Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия Курганского УФАС России) в составе:
Заместитель председателя комиссии - Иванова А. В. - Врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области;
члены комиссии:
Стрижова И.М. - заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области,
Чеботина М.П. - государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области,
в присутствии представителей Заказчика - Государственное бюджетное учреждение "Шадринская детская больница" (далее - ГБУ "Шадринская детская больница", Заказчик) - Мехонцевой А.С. (доверенность б/н от 18.07.2022 г.), Мартыновой Л.В. (доверенность б/н от 14.07.2022 г.) посредством видео-конференц связи,
в присутствии Индивидуального предпринимателя Пономарева Юрия Александровича (далее - ИП Пономарев Ю.А., Заявитель) посредством видео-конференц связи,
рассмотрев жалобу ИП Пономарева Ю.А. на действия Заказчика - ГБУ "Шадринская детская больница" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (извещение N 0343200027322000063), и осуществив внеплановую проверку, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок),
УСТАНОВИЛА:
11.07.2022 г. в Курганское УФАС России поступила жалоба ИП Пономарева Ю.А. (вх. N ЭП-2725) на действия Заказчика - ГБУ "Шадринская детская больница" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (извещение N 0343200027322000063).
1. Заявитель обжалует положения извещения об осуществлении закупки, а именно в части указания в Техническом задании требования о наличии на коробке необходимого к поставке товара машиночетаемой маркировки для автоматического ввода с помощью считывателя (RFID-код для автоматического ввода партии).
2. Также, из доводов жалобы следует, что Заказчиком в Техническом задании указано излишнее требование к товару в виде подробного описания активных ингредиентов и характеристик реагентов.
По мнению Заявителя, установление данных требований, ограничивают участников закупки.
Просит признать жалобу обоснованной, приостановить определение поставщика, провести внеплановую проверку, выдать Заказчику предписании об устранении выявленных нарушений.
Представители Заказчика с доводами, изложенными Заявителем в жалобе, не согласны по основаниям, изложенным в возражениях, которые приобщены к материалам дела по рассмотрению данной жалобы, и просит признать жалобу необоснованной. Руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 г. N 727/14, ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссией Курганского УФАС России установлено, что 30.06.2022 г. в ЕИС опубликовано извещение о проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (извещение N 0343200027322000063).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 223 142 рублей 00 копеек. Заказчиком является ГБУ "Шадринская детская больница".
На момент рассмотрения жалобы по существу контракт не заключен.
Оценивая доводы Заявителя, изложенные в жалобе, а также документы, представленные Заказчиком и приобщенные к материалам дела по рассмотрению жалобы, Комиссия Курганского УФАС России приходит к следующим выводам. Относительно первого довода жалобы, Комиссия Курганского УФАС России отмечает следующее.
Согласно статье 7 Закона о контрактной системе, в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе, гласит что, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу части 1 статьи 9 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.
Согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе, электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;
4) описание объекта закупки должно содержать изображение поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, если в таком описании содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт;
5) описание объекта закупки должно содержать информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара, на поставку которого заключается контракт, если в таком описании содержится требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, на поставку которого заключается контракт;
6) описание объекта закупки должно содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с подпунктом "г" пункта 2 части 10 статьи 24 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается государственный контракт в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона;
7) поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки;
8) описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части, части 2 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Поэтому включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
В связи с чем, Комиссия Курганского УФАС России отмечает, что указание Заказчиком особых характеристик, наличие которых отвечает его потребностям и необходимо с учетом специфики использования медицинских изделий, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (пункт 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
В Техническом задании, размещенном в составе извещения об осуществлении закупки, Заказчиком установлены характеристики к поставляемому товару.
Из совокупности указанных норм Закона о контрактной системе следует, что предмет контракта определяется заказчиком самостоятельно, исходя из собственной нужды, то есть обеспеченной за счет средств соответствующего бюджета потребности заказчика в товарах, работах, услугах.
Согласно инвентарной карточки учета нефинансовых активов N 1526, представленной Заказчиком в материалы дела, следует, что на балансе у Заказчика имеется счетчик гематологический Swelab Alfa.
Представители Заказчика пояснили, что в соответствии с письмом уполномоченного представителя Boule Medical AB в России - компанией ООО "Буль Медикал" (от 28.10.2021 г. исх.156-С), анализатор, имеющийся на балансе у Заказчика должен быть в плановом порядке, доукомплектованы сканером метки RFID.
Данные изменения на оборудовании Заказчика произведены региональным партнером - ООО "УралМедСервис" 02.12.2021 г., что подтверждается Актом о проведении работ.
В связи с внесенными изменениями в оборудование, у Заказчика возникла необходимость закупки товара, имеющего машиночетаемую маркировку RFID-код.
Кроме того, Заказчиком для подготовки своей правовой позиции по отстаиванию интересов в рамках рассматриваемой жалобы, был сделан запрос (от 12.07.2022 г. исх. N 156) уполномоченному представителю Boule Medical AB в России - генеральному директору компании ООО "Буль Медикал".
Из содержания вышеуказанного запроса следует, что Заказчик запрашивает информацию о возможности использования на РФИД сканерах для сканирования реагентов штрих-сканер.
В ответ на указанных запрос уполномоченный представитель Boule Medical AB в России - компания ООО "Буль Медикал" в адрес Заказчика направила письмо (от 13.07.2022 г. исх. N 200-С) за подписью генерального директора.
Из содержания данного письма следует, что в случае, если в конфигурации анализатора имеется RFID-сканер, то подключение реагентов к анализатору с использованием штрих-кодов технически невозможно.
Согласно эксплуатационной документации на Анализатор Буль, а также согласно информации, в регистрационных досье Росздравнадзора на соответствующие медицинские изделия при наличии в конфигурации анализатора RFID-сканера подключение к анализатору реагентов должно осуществляться путем сканирования RFID-метки, а подключение реагентов с помощью сканирования штрих-кода технически невозможно.
В программном обеспечении Анализатора Буль, оборудованного сканером RFID меток отсутствует техническая возможность ручного введения в меню анализатора цифр со штрих-кода в связи с отсутствием цифр на RFID метках.
При наличии у Заказчика обоснованной потребности в поставке именно таких товаров, характеристики которых указываются в Техническом задании, Заказчику необходимо определить, каким образом требуемый товар наилучшим образом удовлетворяет его потребность, а также в чем такой товар превосходит по характеристикам аналогичные товары, представленные на рынке, и в связи с чем в работе медицинского учреждения не могут быть использованы эквивалентные товары.
Комиссия Курганского УФАС России полагает, что в своих возражениях на жалобу Общества, пояснениях, данных комиссии антимонопольного органа, учреждение обосновало необходимость поставки медицинских изделий с заявленными в Техническом задании характеристиками.
Таким образом, Заказчиком в Техническом задании установлены требования к медицинскому изделию с учетом собственных потребностей и исходя из специфики осуществляемого вида деятельности и клинической значимости данных характеристик.
На основании вышеизложенного, довод жалобы признан Комиссией Курганского УФАС России необоснованным.
Относительно второго довода жалобы, Комиссия Курганского УФАС России отмечает следующее.
Заказчиком закупаются расходные материалы - реагенты для гематологического анализатора SwelabAlfa, имеющегося на балансе у Заказчика.
Данные реагенты предназначены для выполнения анализов крови.
В соответствии с инструкцией по применению медицинского изделия - реагенты для гематологических исследований (далее - Инструкция), реагенты, используемые в геметологических анализаторах, должны обладать характеристиками по составу и компонентам, в том числе:
- изотонический дилуент Swelab AlfaDiluent - pH 6,70-6,90;
- неорганические соли для поддержания изотонической стабильности < 1,5 %;
- бактериостатические агенты (катионы) < 0,1 %;
- буферные соли - < 0,3%.
Во исполнение статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчиком в Техническом задании установлены требования к закупаемому товару в соответствии с Инструкцией.
В связи с вышеизложенным, довод жалобы признан Комиссией Курганского УФАС России необоснованным.
В результате проведения внеплановой проверки нарушений требований законодательства о контрактной системе Комиссией Курганского УФАС России не установлено.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 г. N 727/14, ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Курганского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Индивидуального предпринимателя Пономарева Юрия Александровича необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев.
Заместитель Председателя комиссии |
_________________ / А.В. Иванова |
Члены комиссии: |
_________________ / И.М. Стрижова |
|
_________________ / М.П. Чеботина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 18 июля 2022 г. N 05-02/95-2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.07.2022