комиссия антимонопольного органа отмечает, что представителями заказчика, уполномоченного органа на заседании Комиссии не представлены нормативно-технические документы, которыми регламентируются характеристики и их значения, указанные в пунктах 4, 5 технического задания (основа, время высыхания до степени 3 при естественной сушке, адгезия покрытия, массовая доля нелетучих веществ), в том числе нормативные требования к материалам отсутствуют в описании объекта закупки.
В данном случае, указанные обстоятельства свидетельствуют о необоснованной и неподтвержденной потребности заказчика в характеристиках материалов, предусмотренных в пунктах 4, 5 технического задания, и, как следствие, о несоответствии действий заказчика требованиям пунктов 1, 2 части 1, части 2 статьи 33, пункта 5 части 1, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, с учетом результатов рассматриваемого аукциона, потребности заказчика в работах по капитальному ремонту, а также с учетом сезонного характера работ, являющихся предметом закупки, Комиссия Челябинского УФАС России считает возможным не выдавать заказчику предписание.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Урал-Полимер-Лак" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт кровли Общежития по адресу г. Челябинск, ул. Абразивная, 48 (извещение N 0869200000222003282):
- обоснованными в части указания заказчиком характеристик материалов, используемых при выполнении работ, с нарушением требований пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе;
- необоснованными в части отсутствия возможности поставки эквивалентного материала в отношении эмали "Стандарт", ограничения количества участников закупки.
2. Признать в действиях заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1, части 2 статьи 33, пункта 5 части 1, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результаты рассматриваемого аукциона.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены комиссии Н.В. Фадеева
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 19 июля 2022 г. N 074/06/106-1888/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.07.2022