Резолютивная часть решения объявлена 18.07.2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 20.07.2022 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - Тывинское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе:
Председательствующий Комиссии: "_" - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
Члены Комиссии:
"_" - специалист-эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
"_" - специалист 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти,
при участии в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи с использованием платформы "TrueConf":
от муниципального заказчика - Администрации муниципального района "Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва":
- "_", действующий на основании распоряжения Администрации муниципального района "Монгун-Тайгинский кожуун Республики Тыва" от 06.03.2020 года N 17,
в отсутствии надлежащим образом извещенного представителя подателя жалобы - индивидуального предпринимателя "_" (далее - ИП "_"),
рассмотрев жалобу (вх. N 2876 от 12.07.2022 года) ИП "_" на положения извещения о проведении электронного аукциона N 0312300043922000010 на выполнение работ по ремонту улиц в с. Кызыл-Хая Монгун-Тайгинского кожууна и в результате осуществления внеплановой документарной проверки на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с чем, жалоба была принята Тывинским УФАС России к рассмотрению.
Тывинским УФАС России в адрес муниципального заказчика, оператора электронной торговой площадки и подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы, сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Согласно жалобе ИП "_" муниципальным заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона N 0312300043922000010 не установлено требование к участникам закупки о том, что участник закупки не может являться лицом, находящимся под санкциями.
На заседании Комиссии представитель муниципального заказчика не согласился с доводами жалобы и пояснил, что извещение о проведении электронного аукциона N 0312300043922000010 разработано в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
Рассмотрев жалобу, выслушав пояснения лица, участвующего в рассмотрении жалобы, а также проведя внеплановую документарную проверку извещения о проведении электронного аукциона N 0312300043922000010 на выполнение работ по ремонту улиц в с. Кызыл-Хая Монгун-Тайгинского кожууна, Комиссия Тывинского УФАС России приходит к следующему.
Администрацией муниципального района "Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва" в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 04.07.2022 года размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0312300043922000010 на выполнение работ по ремонту улиц в с. Кызыл-Хая Монгун-Тайгинского кожууна, начальная (максимальная) цена контракта - 5 423 009 рублей.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе на соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Указом Президента Российской Федерации от 03.05.2022 года N 252 приняты специальные экономические меры в отношении отдельных юридических лиц, физических лиц и находящихся под их контролем организаций в связи с недружественными их действиями.
Абзацем 1 подпункта "а" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 03.05.2022 года N 252 предусмотрен запрет федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации, на совершение сделки (в том числе заключать внешнеторговые контракты) с юридическими лицами, физическими лицами и находящимися под их контролем организациями, в отношении которых применяются специальные экономические меры (лица, находящиеся под санкциями).
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 03.05.2022 года N 252 постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2022 года N 851 утвержден Перечень юридических лиц, в отношении которых применяются специальные экономические меры, а также установлен запрет на совершение действий в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 03.05.2022 года N 252 с лицами, указанными в Перечне, и находящимися под их контролем организациями.
Таким образом, заказчики при подготовке извещения об осуществлении закупки устанавливают на основании пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе требование в том числе о том, что участник закупки не может являться лицом, находящимся под санкциями.
При этом, соответствие участника закупки указанным требованиям подтверждается сведениями, содержащимися в выписке из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписки (для юридического лица), выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписки (для индивидуального предпринимателя), копиях документов, удостоверяющих личность (для иного физического лица), надлежащим образом заверенном переводе на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица), копиях учредительных документов участника закупки (для юридического лица).
Представление указанных документов участником закупки при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) уже предусмотрено нормами Закона о контрактной системе в составе заявки.
Аналогичная позиция изложена в письме Министерства финансов Российской Федерации от 09.06.2022 года N 24-06-06/54846.
Вместе с тем, Комиссией Тывинского УФАС России установлено, что извещение о проведении электронного аукциона N 0312300043922000010 не содержит такого требования к участникам закупки, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод ИП "_" о не установлении в извещении о проведении электронного аукциона N 0312300043922000010 требования к участникам закупки о том, что участник закупки не может являться лицом, находящимся под санкциями, является обоснованным.
По результатам проведенной внеплановой документарной проверки Комиссией Тывинского УФАС России установлено следующее.
Как указано выше, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе на соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Из извещения о проведении электронного аукциона N 0312300043922000010 следует, что муниципальным заказчиком установлено требование к участникам закупки о наличии членства в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
В силу части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации Работы (далее - ГрК РФ) по договорам капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.
Федеральным законом от 01.05.2022 года N 124-ФЗ внесены изменения в ГрК РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации, которые вступили в силу с 01.05.2022 года.
Так, частью 2.1 статьи 52 ГрК РФ предусмотрено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает десяти миллионов рублей.
Извещение о проведении электронного аукциона N 0312300043922000010 размещено в ЕИС 04.07.2022 года и начальная (максимальная) цена контракта составляет 5 423 009 рублей, что не превышает десять миллионов рублей.
При таких обстоятельствах, муниципальным заказчиком в нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона N 0312300043922000010 неправомерно установлено требование к участникам закупки о наличии членства в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14, Комиссия Тывинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя "_" обоснованной.
2. Установить в действиях муниципального заказчика - Администрации муниципального района "Монгун-Тайгинский кожуун Республики Тыва" нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части не установления в извещении о проведении электронного аукциона N 0312300043922000010 требования к участникам закупки о том, что участник закупки не может являться лицом, находящимся под санкциями.
3. По результатам проведенной внеплановой документарной проверки установить в действиях муниципального заказчика - Администрации муниципального района "Монгун-Тайгинский кожуун Республики Тыва" нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части неправомерного установления в извещении о проведении электронного аукциона N 0312300043922000010 требования к участникам закупки о наличии членства в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
4. Выдать муниципальному заказчику - Администрации муниципального района "Монгун-Тайгинский кожуун Республики Тыва" и аукционной комиссии муниципального заказчика, оператору электронной торговой площадки - ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Председательствующий Комиссии |
"_" |
|
|
Члены Комиссии |
"_"
"_" |
Примечание:
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 20 июля 2022 г. N 017/06/105-81/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.07.2022