Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Зам.Председателя Комиссии: |
Амировой В.Р. - начальника отдела, |
Членов Комиссии: |
Кучеевой А.С. - старшего государственного инспектора, |
|
Акперовой Л.А. - ведущего специалиста-эксперта, |
в присутствии представителя Заказчика ГАУЗ ДГБ С ПЦ - Хамидуллиной Р.А. (по доверенности), в присутствии представителя заявителя ИП Пономарева Ю.А. - Ким О.В. (по доверенности), рассмотрев посредством видеоконференции жалобу заявителя ИП Пономарева Ю.А. (вх.N9170/ж от 14.07.2022 г., в ЕИС от 13.07.2022 г.) на действия заказчика ГАУЗ "ДЕТСКАЯ ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА С ПЕРИНАТАЛЬНЫМ ЦЕНТРОМ" при проведении закупки N0311300012422000130 на предмет: На поставку медицинского расходного материала для лаборатории,
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона N0311300012422000130 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru 05.07.2022 г.
Начальная (максимальная) цена контракта - 397 740,00 руб.
Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проводится с нарушениями норм действующего законодательства.
Заказчик с доводами, изложенными в жалобе, не согласился, представил устные и письменные пояснения.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика и позиции заказчика, изучения извещения электронного аукциона приходит к следующим выводам.
1.Относительно довода заявителя о неправомерном установлении требования о нанесении на коробке исключительно метки RFID.
Частью 1 статьи 12 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом Заказчика, а потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Соответственно, государственный заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок.
В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса РФ в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи.
Таким образом, отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов.
Таким образом, заказчик вправе устанавливать в документации о закупке любые требования к поставляемым товарам, выполняемым работам и оказываемым услугам при условии, что они не противоречат положениям Закона о контрактной системе, а также иным федеральным законам и нормативным правовым актам Российской Федерации.
Аналогичная позиция отражена и в судебной практике, что подтверждается пунктом 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, Постановлением Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.12.2010 г. N11017/10.
В техническом задании извещения Заказчиком по позициям 1, 2 были установлены одни из следующих показателей (выделены), оспариваемых заявителем:
N п/п |
Наименование товара |
Требования к качественным характеристикам, потребительским свойствам, к упаковке товара согласно КТРУ |
Дополнительные характеристики (уточнённые) и требования к качественным характеристикам, потребительским свойствам, к упаковке товара |
1 |
Подсчет клеток крови ИВД, набор |
Единица измерения: Набор Количество выполняемых тестов: от 900 (шт) ; Назначение: Для анализаторов гематологических серии Swelab Alfa . |
Изотонический раствор. Реагент для разведения, используемый при исследовании периферической крови, для процесса счета и дифференциации клеток, является изотоническим солевым раствором с нейтральным значением рН и осмолярности для клеток крови, содержит антибактериальные вещества. Активные ингредиенты: Соли для изотонической стабильности <1,5%; буферные вещества <0,3%; противомикробные препараты <0,1%. Консерванты: стабилизирующий раствор, содержащий буферные соли с антимикробными веществами для предотвращения загрязнения бактериями и плесенью. Срок годности: 36 месяцев от даты производства, при условиях хранения от + 4°С до +35°С. Не допускать замораживания. Реагент стабилен в течение срока годности, обозначенного на упаковке. Упаковка: контейнеры из полиэтилена низкой плотности упакованы в картонные коробки. 20 литров (21,2 кг). Характеристики: рН - 6.70 - 6.90; осмотическое давление (мОсм/кг) - 294 - 312; проводимость - 16.98 - 17.93 мс. Отклонение от линейности, не более: RBC 2%; HGB 3%; WBC 3%. Внешний вид - прозрачная, бесцветная жидкость. На коробке нанесена метка RFID для активации реагента при помощи сканера. В упаковке 20л, 900 тестов. Срок годности 36 месяцев от даты производства. |
2 |
Буферный разбавитель образцов ИВД, автоматические/полуавтоматические системы |
Единица измерения: Штука Назначение: Для анализаторов серии Swelab ; Объем реагента: от 5000 (мл) ; Разбавляемые жидкости: Сыворотка, плазма крови человека . |
Лизирующий раствор. раствор безцианидным реагентом и используется для подсчета и определения размера клеток крови, бесцветная прозрачная жидкость, пластиковая пробка с защитой от вскрытия. Активные ингредиенты: соявляется гемолитическим безцианидным реагентом и используется для подсчета и определения размера клеток крови, бесцветная прозрачная жидкость, пластиковая пробка с защитой от вскрытия. Активные ингредиенты: cоли< 1,5%; четвертичные соли аммония < 1%. Отклонение от линейности, не более: RBC 2%; HGB 3%; WBC 3%; PLT 3%. Не допускать замораживания. Реагент стабилен в течение срока годности, обозначенного на упаковке. Упаковка: контейнеры из полиэтилена низкой плотности упакованы в картонные коробки 5 литров (5,4 кг). Характеристики: рН - 7.80 - 8.30; осмотическое давление (мОсм/кг) - 295 - 330; проводимость - 17.75 - 18.25 мс. Срок годности реагентов после вскрытия составляет 90 суток. На коробке нанесена метка RFID для активации реагента при помощи сканера. В упаковке не менее: 5л, 900 тестов. Срок годности 36 месяцев от даты производства. |
По мнению заявителя, установление требования о нанесении метки RFID для активации реагента ведет к ограничению числа потенциальных участников закупки, учитывая, что для гематологических анализаторов серии Swelab Alfa согласно руководству пользователя в комплект медицинского оборудования помимо сканера метки RFID также входит внешний штрих-код.
Из представленных сведений и документов представителем Заказчика следовало следующее.
Так, согласно представленным пояснениям Заказчика в медицинском учреждении были установлены гематологические анализаторы Swelab Alfa Basic с регистрационным номером медицинского изделия ФСЗ N2008/03317 от 26.07.2021 г.
Росздравнадзором были внесены изменения в регистрационное досье медицинского изделия - Анализатор гематологический Swelab Alfa серии Basic (РУ ФСЗ N2008/03317 от 26.07.2021 г).
В соответствии с внесенными изменениями 14 июня 2022 года в медицинском учреждении были проведены плановые сервисные работы на оборудовании Заказчика, что подтверждается Актом о проведении работ от 14.06.2022 г.
Согласно представленному Заказчиком акту выполненных работ по результатам проведенных сервисных работ были произведены следующие работы по анализатору:
- доукомплектован сканером метки RFID, который включен в комплект принадлежностей медицинских изделий и подключается к штатному разъему анализатора Swelab;
- произведено обновление встроенного программного обеспечения до версии 3.0. и выше в целях минимизации риска возникновения ошибок.
Согласно руководству пользователя анализаторов Swelab Alfa указанные в разделе "Принадлежности" РУ N ФСЗ 2008/03318 и N 2008/03318 внешний сканер штрих-кода и сканер RFID следует использовать согласно разделу 2.4 главы 2 и Приложению В руководства пользователя Swelab Alfa:
Тип считывателя |
Swelab Alfa, конфигурация RFID |
Swelab Alfa, конфигурация штрих-код |
Сканер RFID |
Для считывания RFID меток на упаковках изотонического и лизирующего реагентов |
Сканер RFID отсутствует |
Сканер внешний штрих-кода |
Для считывания штрих-код меток на флаконах и аттестатах контрольной крови |
Для считывания штрих-код меток на упаковках изотонического, лизирующего реагентов, флаконах и аттестатах контрольной крови |
Для обеспечения качества результатов и производительности информация о типе конфигурации анализатора Swelab Alfa (RFID или штрих-код) является обязательной при выборе реагентов, которые будут подключаться к анализатору. Кроме того, представитель Заказчика пояснила, что невозможно сканировать штрих-код считывателем RFID метки на упаковке реагента. В конфигурации анализатора Swelab Alfa, оборудованном сканером RFID меток, отсутствует техническая возможность ручного введения в меню анализатора цифр со штрих-кода метки.
В случае поставки реагентов с меткой штрих-код для анализатора Swelab Alfa конфигурации RFID будет невозможно подключить данные реагенты к анализатору. Аналогично невозможно будет подключить реагенты с меткой RFID к анализатору Swelab Alfa конфигурации штрих-код.
В руководстве пользователя (глава 1.1., глава 2.4., глава 4.4., глава 11.4, приложение В) производитель приборов Swelab Alfa указывает на то, что гематологические анализаторы Swelab Alfa работают только на разрешенных компанией Boule Medikal AB реагентах.
Кроме того, Заказчиком дополнительно был представлен ответ на запрос от 19.07.2022 г. уполномоченного представителя производителя Swelab ООО "Буль Медикал", согласно которому техническая и программная возможность подключения реагентов путем сканирования штрихкод сканером штрих-кода на упаковке реагента на анализаторах RFID отсутствует.
Требования в техническом задании были установлены Заказчиком в соответствии с новой версией руководства пользователя указанного медицинского изделия (раздел 1.1 главы 1, разделы 2.4, 2.5 главы 2, раздел 4.4 главы 4, раздел 11.4 главы 11, Приложение В), инструкцией по применению медицинского изделия Реагенты in vitro для гематологических исследований, информационными письмами компании ООО "Буль Медикал", уполномоченного представителя производителя - компании Boule Medical АВ, Швеция (исх. N203-С от 19.07.2022 г.).
В описании объекта закупки Заказчиком были указаны функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки и не установлены требования или указания в отношении конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара. В документации о закупке были отражены показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Установленные показатели и характеристики по позициям были обусловлены необходимостью удовлетворения потребностей ГАУЗ "ДЕТСКАЯ ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА С ПЕРИНАТАЛЬНЫМ ЦЕНТРОМ".
Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу, что требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам объекта были сформулированы Заказчиком в непротиворечие с требованиями Закона о контрактной системе, с учетом потребностей Заказчика, исходя из специфики деятельности.
Довод заявителя признан необоснованным.
2.Относительно довода заявителя об установлении дополнительных характеристик без обоснования их указания.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил КТРУ заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, определенных в пункте 5 Правил КТРУ.
Согласно пункту 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Таким образом, при отсутствии наличия исключений, предусмотренных пунктом 5 Правил КТРУ, Заказчик вправе установить дополнительные характеристики (функциональные, технические, качественные, эксплуатационные), которые в каталоге отсутствуют, обосновав при этом необходимость использования таких дополнительных характеристик.
Объектом рассматриваемой закупки является поставка медицинского расходного материала для лаборатории.
В извещении, техническом задании в рамках объекта закупки Заказчиком по каждой позиции закупаемых товаров были установлены позиции КТРУ 21.20.23.110-00005017, 21.20.23.110-00000024, 21.20.23.110-00005491, 21.20.23.110-00005491, 21.20.23.110-00010641, 21.20.23.110-00006612, 21.20.23.110-00005714.
В техническом задании по установленным позициям КТРУ были отражены показатели, установленные действующими КТРУ.
При этом, в ходе анализа установлено, что Заказчиком в техническом задании помимо действующих характеристик КТРУ по каждой позиции товара также были указаны дополнительные функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики к требуемым товарам, отсутствующие в КТРУ.
В документах, размещенных в ЕИС, в описании объекта закупки отсутствовало обоснование установления таких дополнительных характеристик Заказчиком, что является нарушением требований пункта 6 Правил.
Таким образом, Заказчиком при формировании и размещении сведений об описании объекта закупки были нарушены требования пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункта 6 Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при отсутствии установления обоснования использования дополнительных характеристик закупаемых товаров.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи предписания об устранении нарушений.
3.Относительно довода заявителя об установлении в техническом задании показателей отклонения от линейности, противоречащих инструкции по применению изделия реагенты in vitro для гематологических исследований производства Буль Медикал.
В техническом задании были установлены следующие требования, оспариваемые заявителем:
- отклонение от линейности, не более: RBC 2%; HGB 3%; WBC 3%.
Согласно доводам заявителя в пункте 3.1.3 инструкции по применению медицинского изделия "реагенты in vitro для гематологических исследований производства Буль Медикал" установлены значения отклонения допустимого разброса результатов при параллельных определениях RBC, HGB, WBC одной пробы разными реагентами "не более 10%".
Заказчиком был представлен ответ от 19.07.2022 г. уполномоченного представителя производителя Swelab ООО "Буль Медикал", из содержания которого следовало следующее.
Показатель "отклонение от линейности" (в данном случае количество эритроцитов, лейкоцитов и концентрация гемоглобина) указывает диапазон, на котором результаты распределяются линейно на одном приборе.
Показатель "допустимый разброс результатов при параллельных определениях" относится к межприборной вариации и характеризует допустимую разницу в показаниях разных приборов.
Таким образом, приведенные заявителем показатели являются характеристиками, не связанными с параметрами, установленными Заказчиком.
Показатели не являются между собой идентичными.
В ходе анализа технического задания установлено, что в описании объекта закупки Заказчиком были указаны функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки и не установлены требования или указания в отношении конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара.
В техническом задании были отражены показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Довод заявителя признан необоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу заявителя ИП Пономарева Ю.А. (вх.N9170/ж от 14.07.2022 г., в ЕИС от 13.07.2022 г.) на действия заказчика ГАУЗ "ДЕТСКАЯ ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА С ПЕРИНАТАЛЬНЫМ ЦЕНТРОМ" при проведении закупки N0311300012422000130 на предмет: На поставку медицинского расходного материала для лаборатории обоснованной в части по доводу 2.
2. Признать заказчика - ГАУЗ "ДЕТСКАЯ ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА С ПЕРИНАТАЛЬНЫМ ЦЕНТРОМ" нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пункта 6 Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать предписание об устранении нарушений действующего законодательства.
4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства о контрактной системе.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Зам.Председателя Комиссии В.Р. Амирова
Члены Комиссии А.С. Кучеева
Л.А. Акперова
Исп.: Акперова Л.А.
Тел. (843) 293-10-91
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 20 июля 2022 г. N 016/06/42-1093/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.07.2022