Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "Виннер-Принт" на действия ФКУ "БМТИВС УФСИН по Краснодарскому краю" при проведении электронного аукциона: "Изготовление и поставка печатной продукции" (извещение N 0318100034622000032) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует "Описание объекта закупки", а также инструкцию по заполнению заявки.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ФКУ "БМТИВС УФСИН по Краснодарскому краю" проводился электронный аукцион: "Изготовление и поставка печатной продукции" (извещение N 0318100034622000032).
Начальная (максимальная) цена контракта - 306 398,86 руб.
Согласно ч.1 ст.49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта.
На основании п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе гласит, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно "Описанию объекта закупки" Заказчиком установлены требования:
Перечень и объем поставляемой продукции
N |
Наименование |
Ед. изм. |
Кол-во |
Описание |
1 |
папка "Личное дело" |
шт. |
200 |
Исходный материал- образец заказчика формат- формат должен быть книжный 220 Обложка составная: Основа - сторонки - сторонки крышки должны быть изготовлены из картона марки А;Б;ПКС высшего или первого сорта, должен быть каландрированным или машинной гладкости и иметь характеристики: толщина от 1,25 до 1,75 мм, масса картона площадью 1 м Материал для оклейки основы- сторонки с наружной стороны должны быть обклеены бумагой N1; марки А или О, высшего или первого сорта, с оптически отбеливающим веществом, массой 122 - 219 г/м2, плотность 0,65 -0,75 г/см материал покрытия корешка ледерин, вид А или Б, с полиамидной отделкой , масса 147 - 227 г/м2, жесткость по основе 5 - 11 кПа, должен соответствовать ГОСТ 8705-78 либо ТУ к нему. Высота корешка не менее 4,5 см клапан- Формат 70 Внутренний блок (наполнение): Рамка фото- формат 90 гребешки- размером не менее 45 Крепление гребешков к корешку на 3 скобы (проволока не менее 0,7 мм). разделы- Вставка должна быть из трех листов книжного разворота, размером 210_0,2 мм х 300_0,2 мм; и один лист размером 420_0,2 мм х 300_0,2 мм, изготовлены из бумаги повышенной сохранности, марки А,Б, или В, каландрированная или машинной гладкости, должны быть изготовлены из беленой целлюлозы, с содержанием лиственной или хлопковой целлюлозы не менее 30%; не более 50%, масса бумаги 190 - 206 г/м2, прочность на излом-число двойных перегибов не менее 50, менее 140, степень проклейки 2 - 2,58 мм, белизна 78 - 86 % влажность 6%+1,5%- 1,5%, должна соответствовать ГОСТ 597-73;ГОСТ 9094-89, ГОСТ Р ИСО 9706-2000 либо ТУ к ним. Печать текста по образцу на лицевой стороне листа Крепление основных листов к корешку на 3 скобы (проволока не менее 0,7 мм). дополнительная вставка- После 1 части должны быть вставлены восемь листов размером 210 Печать текста с оборотом по образцу карман объемный - на правой стороне наличие кармана форматом 175 Печать текста по образцу на лицевой стороне |
2 |
обложка удостоверений |
шт. |
2521 |
исходный материал- образец заказчика формат- формат должен быть книжный 95 Основа - сторонки - сторонки крышки должны быть изготовлены из картона марки А;Б;ПКС высшего или первого сорта, должен быть каландрированным или машинной гладкости и иметь характеристики: толщина от 1,25 до 1,75 мм, масса картона площадью 1 м Материал для оклейки основы- материал покрытия обложки цельнокроеный ледерин, вид А или Б, с полиамидной отделкой , масса 147 - 227 г/м2, жесткость по основе 5 - 11 кПа, должен соответствовать ГОСТ 8705-78 либо ТУ к нему. Тиснение- на лицевой стороне обложки по центру герб России ниже в две строки текст прописными буквами: ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ |
Заказчиком также установлено требование к картону "жесткость при статическом изгибе в поперечном направлении более 10 Н*м, менее 15 Н*м" соответствует единственная марка, единственной толщины и единственного вида, единственного сорта картона, а именно: марка А, каландрированный, первого сорта, толщиной 1,5 мм, с показателем "жесткость при статическом изгибе в поперечном направлении" 13 Н*см.
Требованием к одной из характеристик Заказчик ограничил выбор участника одной единственной маркой картона, определенной толщины.
Заказчиком указана единица измерения параметра "жесткость при статическом изгибе в поперечном направлении": указана "Н*м", тогда как в требуемом ГОСТ 7950-77 значится "Н см".
При пересчете Н см в Н*м, числовые значения не будут соответствовать требуемым в техническом задании. Например, указанное в ГОСТ 7950-77 значение 13 Н см будет соответствовать 0,13 Н*м, что не соответствует требуемому диапазону "более 10 Н*м, менее 15 Н*м". Ни одно значение из ГОСТ 7950-77 переведенное в единицы измерения указанные Заказчиком не будет соответствовать заданному диапазону, т.к. минимальное значение составит 0,09 Н*м, а максимальное - 0,88 Н*м, что меньше требуемого "более 10 Н*м_".
Также Заказчиком к картону установлено требование: "плотность 0,65 - 1,14" без указания единиц измерения. В запросе разъяснений было указано Заказчику на ошибку. Заказчик по существу вопроса не ответил, изменения не внёс. Поскольку имеется требование соответствия ГОСТ 7950-77:
Согласно ГОСТ 7950-77, плотность картона марки А - не менее 0,75 г/см3, марки Б высшего сорта - не менее 0,70 г/см3, марки Б первого сорта - не менее 0,65 г/см3, марки ПКС высшего сорта и первого - не менее 0,70 г/см3. в ГОСТ таких характеристик нет.
Таким образом, Заказчик установил требование к предоставлению характеристики картона, которое заведомо нарушает другое требование Заказчика о соответствии ГОСТ.
К этому же картону сторонок крышки папки Заказчик установил требование "предел прочности при расслаивании 160-250 кПа".
Согласно ГОСТ 7950-77, соответствие которому требуется, единственный картон, это марки А, толщиной 1,5 мм, имеет предел прочности не менее 230 кПА.
Заказчик установил требование к материалу покрытия корешка папки: "Материал покрытия корешка ледерин, вид А или Б, с полиамидной отделкой , масса 147 - 227 г/м2, жесткость по основе 5 - 11 кПа, должен соответствовать ГОСТ 8705-78 либо ТУ к нему"
Согласно ГОСТ 8750-78 полиамидную отделку имеет только ледерин вида Б.
Заказчик установил требования к материалу покрытия корешка папки не соответствующие ГОСТ 8750-78.
Заказчик установил требования к гребешкам: "Изготовлены из бумаги повышенной сохранности, марки А,Б, или В, каландрированная или машинной гладкости, должны быть изготовлены из беленой целлюлозы, с содержанием лиственной или хлопковой целлюлозы не менее 30%; не более 50%, масса бумаги 190 - 206 г/м2, прочность на излом-число двойных перегибов не менее 50, менее 140, степень проклейки 2 - 2,58 мм, белизна 78 - 86 % влажность 6%+1,5%- 1,5%, должна соответствовать ГОСТ 597-73;ГОСТ 9094-89, ГОСТ Р ИСО 9706-2000 либо ТУ к ним".
В ГОСТ 9094-89 указано:
Заказчик установил требование, которое отсутствует в ГОСТ 9094-89.
Заказчиком в "Описании объекта закупки" указано требование: "Изготовлены из бумаги _каландрированная или машинной гладкости..".
Согласно п. 2.2. ГОСТ 597-73: бумага может быть только машинной гладкости:
Данное требование Заказчика вводит участников в заблуждение и препятствует подготовке заявки.
Заказчиком установлено требование: "должны быть изготовлены из беленой целлюлозы, с содержанием лиственной или хлопковой целлюлозы не менее 30%; не более 50%" .
Согласно п. 2. ГОСТ 597-73 указано:
Марки бумаг А и Б, содержащие лиственную целлюлозу, не обладают повышенной сохранностью, согласно п. 1.1. ГОСТ 597-73, тем не менее, Заказчик предлагает участникам выбрать такой химический состав и указать в заявке, что не будет соответствовать им же установленному требованию о повышенной сохранности, чем вводит в заблуждение участников и препятствует корректной подготовке заявки.
Заказчиком установлено требование к "масса бумаги 190 - 206 г/м2".
Согласно ГОСТ 597-73, марка бумаги повышенной сохранности имеет массу 200_8 г/м2.
Согласно п. 8 инструкции для участников, требуется в заявке указать "масса бумаги 190 - 206 г/м2", что не соответствует диапазону, указанному в ГОСТ 597-73 2008 г/м2, или 196-208 г/м2 с учетом допустимых отклонений.
Согласно подп.а) п.2) ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе заявка должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки предложение участника закупки в отношении объекта закупки: с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
В п.4, п.8 инструкции по заполнению заявки установлено:
4. Значения показателей товара и материала, указываемые участником закупок в заявке на участие в электронном аукционе, в том числе товара, материала, используемого для выполнения работ, оказания услуг должны быть конкретными:
-не должны сопровождаться словами "должен быть", "должна быть", "должны быть", "должен", "не должен", "должна", "не должна", "должны", "не должны", "не должен быть", "не должна быть", "не должны быть", "будет", "возможно" и т.п.
-не должны допускать разночтения или двусмысленное толкование и содержать слова или сопровождаться словами "не более", "не менее", "более", "менее", "или", "диапазон должен быть не более от_- до_", "диапазон должен быть не менее от_-до_", "от_ до_" и т.п., либо содержать математические знаки аналогичного содержания (в т.ч. < или >). В подобном случае значение не признается конкретным.
-должно оставаться в том виде, в котором оно установлено в документации об электронном аукционе, если в документации об электронном аукционе показатель указан как одно число, либо одна характеристика, и показатель остается неизменным.
8. В случае, если Заказчиком установлено требуемое значение показателя в форме диапазона значений (1-3); (от 1 до 3), участником указывается такой же диапазон. При этом, если значение диапазона указано с формулировкой "не менее", то значения, предлагаемые участником, должны полностью включать диапазон, установленный заказчиком, допускается "расширение" границ диапазона (в случае с условным диапазоном 1-3 допустимым будет в том числе указание значений 0-4). В случае если значение диапазона указано с формулировкой "не более" - значения, предлагаемые участником, должны быть указаны как диапазон, но при этом не должны превышать границы диапазона, установленные заказчиком (в случае с условным диапазоном 1-3 допустимым будет в том числе указание значений 1,5-2,5). "Перемещение" границ диапазона не допускается (в случае с условным диапазоном 1-3 не допускается указание таких значений как 0-2, 2-4 и т.п.). При указании заказчиком показателя согласно нормативной документации в виде диапазона, в котором одна или обе границы диапазона представлены двумя значениями (например, 5(3)-10), участник при подаче заявки указывает диапазон в таком же виде.
Согласно письму ФАС России от 25.06.2020 г. N ИА/53616/2020 указано:
"В случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:
1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;
2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.
3. При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке".
Заказчик перечислил все варианты марок картонов, требования к которым установлены в ГОСТ 7950-77, никаких иных марок указанный ГОСТ не содержит, следовательно, Заказчику подойдёт любая марка, любого сорта, любого вида (каландрированный, машинной гладкости), указанных в ГОСТ 7950-77.
Следовательно, данная информация является излишней, и вводит в заблуждение Участников закупок.
Включение инструкции по заполнению заявок в состав приложения к извещению об аукционе должно осуществляться с целью дополнительных условий для более четкого и ясного понимания участниками потребностей заказчика в работах, услугах, товарах. Не допускается посредством составления инструкции по заполнению заявок и применении ее при разработке требований к материалам, стандартам создавать необоснованные препятствия для заполнения заявок участниками закупок, тем самым ограничивая круг участников закупок.
Инструкция по заполнению заявки и "Описание объекта закупки" составлено с нарушениями Закона о контрактной системе, так как изобилует различными правилами, характеристики к товару
Допущенные нарушения содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 22, 23 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Виннер-Принт" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - ФКУ "БМТИВС УФСИН по Краснодарскому краю" нарушение ч.3 ст.7, п.3) ч.2 ст.42, п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - ФКУ "БМТИВС УФСИН по Краснодарскому краю" (комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 15 июля 2022 г. N 534/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.07.2022