Резолютивная часть решения оглашена 27 июля 2022 года
Решение в полном объеме изготовлено 28 июля 2022 года
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии:., Членов Комиссии:.,
Рассмотрение осуществлялось посредством видеоконференцсвязи в присутствии:
представителя АО "Гранит Информ" (до и после объявления перерыва) -по доверенности;
представителя управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга (до объявления перерыва) -по доверенности,
представителя Уполномоченного органа (до и после перерыва) -по доверенности
рассмотрев жалобу акционерного общества "Гранит Информ" на действия управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга при проведении электронного аукциона на выполнение работ по актуализации (корректировке) схемы водоснабжения и водоотведения города Оренбурга на 2014-2030 годы (номер извещения N 0153300066922000539),
УСТАНОВИЛА:
20.07.2022 г. в Оренбургское УФАС России поступила жалоба акционерного общества "Гранит Информ" (далее - Заявитель, АО "Гранит Информ") на действия управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по актуализации (корректировке) схемы водоснабжения и водоотведения города Оренбурга на 2014-2030 годы (номер извещения N 0153300066922000539) (далее - закупка).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст.106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Заказчику, оператору электронной площадки выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Представитель Заявителя в ходе заседания Комиссии Оренбургского УФАС России, назначенного на 27.07.2022 г. в 11ч30мин. (по местному времени) поддержал доводы, изложенные в содержании жалобы. Из жалобы следует, что объектом оспариваемой закупки является выполнение работ по актуализации (корректировке) схемы водоснабжения и водоотведения города Оренбурга на 2014-2030 годы, однако, информация, содержащаяся в документации, прилагаемой к извещению о проведении электронного аукциона, в частности, в техническом задании, не соответствует заявленному требованию к участникам закупки о необходимости нахождения таких участников в составе саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования. По мнению Заявителя, в данном случае, осуществляется актуализация имеющейся схемы, поскольку в техническом задании прямо указывается, что Заказчик предоставляет Победителю закупки действующую схему водоснабжения и водоотведения г. Оренбурга на 2014-2030 гг. С учетом изложенного, Заявитель полагает, что в рассматриваемом случае не требуется технических изысканий, проектных работ, являющихся основанием для отнесения объекта закупки к проектным работам, производимые работы по актуализации не влияют на безопасность объекта капитального строительства, а актуализированная (скорректированная) схема (документация) не является объектом государственного надзора и не подлежит направлению на государственную экспертизу.
Представитель Уполномоченного органа в письменных пояснениях с доводами жалобы не согласился, просил признать жалобу необоснованной. Представитель Заказчика, присутствующий на заседании Комиссии контрольного органа (до объявления перерыва в рассмотрении) позицию Уполномоченного органа поддержал в полном объеме.
В рассмотрении жалобы Комиссией Оренбургского УФАС России объявлялся перерыв с целью уточнения позиции Заказчика относительно заявленных доводов жалобы до 15ч00мин. 27.07.2022 г.
После объявления перерыва в заседании Комиссии, назначенного на 27.07.2022 г. в 15ч00мин. (по местному времени) представитель Заявителя доводы, изложенные ранее поддержал, уточнив, что, в техническом задании Заказчика отсутствуют виды работ, направленные на архитектурно-строительное проектирование, соответственно, устанавливать требование о наличии выписки из СРО в указанной области неправомерно.
После объявления перерыва в заседании Комиссии, представители Заказчика в рассмотрении жалобы участие не принимали, каких-либо дополнений, уточнений в адрес Комиссии контрольного органа не представили.
В адрес Комиссии (после перерыва) поступили письменные пояснения от Уполномоченного органа, из которых установлено, что Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Требования к составу схем, согласно техническому заданию Заказчика, соответствуют к следующим видам работ, указанных в Перечне (разд. 2): п.1 "Работы по подготовке схемы планировочной организации земельного участка" (в техническом задании: технико-экономическое состояние централизованных систем водоснабжения поселения, городского округа; направления развития централизованных систем водоснабжения;); п.5.2 "Работы по подготовке проектов наружных сетей водоснабжения и канализации и их сооружений" (в техническом задании: - предложения по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованных систем водоснабжения; - целевые показатели развития централизованных систем водоснабжения; перечень выявленных бесхозяйных объектов централизованных систем водоснабжения (в случае их выявления) и перечень организаций, уполномоченных на их эксплуатацию; -прогноз объема сточных вод; предложения по строительству, реконструкции и модернизации (техническому перевооружению) объектов централизованной системы водоотведения; экологические аспекты мероприятий по строительству и реконструкции объектов централизованной системы водоотведения; оценка потребности в капитальных вложениях в строительство, реконструкцию и модернизацию объектов централизованной системы водоотведения; - целевые показатели развития централизованной системы водоотведения; перечень выявленных бесхозяйных объектов централизованной системы водоотведения (в случае их выявления) и перечень организаций, уполномоченных на их эксплуатацию; п.6.12 "Работы по подготовке технологических решений объектов очистных сооружений и их комплексов"; п. 9 "Работы по подготовке проектов мероприятий по охране окружающей среды" (в техническом задании: - экологические аспекты мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованных систем водоснабжения раздел 2 перечня пункт 9). Представитель Уполномоченного органа просил признать жалобу Заявителя необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, пришла к следующим выводам:
13.07.2022 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке было размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по актуализации (корректировке) схемы водоснабжения и водоотведения города Оренбурга на 2014-2030 годы (номер извещения N 0153300066922000539).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 000 000,00 рублей.
Извещение о проведении аукциона в электронной форме размещено Заказчиком.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Пунктом 2 ч.2 ст. 24 Закона о контрактной системе предусмотрено, что конкурентным способом определения поставщиков является, в том числе, проведения открытого аукциона в электронной форме.
Электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (часть 1 статьи 49 Закона о контрактной системе).
При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов ( в том числе, путем проведения открытого аукциона в электронной форме) заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию, предусмотренную пп.1-23 ч.1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться правилами, установленными статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер и включать в себя функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, исключая случаи отсутствия другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом, согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Техническим заданием Заказчика установлены следующие требования к составу схем водоотведения и водоснабжения, в частности:
Основные требования к составу схем |
1. Схема водоснабжения включает в себя следующие разделы: технико-экономическое состояние централизованных систем водоснабжения поселения, городского округа; направления развития централизованных систем водоснабжения; баланс водоснабжения и потребления горячей, питьевой, технической воды; предложения по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованных систем водоснабжения; экологические аспекты мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованных систем водоснабжения; оценка объемов капитальных вложений в строительство, реконструкцию и модернизацию объектов централизованных систем водоснабжения; целевые показатели развития централизованных систем водоснабжения; перечень выявленных бесхозяйных объектов централизованных систем водоснабжения (в случае их выявления) и перечень организаций, уполномоченных на их эксплуатацию. 2. Схема водоотведения включает в себя следующие разделы: существующее положение в сфере водоотведения поселения, городского округа; балансы сточных вод в системе водоотведения; прогноз объема сточных вод; предложения по строительству, реконструкции и модернизации (техническому перевооружению) объектов централизованной системы водоотведения; экологические аспекты мероприятий по строительству и реконструкции объектов централизованной системы водоотведения; оценка потребности в капитальных вложениях в строительство, реконструкцию и модернизацию объектов централизованной системы водоотведения; целевые показатели развития централизованной системы водоотведения; перечень выявленных бесхозяйных объектов централизованной системы водоотведения (в случае их выявления) и перечень организаций, уполномоченных на их эксплуатацию. |
Извещением о проведении закупки, а также п. 2.2 "Требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по её заполнению" установлено, что "Участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования*_ Наличие действующей выписки из реестра членов СРО по форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 04.03.2019 N 86, подтверждающей, что участник закупки является членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования *"
На основании ч. 5 ст. 38 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", схемы водоснабжения и водоотведения учитывают результаты технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и содержат:
1) основные направления, принципы, задачи и плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения;
2) прогнозные балансы потребления горячей, питьевой, технической воды, количества и состава сточных вод сроком не менее чем на 10 лет с учетом различных сценариев развития поселений, городских округов;
3) зоны централизованного и нецентрализованного водоснабжения (территорий, на которых водоснабжение осуществляется с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, систем холодного водоснабжения соответственно) и перечень централизованных систем водоснабжения и водоотведения;
4) карты (схемы) планируемого размещения объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
5) границы планируемых зон размещения объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
6) перечень основных мероприятий по реализации схем водоснабжения и водоотведения в разбивке по годам, включая технические обоснования этих мероприятий и оценку стоимости их реализации.
Порядок разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, требования к их содержанию утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 6 ст. 38 ФЗ N 416-ФЗ).
Проекты схем водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования поселения, утвержденными в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, и требованиями к содержанию схем водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановление Правительства РФ от 05.09.2013 N 782 "О схемах водоснабжения и водоотведения".
Согласно Порядку разработки схем водоснабжения и водоотведения, "схемы водоснабжения и водоотведения" - совокупность графического (схемы, чертежи, планы подземных коммуникаций на основе топографо-геодезической подосновы, космо- и аэрофотосъемочные материалы) и текстового описания технико-экономического состояния централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и направлений их развития; "электронная модель систем водоснабжения и (или) водоотведения" - информационная система, включающая в себя базы данных, программное и техническое обеспечение, предназначенная для хранения, мониторинга и актуализации информации о технико-экономическом состоянии централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, осуществления механизма оперативно-диспетчерского управления в указанных централизованных системах, обеспечения проведения гидравлических расчетов.
Актуализация (корректировка) схем водоснабжения и водоотведения осуществляется в порядке, предусмотренном для утверждения таких схем (п. 9 Порядка).
Согласно извещению N 0153300066922000539, объектом проводимой закупки является - "Выполнение работ по актуализации (корректировке) схемы водоснабжения и водоотведения города Оренбурга на 2014-2030 годы"
В отличие от проектной документации, которая создается в целях непосредственного обеспечения процесса строительства, реконструкции объектов капитального строительства, с учетом требований п. 3 Порядка, целью разработки (и, соответственно, актуализации) схем водоснабжения и водоотведения является обеспечение для абонентов доступности горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обеспечение горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, рационального водопользования, а также развитие централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения на основе наилучших доступных технологий и внедрения энергосберегающих технологий.
Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (п.1 Приказа).
С учетом изложенного требования Приказа, работы, являющиеся предметом рассматриваемой закупки, должны быть отнесены к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Частью 4 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Грк РФ) обязательность членства в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования установлена только для индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, выполняющих работы по договорам подряда на подготовку проектной документации, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором.
Согласно части 1 статьи 48 Грк РФ архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка, а также отдельных разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства.
Представитель Уполномоченного органа на уточняющий вопрос Комиссии Оренбургского УФАС России в ходе заседания однозначно не пояснил, с какой целью Заказчиком планируется осуществление актуализации (корректировка) действующей схемы водоснабжения и водоотведения муниципального образования "город Оренбург", а также будет ли на основании результатов проведенной актуализации (корректировки) Заказчиком разрабатываться проектно-сметная документация на объекты капитального строительства и (или) линейные объекты.
Кроме того, Комиссией Оренбургского УФАС России установлено, что в содержании Извещения о проведении открытого аукциона в электронной форме на выполнение работ по актуализации (корректировке) схемы водоснабжения и водоотведения города Оренбурга на 2014-2030 годы (номер извещения N 0153300066922000539), а также в описании объекта закупки, сформированном Заказчиком (техническое задание) - отсутствует информация о необходимости осуществления работ по архитектурно-строительному проектированию. Доказательств обратного в ходе заседания Комиссии контрольного органа (до и после объявления перерыва) представителями Заказчика и Уполномоченного органа в материалы проверки не представлено.
Таким образом, в действиях Заказчика усматриваются нарушения требований ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, содержащие признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу акционерного общества "Гранит Информ" на действия управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга при проведении электронного аукциона на выполнение работ по актуализации (корректировке) схемы водоснабжения и водоотведения города Оренбурга на 2014-2030 годы (номер извещения N 0153300066922000539) обоснованной.
2. Признать управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга нарушившим ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать в адрес управления жилищно-коммунального хозяйства администрации города Оренбурга предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Оренбургского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: |
|
Члены комиссии |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 27 июля 2022 г. N 056/06/31-559/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.07.2022