Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия Курганского УФАС России) в составе:
Заместитель председателя комиссии - Иванова А.В. - Врио руководителя Управления федеральной антимонопольной службы по Курганской области;
члены комиссии:
Стрижова И.М. - заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области,
Андреева А.И. - старший государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области;
в присутствии представителя Заказчика - Государственного бюджетного учреждения "Курганская областная клиническая больница" (далее - ГБУ "КОКБ", Заказчик) - Каюмова В.Н. (на основании доверенности б/н от 21.12.2021 г.) посредством видео-конференц связи,
в отстутвии Индивидуального предпринимателя Лялякина Алексея Александровича (далее - ИП Лялякин А.А., Заявитель) о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте рассмотрения жалобы в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС), явку представителя не обеспечил, ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя не представил,
рассмотрев жалобу ИП Лялякина А.А. на действия Заказчика - ГБУ "КОКБ" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку расходных материалов применяемых в медицинских целях (извещение N 0343200010722000313), и осуществив внеплановую проверку, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок),
УСТАНОВИЛА:
11.07.2022 г. в Курганское УФАС России поступила жалоба ИП Лялякина А.А. (вх. N ЭП-2735) на действия Заказчика - ГБУ "КОКБ" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку расходных материалов применяемых в медицинских целях (извещение N 0343200010722000313).
В обоснование жалобы Заявитель указал, что Заказчик установил избыточные, не обусловленные объективными потребностями Заказчика, ограничивающие количество участников закупки требования к техническим характеристикам товара по следующим позициям - "Длина визуальной камеры не более 6 мм (для сохранения длины рабочей части иглы, исключения образования микросгустков и потери пробы", "Визуализация направления среза иглы - наличие, для корректного и быстрого ориентирования заточки иглы по отношению к вене пациента".
По мнению Заявителя, совокупность требований Заказчика к техническим показателям поставляемого товара детализирована таким образом, что ограничивается круг участников закупки.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной, установить в действиях Заказчика нарушения требований законоательства о контрактной системе, внести изменения в извещение об осуществлении закупки.
Представитель Заказчика с доводами, изложенными Заявителем в жалобе, не согласен по основаниям, изложенным в возражениях, которые приобщены к материалам дела по рассмотрению данной жалобы, и просят признать жалобу необоснованной. Руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 г. N 727/14, ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссией Курганского УФАС России установлено, что 04.07.2022 г. в ЕИС опубликовано извещение о проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов применяемых в медицинских целях (извещение N 0343200010722000313).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 335 500 рублей 00 копеек. Заказчиком является ГБУ "КОКБ".
На момент рассмотрения жалобы по существу контракт не заключен.
Оценивая доводы Заявителя, изложенные в жалобе, а также документы, представленные Заказчиком и приобщенные к материалам дела по рассмотрению жалобы, Комиссия Курганского УФАС России приходит к следующим выводам.
Согласно статье 7 Закона о контрактной системе, в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе, гласит что, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу части 1 статьи 9 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.
Согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе, электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: 1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование; 2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Поэтому включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
В связи с чем, Комиссия Курганского УФАС России отмечает, что указание Заказчиком особых характеристик, наличие которых отвечает его потребностям и необходимо с учетом специфики использования медицинских изделий, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (пункт 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
При описании характеристик медицинских изделий Заказчик руководствовался своей потребностью в них, опытом врачей, необходимостью достижения терапевтического эффекта и исключения негативных реакций организма пациента, отрицательных последствий после медицинских вмешательств.
В силу части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Согласно подпункту "б" пункта 2 Правил, КТРУ используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
В соответствии с пунктом 4 Правил, Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно пункту 5 Правил, Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
При этом в силу пункта 6 Правил, в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно извещению об осуществлении закупки необходимо поставить расходные материалы применяемых в медицинских целях: игла для забора крови, стандартная; ланцет для ручного прокалывания, одноразового использования.
Требования к поставляемым расходным материалам применяемых в медицинских целях установлены в Описании объекта закупки.
Согласно извещению, Заказчиком установлены коды КТРУ 32.50.13.110-00005042 - "Игла для забора крови, стандартная"; 32.50.13.190-00007343 - "Ланцет для ручного прокалывания, одноразового использования".
По сведениям из каталога товаров, работ, услуг, размещенного в ЕИС, по кодам КТРУ 32.50.13.110-00005042; 32.50.13.190-00007343 характеристики товара не установлены, в связи с чем, Заказчик установил значимые для него требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам медицинского изделия исходя из своих потребностей.
В своей жалобе заявитель ссылается на неправомерность установления требования к объекту закупки, в виде требования о наличии "длина визуальной камеры не более 6 мм" и полагает, что данные требования приводят к ограничению участников закупки.
Вместе с тем, из пояснений представителя Заказчика следует, что увеличение длины камеры как правило сопровождается наличием разрыва иглы, что может привести к потере части пробы (остается в камере) и невозможности выполнить весь перечень тестов пациенту.
В больших камерах визуализации также на дне может оставаться кровь в процессе взятия крови, что провоцирует образование микросгустков, а также заброс этой крови со сгустками в последующие пробирки, что делает данный образец не рабочим (не пригодным к исследованию в лаборатории).
Процесс активации тромбоцитов - это физиологически обусловленный процесс, начинается немедленно при соприкосновении с любой неоднородной поверхностью (разрыв в игле создает неоднородную поверхность).
Согласно научным исследованиям, время заполнения каждой пробирки кровью составляет от 7,15 до 13,04 секунд. Таким образом в игле с разрывной камерой будут многоразово создаваться условия и предпосылки для активации свертывающей системы с дальнейшим формированием сгустков.
Кроме того, камера большего размера уменьшает рабочую часть иглы. Большие габариты внешнего корпуса заметно снижают удобство манипуляции такой иглой. Требования к размерам и объему камеры выбраны на основании опыта работы с различными системами вакуумного взятия венозной крови, производства США, стран ЕС и Азиатско-Тихоокеанского Региона, а также необходимости надежной визуализации крови и габаритов, характерных для аналогичных игл, не имеющих камеру, для того, чтобы персонал ЛПУ не менял технику венепункции при работе с разными иглами.
Требование о визуализации среза иглы установлено в связи с необходимостью выполнения процедуры в порядке раздела 9 пункта 6.3 "Алгоритм взятия крови из периферической вены с помощью закрытых вакуумных систем", утвержденной ГОСТ Р 52623.4-2015 "Национальный стандарт Российской Федерации". Технологии выполнения простых медицинских услуг инвазивных вмешательств", согласно которой процедура выполняется по следующему алгоритму:
II Выполнение процедуры:
1) Взять иглу и снять защитный колпачок с нее. Если используется двусторонняя игла, снять защитный колпачок серого или белого цвета.
2) Вставить иглу в иглодержатель и завинтить до упора.
3) Продезинфицировать место венепункции марлевой салфеткой или тампоном, смоченным антисептическим раствором, круговыми движениями от центра к периферии.
4) Подождать до полного высыхания антисептического раствора (30 - 60 с). Нельзя вытирать и обдувать место прокола, чтобы не занести микроорганизмы. Нельзя также пальпировать вену после дезинфекции. Если во время венепункции возникли сложности, и вена пальпировалась повторно, эту область нужно продезинфицировать снова.
5) Снять колпачок с другой стороны иглы.
6) Обхватить левой рукой предплечье пациента так, чтобы большой палец находился на 3 - 5 см ниже места венепункции, натянуть кожу.
7) Расположить иглу по одной линии с веной скосом вверх и пунктировать вену под углом 15 - 30° к коже.
Как видно, указанный выше алгоритм не описывает в какой именно момент медицинский работник должен определить расположение скоса иглы, однако из такого алгоритма следует, что на этапе п. 6 и п. 7, у медицинского работника отсутствует возможность перемещать, либо прокручивать иглу с иглодержателем в руке, с целью определения правильной ориентация, так как фактически на момент п. 6-7, вторая рука медицинского работника удерживает предплечье пациента.
Из указанного алгоритма видится логичным определить правильную ориентацию иглы до момента снятия колпачка (до п. 5, когда острая часть рабочей поверхности иглы находится в чехле), в противном случае, при выполнении операции с колющим медицинским инструментом возрастает риск нарушения алгоритма процедуры (в том числе повторная пальпация места предполагаемой венепункции), риск случайного нарушения стерильности медицинского изделия (при определении правильного направления медицинским работником совершен контакт с рабочей областью иглы) и риск получения травмы медицинским персоналам (снятие колпачка при неизвестной ориентации скоса иглы, попытка изменить положение иглы на этапе п. 6 и п.7).
Согласно статье 18 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об охране здоровья граждан) каждый имеет право на качественные, безопасные и доступные лекарственные препараты, а также оказание доступной и качественной медицинской помощи. Заказчик, являясь лечебным учреждением, оказывает медицинскую помощь для граждан, в соответствии с установленными стандартами.
В соответствии с пунктом 13 статьи 79 Закона об охране здоровья граждан медицинская организация обязана проводить мероприятия по снижению риска травматизма и профессиональных заболеваний, внедрять безопасные методы сбора медицинских отходов и обеспечивать защиту от травмирования элементами медицинских изделий.
Кроме того, представитель Заказчика пояснил, что наличие визуализации среза иглы позволяет исключить дополнительные временные затраты на поиск правильного положения иглы, а также позволяет уменьшить риск случайного укола иглой персонала и заражения гемоконтактными заболеваниями, а, следовательно, снизить травматизм медицинского персонала.
С целью выполнения требования пункта 13 ст. 79 ФЗ Закона об охране здоровья граждан, Заказчик считает обоснованным принятое решение об установлении требования к объекту закупки о наличии визуализации среза иглы. Кроме того, Заявителем не представлено достаточных доказательств того, что им был проведен исчерпывающий анализ рынка закупаемого медицинского изделия, того, что требованиям Заказчика удовлетворяет только медицинское изделие ограничивающего круга хозяйствующих субъектов. А также заявителем не представлено доказательств невозможности подачи заявки на участие в закупке.
В связи с вышеизложенным, довод жалобы признан Комиссией Курганского УФАС России необоснованным.
В результате проведения внеплановой проверки, в действиях Заказчика нарушений требований законодательства о контрактной системе Комиссией Курганского УФАС России не установлено.
Исследовав предоставленные материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 N 727/14, статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссией Курганского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Индивидуального предпринимателя Лялякина Алексея Александровича необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Заместитель Председателя комиссии: |
_________________ / А.В. Иванова |
Члены комиссии: |
_________________ / И.М. Стрижова |
|
_________________ / А.И. Андреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 15 июля 2022 г. N 05-02/98-2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.07.2022