Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Рамковка" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Муниципального казенного учреждения Можайского городского округа "Единый дорожно-транспортный центр" (далее - Заказчик), Муниципального казенного учреждения Можайского городского округа Московской области "Центр торгов" (далее - Уполномоченное учреждение) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения АГЗ РТ (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по замене и модернизации детских игровых площадок на территории Можайского городского округа Московской области (извещение N 0848300046122000171 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Уполномоченным учреждением, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика ненадлежащим образом установившего положения извещения о проведении Конкурса в противоречие нормам Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено 24.06.2022;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 27 086 480,84 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 11.07.2022;
4) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки;
5) по результатам рассмотрения вторых частей и подведения итогов 2 заявки участников закупки признаны соответствующими требованиям извещения о проведении Конкурса.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Извещении о проведении Конкурса ненадлежащим образом установлена информация о порядке оценки заявок участников закупки.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии: 1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления правительства российской федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - это действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Согласно пункту 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Заказчиком в порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе по показателю "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" критерия оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлено в том числе следующее:
"лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки, - по формуле:
где:
Xmax - максимальное значение общей цены исполненных участником закупки договоров, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих оценке по данному критерию оценки;
Xi - значение общей цены исполненных участником закупки договоров, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит оценке по данному критерию оценки;
Xmin- минимальное значение общей цены исполненных участником закупки договоров, содержащееся в заявках (частях заявок) участников, подлежащих оценке по данному критерию".
Вместе с тем, в Извещении о проведении Конкурса установлено, в том числе следующее:
"Порядок оценки по критерию: Оценка производится по шкале оценки или как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке (предложению)".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления в Извещении о проведении Конкурса информации о порядке оценки заявок подобным образом вводят участников закупки в заблуждение и противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
2. Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Заказчиком в порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе по детализирующему показателю "предложения, содержащие описание качественных характеристик объекта закупки, включающие описание мероприятий по повышению безопасности работ" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" установлено в том числе следующее:
"Предмет оценки: Качественные характеристики объекта закупки, выраженные в представленных участником конкурса предложениях, содержащих описание качественных характеристик объекта закупки, включающих описание мероприятий по повышению безопасности работ.
Под описанием мероприятий по повышению безопасности работ для целей предмета оценки понимается описание в заявке в порядке, предусмотренном конкурсной документацией, следующих мероприятий по повышению безопасности работ:
- по повышению пожарной безопасности;
- по повышению безопасности при складировании и погрузо-разгрузочных работах строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования;
- по улучшению защиты работников от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.
Мероприятия по повышению пожарной безопасности должны быть описаны с указанием:
- порядка проведения противопожарного инструктажа,
- порядка осуществления мер пожарной безопасности при проведении работ.
Мероприятия по повышению безопасности при складировании и погрузо-разгрузочных работах строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования должны быть описаны с указанием:
- мер, принимаемых при выполнении работ на объекте против самопроизвольного смещения, просадки, осыпания и раскатывания строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования,
- описание порядка инструктажа специалистов по безопасному складированию строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования,
- описание порядка инструктажа специалистов по безопасному проведению погрузочно-разгрузочных работ строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования.
Мероприятия по улучшению защиты работников от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов должны быть описаны с указанием:
- мер по устранению вредного воздействия пыли на специалистов;
- мер по устранению вредного воздействия на работающих на объекте специалистов повышенного уровня шума;
- профилактических мер по предупреждению воздействия вредных факторов производственной среды и трудового процесса на здоровье специалистов;
- порядка и способов удаления с объекта отходов строительных материалов и мусора.
Сведения, подлежащие представлению участниками конкурса для оценки конкурсной комиссией по показателю "Качественные характеристики объекта закупки" представляются в составе заявки в произвольной форме в виде пояснительной записки. Отсутствие в составе заявки указанных сведений по показателю "Качественные характеристики объекта закупки" не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Закона и конкурсной документации и не влечет принятия решения об отклонении заявки. Оценка заявки участника по показателю "Качественные характеристики объекта закупки" определяется согласно представленному участником предложению о качественных характеристиках объекта закупки в составе заявки на участие в конкурсе в форме пояснительной записки. Предложение о качественных характеристиках объекта закупки не должно противоречить требованиям законодательства Российской Федерации и требованиям конкурсной документации.
Непредставление предложений участника о качественных характеристиках объекта закупки трактуется как "Отсутствие предложений о качественных характеристиках объекта закупки". В случае если участником не представлена пояснительная записка, то участнику присваивается 0 баллов по показателю "Качественные характеристики объекта закупки".
В случае если представленное описание мероприятий по повышению безопасности работ не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации и (или) требованиям конкурсной документации, то такое предложение о качественных характеристиках объекта закупки считается не представленным.
Предложение о качественных характеристиках объекта закупки считается представленным в полном объеме, если участником описаны все виды мероприятий по повышению безопасности работ, предусмотренные конкурсной документацией, с указанием всех сведений по каждому мероприятию, предусмотренному конкурсной документацией.
Предложение о качественных характеристиках объекта закупки признается "предложением участника о качественных характеристиках объекта закупки не в полном объеме", если данное предложение участника не содержит описание мероприятий по повышению безопасности работ в полном объеме: в предложении содержатся не все виды мероприятий по повышению безопасности работ, предусмотренные конкурсной документацией и/или указаны не все сведения по каждому мероприятию, предусмотренному конкурсной документацией.
Представление предложений участника по повышению безопасности работ не в полном объеме, трактуется как отсутствие предложений по проведению мероприятий, предусмотренных конкурсной документацией, по безопасности работ.
В случае, если описание мероприятий по повышению безопасности работ не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации и (или) требованиям конкурсной документации, то такие предложения участника по проведению мероприятий по повышению безопасности работ считаются не представленными".
При этом, Комиссия приходит к выводу о неправомерности установления порядка оценки по критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", поскольку Заказчиком не установлен исчерпывающий перечень сведений, который будет оцениваться Конкурсной комиссией, в связи с чем указанный порядок оценки может быть применен Конкурсной комиссией по своему усмотрению и не в равной степени ко всем участникам закупки.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что указанные действия Заказчика нарушают пункт 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктом 20 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
Заказчиком в порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе по детализирующему показателю "Общая цена исполненных участником закупки договоров" показателя "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлено в том числе следующее:
"Сведения о стоимости исполненных контрактов (договоров) подтверждаются копиями таких контрактов (договоров) с актами приемки, составленными при исполнении таких контрактов (договоров), исполненных участником закупки (с учетом правопреемства, в случае наличия в заявке подтверждающего документа), в том числе, в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ, в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ.
В случае если контракты заключены в электронной форме, общая стоимость исполненных контрактов (договоров) может быть подтверждена размещенными на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru "Информацией о заключенном контракте (его изменении)" и "Информацией об исполнении (о расторжении) контракта" при условии предоставления в составе заявки сведений содержащей данные о реестровом номере закупки, номере контракта, дате заключения, предмете, сумме контракта, дате исполнения контракта. Непредоставление в составе второй части заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе, однако при оценке заявок по настоящему показателю комиссией будут учитываться сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе второй части заявки на участие в конкурсе либо информацией, размещенной на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru".
Комиссия, изучив указанные условия порядка оценки, приходит к выводу, что установленный Заказчиком порядок оценки по указанному показателю противоречит пункту 28 Положения и нормам Закона о контрактной системе.
Таким образом, указанные действия Заказчика нарушают пункт 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РАМКОВКА" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 11 части 1 статьи 42, пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Уполномоченному учреждению, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дел от 15.07.2022 N 050/06/105-25120/2022 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 15 июля 2022 г. N 050/06/105-25120/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.07.2022