Резолютивная часть решения оглашена 19.07.2022
В полном объеме решение изготовлено 22.07.2022
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Козловой А.А. |
- |
руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" на основании поступившего в адрес Челябинского УФАС России обращения УФПС Челябинской области, при участии в дистанционном режиме:
- представителя Администрации города Челябинска Мешавкина Д.С., действующего на основании доверенности от 05.07.2022,
- представителя УФПС Челябинской области Лифановой Е.В., действующего на основании доверенности от 18.07.2022,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 20.06.2022 поступила УФПС Челябинской области информация о признаках нарушении законодательства о контрактной системе при заключении контракта N 3742100026322000040 от 03.06.2022 на оказание услуг почтовой связи для нужд отделов ЗАГС Администрации города Челябинска (далее - контракт).
Согласно представленным документам заказчиком с ООО "Почта-сервис" заключен контракт на оказание услуг почтовой связи для нужд отделов ЗАГС Администрации города Челябинска, как с единственным поставщиком.
В обращении заявителя указано, что заказчиком заключен контракт на оказание услуг почтовой связи как с единственным поставщиком, который не находится в реестре субъектов естественных монополий. При этом стоимость услуг почтовой связи выше стоимости утвержденных регулируемых тарифов, что также может свидетельствовать о неправомерности формирования цены контракта.
Из устных и письменных пояснений заказчика следует, что контракт на оказание услуг почтовой связи заключен по пункту 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, так как указанная сфера относится к сфере деятельности естественных монополий, при этом ООО "Почта-сервис" имеет лицензию на оказание услуг почтовой связи, а также вправе устанавливать тарифы на услуги связи на договорной основе, так как общество не включено в реестр субъектов естественных монополий.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Таким образом, в случае, если заказчик выбирает в качестве способа определения поставщика закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), то применение такого способа закупки должно осуществляться исключительно в случаях и по основаниям, установленным Законом.
Частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень случаев осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В силу пункта 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе предусмотрена закупка товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях", а также услуг центрального депозитария.
Таким образом, квалифицирующим признаком, позволяющим осуществить закупку по указанному основанию, является отнесение объекта закупки к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" к сфере деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2005 г. N 637 утвержден Перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Федеральная антимонопольная служба (далее - Перечень), в котором перечислены виды услуг общедоступной почтовой связи, в том числе пересылка внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей).
Более того, согласно статье 9 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Закон о почтовой связи) к видам почтовой связи в Российской Федерации в том числе относятся почтовая связь общего пользования, осуществляемая акционерным обществом "Почта России", государственными унитарными предприятиями, государственными учреждениями почтовой связи, а также иными операторами почтовой связи.
Согласно статье 2 Закона о почтовой связи операторы почтовой связи - это организации почтовой связи и индивидуальные предприниматели, имеющие право на оказание услуг почтовой связи.
Абзацем 1 статьи 17 Закона о почтовой связи предусмотрено, что операторы почтовой связи осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых в соответствии с Федеральным законом "О связи".
При этом из указанной статьи Федерального закона следует, что лицензия на оказание услуги почтовой связи является разрешением на осуществление совокупности операций, составляющих единый производственно-технологический процесс оказания услуг почтовой связи, в том числе прием, обработку, перевозку и доставку (вручение) почтовых отправлений, а также перевозку работников, сопровождающих почтовые отправления. Дополнительное лицензирование операций, составляющих единый производственно - технологический процесс оказания услуг почтовой связи, в качестве самостоятельных видов деятельности не допускается.
Таким образом, в случае, если услуги, являющиеся предметом контракта, относятся к услугам, включенным в указанный Перечень, то заказчик вправе заключить контракт с оператором почтовой связи в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе при наличии лицензии на оказание услуг почтовой связи.
Более того, статьей 29 Закона о связи предусмотрен порядок определения платы за услуги почтовой связи, а именно:
- плата за услуги почтовой связи, за исключением универсальных услуг почтовой связи, определяется по тарифам, устанавливаемым на договорной основе;
- плата за универсальные услуги почтовой связи определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и подтверждается нанесенными на письменную корреспонденцию государственными знаками почтовой оплаты.
Пунктом 2 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2005 г. N 637, предусмотрено, что государственному регулированию подлежат тарифы на услуги общедоступной электросвязи, включая услуги связи для целей эфирного телевизионного вещания и (или) радиовещания, и общедоступной почтовой связи (далее - услуги связи), предоставляемые операторами связи, являющимися субъектами естественных монополий и включенными в реестр субъектов естественных монополий (далее - оператор связи), в том числе операторами связи, определенными в соответствии с пунктом 2 статьи 19.2 Федерального закона "О связи" (далее - оператор связи, осуществляющий трансляцию).
В исполнение данного Положения утверждены предельные максимальные уровни тарифов на услугу по пересылке внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей), предоставляемых АО "Почта России", на основании Приказа ФАС России от 09.11.2021 N 1235/21.
Из Писем ФАС России (от 13.04.2017 исх. АГ/24641/17, 05.11.2019 исх. АГ/96273/19) следует, что услуги почтовой связи, оказываемые операторами почтовой связи, которые не включены в реестр субъектов естественных монополий, не подлежат государственному регулированию и устанавливаются операторами общедоступной почтовой связи самостоятельно.
Из указанных положений нормативных правовых актов и разъяснений ФАС России следует, что тарифы на услуги связи, подлежащие государственному регулированию применяются операторами связи, являющимися субъектами естественных монополий, включенными в реестр субъектов естественных монополий.
Тогда как операторы почтовой связи, которые не включены в реестр субъектов естественных монополий, вправе оказывать услуги почтовой связи на договорной основе по тарифам, которые устанавливаются оператором самостоятельно, при наличии лицензии на оказание услуг почтовой связи.
Как следует из материалов дела заказчиком с ООО "Почта-сервис" заключен контракт N 18 от 03.06.2022 на оказание услуг почтовой связи для нужд отделов ЗАГС Администрации города Челябинска на основании пункта 1 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
В перечень услуг связи по договору входит прием, обработка, перевозка и доставка внутренней письменной корреспонденции: простых, заказных писем и бандеролей, в том числе с заказных с уведомлением, возврат неврученной почтовой корреспонденции.
Так, в материалы дела заказчиком предоставлена действующая лицензия на оказание услуг почтовой связи (N 170297 от 16.11.2018) (далее - лицензия), выданная ООО "Почта-сервис", при этом Приказом N б/н от 30.12.2021 обществом установлены тарифы га оказание услуг почтовой связи с 01.01.2022.
Таким образом, общество, с которым заключен контракт на оказание услуг почтовой связи, имеет право осуществлять указанную деятельность на основании лицензии по утвержденным обществом (оператором почтовой связи) тарифам.
Более того, из анализа утвержденных обществом тарифов и стоимости услуг, указанных в Приложении N 3 к контракту, следует, что цена за единицу каждой услуги не только не превышает утвержденные тарифы, а значительно ниже установленных тарифов (например, стоимость простого письма по договору - 26 рублей, тариф на указанную услугу - 44 рубля).
С учетом изложенного, заключение заказчиком контракта на оказание услуг почтовой связи путем закупки у единственного поставщика соответствует пункту 1 части 1 статьи 93, части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе.
Дополнительно антимонопольный орган сообщает, что согласно пункту 1 части 3 статьи 99 Закона о контрактной системе антимонопольный орган осуществляет контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 статьи 99 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
Таким образом, контроль за определением и обоснованием начальной (максимальной) цены контракта в рассматриваемом случае относится к компетенции Контрольно-ревизионного управления Администрации города Челябинска, в связи с чем Вы вправе направить в указанный орган обращение по вопросу проведения проверки формирования начальной (максимальной) цены контракта с приложением подтверждающих документов.
Комиссия, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
При проведении внеплановой проверки доводы обращения не нашли своего подтверждения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.А. Козлова
Члены Комиссии Е.В. Кулезнева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 22 июля 2022 г. N 074/06/99-1980/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.07.2022