Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Тюменского УФАС России, Комиссия, антимонопольный орган)
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) жалобу ООО "Смилта" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по обеспечению в 2022 году инвалидов слуховыми аппаратами (реестровый номер закупки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 0267200000222000075),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявителем соблюден порядок подачи жалобы, предусмотренный статьей 105 Закона о контрактной системе, в связи с чем данная жалоба принята к рассмотрению, информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена в ЕИС (www.zakupki.gov.ru).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст. 106 Закона о контрактной системе, заказчику, выставлено требование о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
1. Согласно жалобе, позиции 9,10 описания объекта закупки (внутриушной слуховой аппарат) соответствует товар одного производителя Bernafon, Швейцария, что не позволяет предложить к поставке товар иных производителей и влечет ограничение количества участников закупки.
2. Заказчиком в соответствии с п.1 ч. 1 ст. 31 не установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии на оказание услуг по сурдологии-оториноларингологии.
Присутствовавший в заседании Комиссии представитель заказчика не согласился с доводами заявителя, считает, что описание объекта закупки не противоречит требованиям законодательства РФ о контрактной системе, сформировано на основании потребности лиц, с ограниченными возможностями нуждающимися в получении необходимых слуховых аппаратах для обеспечения эффективности реабилитационного процесса. На этапе планирования закупки заказчик удостоверился, что требуемые к поставке слуховые аппараты могут быть поставлены несколькими производителями, так были получены коммерческие предложения от потенциальных поставшикав- ООО "Лоримед" (г. Курган), ООО "Стоматех-Л" Центр слуха "Лори" (г. Екатеринбург), ООО "Вертиго" (г. Челябинск).
Указал, что позиции 9 описания объекта закупки (слуховой аппарат цифровой внутриушной средней мощности) соответствует товар следующих производителей: Zerena 5 CIC Bernafon, швейцария, Nevera1 X Bernafon , Швейцария; Cheer 20 CICW, Сонник Инновэйшнлс Инк., США;
Позиции 10 описания объекта закупки (слуховой аппарат цифровой внутриушной мощный) соответствует товар следующих производителей: Bernafon Chronos 5 ITCP/ITCPD, Швейцария, Bernafon VERAS 5 ITCD, Швейцария, Cheer 20 INCPDW Сонник Инновэйшнлс Инк., США; Oticon, Модель Siya, Дания.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заказчика и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Согласно п.1 части 2 статье 42 Закона о контрактной системе, Заказчик при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов закупки обязан разместить извещение об осуществлении закупки в ЕИС. В извещении об осуществлении закупки должно содержаться, в том числе краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе.
Извещение об осуществлении закупки, должно содержать следующие электронные документы (ч.2 ст.42 ФЗ N 44): описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 ФЗ N44; обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с ФЗ N 44 и инструкция по ее заполнению; проект контракта; перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из материалов дела усматривается, что ГУ-Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, являясь заказчиком, выступило организатором проведения электронного аукциона в интересах заказчика на оказание услуг по обеспечению в 2022 году инвалидов слуховыми аппаратами. Начальная (максимальная) цена контракта 2 000 000,00 рублей.
Информация об электронном аукционе 05.07.2022 размещена в ЕИС в сфере закупок в сети Интернет: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0267200000222000075.
Согласно Техническому заданию Извещения электронного аукциона на оказание услуг по обеспечению в 2022 году инвалидов слуховыми аппаратами к поставке требуются слуховые аппараты по 10 позициям.
По позиции 9 Технического задания к поставке требуется слуховой аппарат цифровой внутриушной средней мощности: Максимальный ВУЗД 90: не менее 109 дБ, максимальное акустическое усиление: не менее 40 дБ, частотный диапазон (диапазон воспроизводимых частот): нижняя граница диапазона частот не более 100 Гц, верхняя граница диапазона не менее 6000 Гц. Количество каналов цифровой обработки акустического сигнала: не менее 17 каналов цифровой обработки звука или бесканальный. Количество пользовательских акустических программ: не менее 3.Должны быть следующие функциональные и качественные характеристики: адаптивная система подавления обратной связи; шумоподавление; подавление шумов микрофона (тихих шумов); АРУ; дневник регистрации данных о режимах работы слухового аппарата. звуковая индикация переключения программ; звуковая индикация разряда источника питания; Беспроводная функция связи между слуховыми аппаратами, позволяющая пользователю синхронно регулировать усиление и переключение программ при бинауральном слухопротезировании.
По позиции 10 Технического задания к поставке требуется слуховой аппарат цифровой внутриушной мощный: Максимальный ВУЗД 90: не менее 126 дБ, Максимальное акустическое усиление: не менее 62 дБ, Частотный диапазон (диапазон воспроизводимых частот): нижняя граница диапазона частот не более 100 Гц, верхняя граница диапазона не менее 6000 Гц. Количество каналов цифровой обработки акустического сигнала: не менее 17 каналов цифровой обработки звука или бесканальный Количество пользовательских акустических программ: не менее 4. Должны быть следующие функциональные и качественные характеристики:даптивная система подавления обратной связи; шумоподавление; подавление шумов микрофона (тихих шумов); АРУ; дневник регистрации данных о режимах работы слухового аппарата. звуковая индикация переключения программ; звуковая индикация разряда источника питания; Беспроводная функция связи между слуховыми аппаратами, позволяющая пользователю синхронно регулировать усиление и переключение программ при бинауральном слухопротезировании.
Согласно протоколу подведения итогов аукциона от 20.07.2022 победителем закупки признано ООО "Стоматех-Л", предложившее к поставке слуховые аппараты следующих производителей: ООО ЗСА "РИТМ", Россия, компании "Старки Лабораторис, Инк.", США, Соник Инновэйшнс, Инк.", США.
Как следует из пояснений заказчика, описание объекта закупки сформировано на основании потребности лиц, с ограниченными возможностями нуждающимися в получении необходимых слуховых аппаратах для обеспечения эффективности реабилитационного процесса, при этом, характеристикам закупаемого товара по позиции 9,10 описания объекта закупки соответствует товар нескольких производителей: Bernafon, Швейцария, Сонник Инновэйшнлс Инк., США, Oticon, Модель Siya, Дания.
Комиссия отмечает, что заказчик вправе включить в описание объекта закупки такие характеристики и требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок. В свою очередь Закон о контрактной системе не содержит как норм, ограничивающих право заказчика включать требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, так и норм, обязывающих заказчика устанавливать, вопреки его потребности, такие требования к характеристикам закупаемого товара, которые соответствовали бы всем существующим видам закупаемых им товаров.
Данный вывод сформулирован антимонопольным органом в соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 1 Обзора судебной практики, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2017.
Комиссия отмечает, что участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Заявителем не представлены документы и сведения, указывающие на нарушение заказчиком норм Закона о контрактной системе, а также свидетельствующие о невозможности подачи заявки на участие в аукционе ввиду установления заказчиком вышеуказанных требований к закупаемому товару, не доказано, что установленные заказчиком требования к закупаемому товару привели к ограничению количества участников закупки, невозможности поставки товаров с характеристиками, установленными заказчиком.
Учитывая, что предметом контракта является поставка медицинского изделия (слуховых аппаратов), а не его изготовление, то участником закупки может выступать любое лицо, готовое поставить товар, отвечающий требованиям аукционной документации. Соответственно, любой предполагаемый участник закупки имеет возможность приобрести товар, являющийся предметом аукциона.
Заявителем не представлены доказательства, подтверждающие факт отсутствия в свободной продаже необходимого к поставке товара, равно как и невозможность его приобретения у третьих лиц.
Кроме того, не опровергнут довод заказчика о том, что характеристикам закупаемого товара соответствуют несколько производителей, а именно Bernafon, Швейцария, Сонник Инновэйшнлс Инк., США, Oticon, Модель Siya, Дания.
В связи с чем, довод заявителя относительно того, что позиции 9,10 описания объекта закупки (внутриушной слуховой аппарат) соответствует товар одного производителя Bernafon, Швейцария, что не позволяет предложить к поставке товар иных производителей, Комиссия признает несостоятельным.
2. Довод заявителя относительно того, что не установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии на оказание услуг по сурдологии-оториноларингологии, Комиссия признает несостоятельным, учитывая следующее.
Согласно Техническому заданию Извещения на оказание услуг по обеспечению в 2022 году инвалидов слуховыми аппаратами обеспечение техническим средством реабилитации - слуховым аппаратом является комплексным реабилитационным мероприятием, которое включает в себя: проведение осмотра Получателя врачом сурдологом - оториноларингологом; подбор слухового аппарата согласно аудиометрическим данным Получателя, а также согласно медицинским рекомендациям; индивидуальную настройку слухового аппарата; инструктаж, онсультационную помощь по правильному пользованию слуховым аппаратом; выдачу слухового аппарата Получателю; разъяснение Получателю требования к условиям эксплуатации Товара, порядок обеспечения гарантийного ремонта Товара, а также вручение гарантийного талона; изготовление слепка ушного прохода и изготовление корпуса внутриушного слухового аппарата на основании такого слепка (при обеспечении слуховыми аппаратами цифровыми внутриушными).
Подбор и индивидуальная настройка слухового аппарата в момент поставки должны производится при наличии соответствующей лицензии на оказание услуг по сурдологии-оториноларингологии на территории Тюменской области в соответствии Федеральным законом от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ; постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 N 852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")").
В рамках исполнения контракта Исполнитель вправе в соответствии с условиями контракта привлечь организацию, имеющую лицензию на соответствующий вид деятельности, врача сурдолога-оториноларинголога, которой будет производить подбор и настройку аппаратов Получателю на территории Тюменской области.
Согласно п. 3.2.28 контракта на оказание услуг по обеспечению в 2022 году инвалидов слуховыми аппаратами установлена обязанность Исполнителя в случае организации оказания услуг через соисполнителя в течение 1 (одного) рабочего дня информировать об этом заказчика в письменном виде, в том числе путем представления доверенности (соответствующего договора) о соисполнительстве.
Комиссия отмечает, что услуги связанные с подбором и настройкой слуховых аппаратов, требующие наличие соответствующей лицензии на осуществление медицинской деятельности, не являются самостоятельным объектом закупки, поскольку входят в единый предмет - обеспечение слуховыми аппаратами и могут быть выполнены посредством привлечения в ходе исполнения контракта иных лиц, не являющихся поставщиками слуховых аппаратов, но занимающихся профильной медицинской деятельностью (сурдология-оториноларингология) и обладающих для этого соответствующей лицензией, что предусмотрено в Техническом задании извещения о проведении закупки.
Установление же требования о предоставлении в составе заявки соответствующей лицензии может привести к ограничению количества участников закупки.
Кроме того, в заседании Комиссии представителем общества было пояснено, что ООО "Смилта" не обладает лицензией на оказание услуг по сурдологии-оториноларингологии, соответственно, оспариваемые положения извещения об осуществлении закупки в указанной части априори не могут нарушать права и законные интересы заявителя в связи с участием в рассматриваемой закупке.
С учетом указанных обстоятельств, Комиссия считает, что заявителем в обоснование заявленных требований не представлены доказательства того, что извещение об осуществлении закупки на оказание услуг по обеспечению в 2022 году инвалидов слуховыми аппаратами противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, равно как и не доказано обстоятельство необоснованного ограничения прав и законных интересов заявителя со стороны заказчика при проведении вышеназванного аукциона.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99, части 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Смилта" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по обеспечению в 2022 году инвалидов слуховыми аппаратами (реестровый номер закупки 0267200000222000075) необоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 21 июля 2022 г. N 072/06/44/121/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.07.2022