Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи жалобу
ООО "Аква-Плюс" (далее - Заявитель) на действия ФКУ УС УФСИН России по Волгоградской области (далее - Заказчик), при проведении Заказчиком, ООО "Фабрикант.ру" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству и вводу в эксплуатацию объекта: "Реконструкция СИЗО-3 УФСИН России по Волгоградской области, г. Фролово Волгоградской области". 2-ой этап строительства - "II этап - "Хозяйственно-складская зона ФКУ СИЗО-3 УФСИН России по Волгоградской области" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0329100011222000004) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В извещении о проведении Аукциона (далее - Извещение) необоснованно установлено дополнительное требование к участникам закупки в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
2. Заказчиком в Извещении неправомерно установлено условие о принятии к оценке контрактов (договоров) по успешному выполнению работ без начисления к подрядчику неустойки (штрафов, пеней) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2604), что не соответствует требованиям пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, а также ненадлежащим образом установлено требование о принятии к оценке договоров, последний составленный акт при исполнении которых должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок.
3. В проекте контракта Извещения неправомерно отсутствуют сведения об указании индивидуального кода закупки.
4. Срок исполнения работ, указанный в проекте контракта Извещения, не совпадает с установленным сроком в графике выполнения работ, являющимся приложением к Извещению.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) Извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 12.07.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) -электронной аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 210 417 329,88 руб.;
4) источник финансирования Федеральный бюджет, КБК - 32003054250199998413;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 20.07.2022;
6) на участие в Аукционе подано 2 заявки;
7) по результатам рассмотрения заявок, 1 признана соответствующей требования Извещения и Закона о контрактной системе;
8) победителем Аукциона признан участник закупки ООО "Артель" с предложением о цене контракта в размере 194 636 030,13 руб.
1. По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование к участникам закупки в соответствии с Постановлением N 2571.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования в том числе, к наличию: финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены Постановлением N 2571.
Подпунктом "а" пункта 3 Постановления N 2571 предусмотрено, что позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей;
В соответствии с позицией 7 приложения к Постановлению N 2571 к участникам закупки по выполнению работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения договора, предусматривающего выполнение работ в соответствующей сфере деятельности.
При этом цена выполненных работ должна составлять:
не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 100 млн. рублей;
не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 100 млн. рублей, но не превышает 500 млн. рублей;
не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 500 млн. рублей.
В соответствии с Извещением объектом закупки является выполнение работ по строительству и вводу в эксплуатацию объекта капитального строительства.
При этом начальная (максимальная) цена контракта составляет 210 417 329, 88 руб.
Согласно требованиям к содержанию и составу заявки Извещения Заказчиком установлено дополнительное требование к участникам закупки о предоставлении сведений, предусмотренных позицией 7 приложения к Постановлению N 2571.
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком правомерно установлены дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные позицией 7 приложения к Постановлению N 2571.
При этом представитель Заявителя на заседание Комиссии не явился, документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обратном не представил, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. По мнению Заявителя, Заказчиком в Извещении неправомерно установлено условие о принятии к оценке контрактов (договоров) по успешному выполнению работ без начисления к подрядчику неустойки (штрафов, пеней) в соответствии с Постановлением N 2604, что не соответствует требованиям пункта 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, а также ненадлежащим образом установлено требование о принятии к оценке договоров, последний акт, составленный при исполнении которых должен быть подписан не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок.
Согласно Извещению закупка осуществлялась путем проведения электронного аукциона.
Пунктом 4 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением N 2604 (далее - Положение) установлено, что при проведении аукционов применяется только критерий, предусмотренный подпунктом "а" пункта 3 Положения (цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги).
При этом представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что требование о принятии к оценке контрактов (договоров) по успешному выполнению работ без начисления к подрядчику неустойки (штрафов, пеней) в соответствии с Постановлением N 2604 в Извещении не установлены, поскольку способ определения поставщика является электронный аукцион, критерии оценки: "Расходы"; "Характеристики объекта закупки"; "Квалификация участников закупки" не применяются.
Кроме того, в соответствии с пунктом "в" части 8 статьи 5 в Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" статьи 53 - 59, 63 - 69 и 71 Закона о контрактной системе утратили силу.
Комиссией установлено, что Извещение Заказчика не содержит условий о подтверждении опыта по контрактам (договорами) по успешному выполнению работ без начисления к подрядчику неустойки (штрафов, пеней) в соответствии с Постановлением N 2604, в связи с чем в действия Заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
При этом представитель Заявителя на заседание Комиссии не явился, документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обратном, не представил, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в нарушение требований Закона о контрактной системе в проекте контракта приложения к Извещению не установлен номер идентификационного кода закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных Законом о контрактной системе. При этом в информации и документах, подлежащих в соответствии с Законом о контрактной системе размещению в единой информационной системе, идентификационный код закупки указывается с использованием единой информационной системы.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе должно содержать проект контракта.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что идентификационный код закупки содержится в Извещении. При этом Закон о контрактной системе не содержит требования об указании идентификационного кода закупки в проекте контракта.
Комиссия, изучив Извещение и пояснения Заказчика, пришла к выводу об отсутствии в действиях Заказчика нарушений Закона о контрактной системе.
При этом представитель Заявителя на заседание Комиссии не явился, документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обратном, не представил, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. По мнению Заявителя срок исполнения работ, указанный в проекте контракта Извещения, не совпадает с установленным сроком в графике выполнения работ, являющимся приложением к проекту контракта Извещения.
Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном Закона о контрактной системе, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
В соответствии с частью 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе объем, содержание работ по контрактам, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, определяются проектной документацией объектов капитального строительства, а также иной технической документацией, предусмотренной такими контрактами. При этом выполнение работ по таким контрактам осуществляется в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ, являющимся обязательным приложением к таким контрактам.
Согласно части 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе методики составления сметы контракта, графика оплаты выполненных по контракту работ, графика выполнения строительно-монтажных работ утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с частью 1.2 приказа Минстроя России от 05.06.2018 N 336/пр "Об утверждении Методики составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ" утверждена методика составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ" график выполнения строительно-монтажных работ должен содержать информацию о сроке начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства (начальный срок), сроке окончания строительства, реконструкции объекта (конечный срок), о сроках завершения отдельных этапов выполнения работ по строительству, реконструкции объекта (промежуточные сроки).
Комиссией установлено, что Извещением установлен срок окончания работ - 20.12.2022.
При этом согласно графику выполнения работ, являющимся приложением к проекту контракта Извещения, срок выполнения работ по этапу
"Получение ЗОС, ввод объекта в эксплуатацию" установлен с 21-30 декабря, что не соответствует Извещению.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 1 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Аква-Плюс" обоснованной в части пункта 4 настоящего решения.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 25.07.2022 по делу N 28/06/105-2425/2022 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 25 июля 2022 г. N 28/06/105-2425/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.07.2022