Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
с участием в заседании представителей по доверенностям:
от Заказчика - Государственное казенное учреждение "Агентство экономического развития Ленинградской области":
от Заявителя - ООО "Региональные Медиа":
Заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 8691 от 07.07.2022) на положения извещения при проведении электронного аукциона на оказание услуг по подготовке и размещению информационных материалов об инвестиционной привлекательности Ленинградской области в федеральных средствах массовой информации (в сетевых изданиях в сети Интернет).
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 21.06.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 540 000 рублей.
На момент рассмотрения жалобы контракт Заказчиком не заключен.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион) (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами:
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно доводам жалобы, по мнению Заявителя, в Описании объекта закупки (Техническое задание) Заказчиком установлены излишние требования, направленные на необоснованное ограничение конкуренции по отношению к участникам закупки, а именно:
1. Сетевое издание должно иметь мобильную версию (приложение), а также платформу для операционных систем, включая iOs, Android);
2. Сетевое издание должно занимать одну из пяти первых позиций индекса цитируемости в СМИ по данным системы мониторинга "Медиалогия" за 2021 год.
3. Сетевое издание должно иметь официальный верифицированный канал мессенджера Telegram (далее - Telegram-канал), позволяющий доставлять информацию подписчикам.
Согласно первому требованию, Заказчик в возражениях на жалобу пояснил: "Требование к Исполнителю о наличии мобильной версии для операционных систем iOs и Android и требование к сетевому изданию о занятии одного из пяти первых позиций индекса цитируемости в СМИ (наравне с имеющимся требованием о среднесуточной посещаемости сетевого издания) обусловлены необходимостью максимального охвата интернет-аудитории при размещении информационных материалов об инвестиционной привлекательности Ленинградской области.
5 (Пять) выбранных сетевых изданий имеют мобильные версии (приложения), а также платформу для операционных систем, включая iOs, Android, что подтверждается скриншотами снимков экрана мобильного телефона (Приложение N 6 на 5л.).
В соответствии с требованиями к сетевым изданиям, установленными в пункте 2.3.2 Описания объекта закупки сетевые издания должны иметь платформу для операционных систем, включая iOS Android. Данное требование установлено с учетом тенденции в медиапотреблении. Так, смартфон лидирует среди востребованных технических устройств для потребления медиаконтента, а указанные в требовании операционные системы являются основными на рынке смартфонов. Таким образом, установленное требование направлено на обеспечение охвата широкой аудитории.
В приложении СМИ сможет отправлять push-уведомления, которые позволят привлечь больше аудитории к новости. На сайте такая функция не доступна. Кроме того, зачастую СМИ не имеет мобильную версию сайта или удобный интерфейс, приложение в таком случае решает эту проблему и является более удобным в использовании, соответственно пользователи чаще будут взаимодействовать с контентом СМИ.
Весь мир стремится к развитию, внедрению новых технологий, цифровизации. Так, по сообщению Электронного периодического издания "3ДНьюс" (свидетельство о регистрации СМИ Эл N ФС 77-22224) средний россиянин тратил более 4 часов в день на мобильные приложения в 2021 году .
Согласно материалу сетевого издания "Коммерсантъ" (свидетельство о регистрации СМИ Эл N ФС77-76922) в Рунете в целом мобильная аудитория уже больше десктопной и ее доля продолжает расти, говорилось в недавнем исследовании Mediascope. Со смартфонов в интернет выходят 55% населения страны, а со стационарных компьютеров и ноутбуков - 54% .
Кроме того, согласно исследованию Аналитического центра Юрия Левады Популярность мессенджеров продолжает расти. Если в 2016 году лишь треть россиян пользовалась средствами для мгновенного обмена сообщениями, то в 2021 году - уже три четверти россиян их использует. Наиболее популярные мессенджеры: WhatsApp (это приложение используют 64% россиян), Viber (31%), Telegram (21%) - а минувший год аудитория этого мессенджера практически удвоилась. За прошедший год выросла аудитория различных онлайн-сервисов и приложений. Заметно выросла доля пользователей онлайн-банков (до 58% россиян), покупателей онлайн-магазинов (до 27%), сервисов для заказа продуктов (до 21%)".
Согласно второму требованию: "Заказчиком выбраны 5 СМИ - это достаточно большой выбор для качественного СМИ.
Указание в описании объекта закупки требования к сетевому изданию о занятии одного из пяти первых позиций индекса цитируемости в СМИ позиции индекса цитируемости в СМИ по данным системы мониторинга "Медиалогия" за 2021 год (Приложение N 7 на 1л.),
Во-первых, необходимо и обязательно для расчета начальной (максимальной) цены контракта для данной закупки (Приложение N 8 на 4л).
Для осуществления закупки в соответствии со ст. 22 Закона о контрактной системе и приказу Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 N 567 "Об утверждении методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)" Заказчиком определяется и обосновывается начальная (максимальная) цена закупки. Заказчиком использован метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), который заключается в установлении НМЦК, на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.
При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Заказчиком было направлено 5 запросов потенциальным исполнителям с предложением предоставить коммерческое предложение в соответствии с требованиями Технического задания, которое было направлено одновременно с запросами и формой предоставления коммерческого предложения (Приложение N 9 на 10л).
В направленном техническом задании была корректно указана информация о сетевых изданиях с целью их идентифицировать и узнать стоимость таких идентичных услуг, планируемых для осуществления закупки. Цены "топовых" СМИ и "дешевых" СМИ очень разнятся. Заказчику необходимо разместить информацию в "топовых" СМИ.
Заказчиком получены коммерческие предложения на публикации в "топовых" СМИ (Приложение N 10 на 7л.)
Во-вторых, отсутствие (неуказание) в описании объекта закупки требования к сетевому изданию о занятии одного из пяти первых позиций индекса цитируемости в СМИ позиции индекса цитируемости в СМИ по данным системы мониторинга "Медиалогия" за 2021 год может повлечь неэффективное расходование бюджетных средств, т.к. некоторые участники закупки получили бы возможность предложить публикации в сетевых изданиях, не того уровня сетевого издания, не "топ" уровня, которые не читает и не просматривает наша целевая аудитория (потенциальные инвесторы как из России, так и из-за рубежа, а также коллеги из других субъектов РФ, занимающиеся аналогичной деятельность по привлечению инвесторов и продвижению инвестиционной привлекательности), так как некоторые участники закупки получили бы возможность за большие деньги (по наибольшей цене), превышающей рыночную стоимость "нетоповых" СМИ, которая напрямую зависит от рейтинга СМИ, размещение информации в СМИ обладающими низкими потребительскими качествами (свойствами), которые априори не принесут необходимого положительного результата Заказчику.
В-третьих, рассмотрим с другой стороны ситуацию, когда выигрывает участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта, а именно демпингует, с большой вероятностью контракт не будет исполнен, так как либо Заказчик и Исполнитель не смогут между собой согласовать конкретное СМИ за ту цену контракта, которую предложил победитель.
Например, закупка (Идентификационный код закупки: 222470000057178420100100290010000244) (извещение N 0145200001122000002) способом запроса котировок в электронной форме на "Оказание услуги по разработке, актуализации, изготовлению и размещению в средствах массовой информации, печатных изданиях и информационно телекоммуникационной сети "Интернет" информационных материалов в сфере социальной защиты населения Ленинградской области" была опубликована с НМЦК 810 000 (Восемьсот десять тысяч) рублей 00 копеек, а победителем закупки с понижением цены контракта на 38,88% (с демпингом цены) до цены контракта 495 000 (Четыреста девяносто пять тысяч) рублей 00 копеек стал наш заявитель жалобы - "ООО "Региональные медиа", который так сражается за принципы равноправия, справедливости, за необоснованное ограничение конкуренции по отношению к участникам закупки. Услуги какого качества окажет данный Исполнитель - остается только ждать, исполнит либо не исполнит Заявитель данный контракт (реестровая запись контракта N 2470000057122000007 в ЕИС) (Приложение N 11 на 8л.).
Рейтинг "Медиалогии" является открытым, для Заказчика это важно (для широкого информационного охвата целевой аудитории), чтобы публикации были размещены в СМИ с высоким уровнем цитируемости, просмотров, уникальных посетителей и т.д.
Включение Заказчиком данного требования в описание объекта закупки направлено на обеспечение результативности закупки и эффективное расходование бюджетных средств.
Требование Заказчика о вхождении СМИ в одну из пяти первых позиций индекса цитируемости в СМИ по данным системы мониторинга "Медиалогия" за 2021 год не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав Заявителя жалобы, а также об ограничении Заказчиком числа участников торгов, так как именно индекс цитируемости СМИ позволяет получить подтверждение получения населением информации о деятельности Заказчика. Еще и рейтинг цитируемости нужен для оценки эффективности пиар-компаний. И чаще всего рейтинги проводят с помощью автоматизированных сервисов, в числе которых "Медиалогия". В целях обеспечения эффективности оказания услуг в Описании объекта закупки установлено требование к позиции в рейтинге цитируемости СМИ по данным исследования системы мониторинга СМИ "Медиалогия". Рейтинги построены на основе базы СМИ системы "Медиалогия", включающей более 78 тыс. источников: ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства, Интернет-СМИ и блоги. Рейтинг отражает репутацию СМИ: насколько часто то или иное СМИ является первоисточником значимой информации, важных новостей и в дальнейшем цитируется другими изданиями. "Медиалогия" является независимой исследовательской компанией, заключение договора для учета при составлении рейтинга не требуется. В системе мониторинга "Медиалогия" процесс автоматический. Коммерческое участие в рейтингах исключено (т.е. СМИ не заключают договоры с "Медиалогией" и не производят оплату за вхождение в указанный рейтинг) (приложение N 12 на 1л.)".
Согласно третьему требованию Заказчик пояснил: "5 (Пять) выбранных сетевых изданий имеют официальный верифицированный канал мессенджера Telegram (далее - Telegram-канал), позволяющий доставлять информацию подписчикам, что подтверждается скриншотами (Приложение N 14 на л.).
Наличие же требования к СМИ (сетевому изданию) иметь в наличии официальный верифицированный канал в мессенджере Telegram напрямую связано с предметом закупки, так как в соответствии с п. 2.3.1 Описания объекта закупки Исполнитель осуществляет размещение (опубликование) согласованных Заказчиком материалов в 3 (Трех) разных сетевых изданиях + размещение 1 (одного) поста в Telegram-канале, анонсирующего 1 (одну) публикацию в 1 (одном) сетевом издании (на сайте) со ссылкой на публикацию, утвержденных Заказчиком и соответствующих требованиям Заказчика к таким сетевым изданиям, установленным пунктом 2.3.2 настоящего Технического задания, в сети Интернет материалов в установленном объеме. Следовательно, при отсутствии у Исполнителя в наличии официального верифицированного канала в мессенджере Telegram исполнение технического задания в указанной части Исполнителем невозможно.
При этом верификация является однозначным подтверждением принадлежности Telegram-канала конкретному СМИ. Прохождение верификации не дает дополнительных возможностей или преимуществ, но имеет конкретное назначение - позволяет убедиться, что материал распространяется зарегистрированным СМИ, несущим ответственность за распространяемую информацию в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации". Каких-либо ограничений для получения верификации канала в Telegram нет.
Верифицированный Telegram-канал СМИ позволяет расширить охват аудитории за счёт размещения в нем короткой версии публикации со ссылкой на нее. И не отменяет основную публикацию, а является дополнением к ней.
Telegram является одной из наиболее популярных социальных платформ среди жителей России. СМИ используют Telegram как дополнительную платформу для доступа к аудитории и оперативной дистрибуции контента.
В настоящее время большая часть СМИ общероссийского уровня имеет каналы на платформе. Установленное требование о наличии верифицированного Телеграм-канала также направлено на доведение информации до целевой аудитории".
Комиссия, на основании изложенных возражений со стороны Заказчика, решила признать доводы жалобы необоснованным, так как описание объекта закупки, по мнению Комиссии, не нарушает положения статьи 33 Закона о контрактной системе, не направлено на сужение круга потенциальных участников закупки и составлено Заказчиком с учетом его реальных потребностей.
Комиссия также установила, что на участие в рассматриваемом аукционе подано 4 заявки, все заявки участников соответствуют требованиям извещения об осуществлении закупки.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Региональные Медиа" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 13 июля 2022 г. N 047/06/42-2015/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.07.2022