Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
|
|
|
|
|
|
|
|
- |
2022-5278
рассмотрев жалобу ИП Кремешковой Александрой Алексеевной на действия Заказчика МКУ МО город Балаково "Управление дорожного хозяйства и благоустройства" и Уполномоченного органа Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области при проведении электронного аукциона N 0160300003222000198 "Ремонт дворовых территорий на территории г Балаково",
УСТАНОВИЛА:
15.07.2022 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ИП Кремешковой Александрой Алексеевной на действия Заказчика МКУ МО город Балаково "Управление дорожного хозяйства и благоустройства" и Уполномоченного органа Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области при проведении электронного аукциона N 0160300003222000198 "Ремонт дворовых территорий на территории г Балаково" (далее - Аукцион).
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком неправомерно установлено
требование к участникам закупки в соответствии с позицией 18 раздела III приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее- Постановление N2571).
По мнению Заявителя, требования к участникам закупки должны
устанавливаются исходя из позиции 9 Постановления N 2571.
Представитель Заявителя, не присутствовал на рассмотрении жалобы,
извещен надлежащим образом.
Представитель Заказчика, присутствующий при рассмотрении жалобы, с
доводами жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, не подлежащей удовлетворению.
Изучив представленные сведения и документы, проведя внеплановую
проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
07.07.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок было
размещено извещение об осуществлении закупки.
Заказчиком по данному Аукциону является МКУ МО город Балаково "Управление дорожного хозяйства и благоустройства".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 11 887 624,80 рубля.
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта. В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов
товаров, работ, услуг установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации".
Согласно ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе информация об
установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Предметом закупки является ремонт дворовых территорий на территории
г Балаково.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 11 887 624,80
рублей.
Согласно Извещению Заказчиком установлены дополнительные
требования к участникам закупки в соответствии с позицией 18 раздела III приложения к Постановлению N 2571.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный
аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрена
обязанность заказчика установить указанные дополнительные требования к участникам закупок.
Пунктом 18 приложения к Постановлению N 2571 установлены
дополнительные требования к участникам закупки при выполнении работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории: наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги; 2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги; 3) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги; 4) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги.
Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов от начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Информация и документы, подтверждающие соответствие участников
закупки дополнительным требованиям: в случае наличия опыта, предусмотренного пунктами 1 или 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ; 3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 4 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации; 2) разрешение на ввод объекта капитального строительств".
Аналогичные требования установлены в Приложении N4 к извещению об
осуществлении закупки "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению".
Согласно пояснениям Заказчика из ведомостей объёмов работ следует, что подлежат выполнению следующие работы: снятие деформированных асфальтобетонных покрытий до 50 мм. (снятие деформированных асфальтобетонных покрытий самоходными холодными фрезами с шириной фрезерования 1500-2100 мм толщиной слоя: до 50 мм., перевозка грузов автомобилями-самосвалами грузоподъёмностью 10 т.); выравнивающий слой из асфбет. толщ. 3 см. (розлив вяжущих материалов, устройство выравнивающего слоя из асфальтобетонной смеси: с применением укладчиков асфальтобетона); устройство сплошного а/б покрытия толщ. 4 см. (розлив вяжущих материалов, устройство покрытия из горячих асфальтобетонных смесей асфальтоукладчиками второго типоразмера, толщина слоя 4 см); расширение дворового проезда (разработка грунта с погрузкой на автомобили-самосвалы экскаваторами с ковшом вместимостью: 0,25 м3, группа грунтов 1, перевозка грузов автомобилями-самосвалами грузоподъёмностью 10 т., устройство подстилающих и выравнивающих слоёв оснований: из щебня, розлив вяжущих материалов, устройство покрытия из горячих асфальтобетонных смесей асфальтоукладчиками второго типоразмера, толщина слоя 4 см); разборка бортовых камней (разборка бортовых камней: на бетонном основании, погрузо-разгрузочные работы при автомобильных перевозках: погрузка мусора строительного с погрузкой экскаваторами ёмкостью ковша до 0,5 м3, перевозка грузов автомобилями-самосвалами грузоподъёмностью 10 т.); установка бортовых камней (разработка траншей экскаватором "обратная лопата" с ковшом вместимостью 0,25 м3, группа грунтов: 1, устройство подстилающих и выравнивающих слоёв оснований: из песка, установка бортовых камней бетонных: при других видах покрытий, засыпка вручную траншей, пазух котлованов и ям, группа грунтов: 1, погрузо-разгрузочные работы при автомобильных перевозках: погрузка грунта растительного слоя (земля, перегной), перевозка грузов автомобилями-самосвалами грузоподъёмностью 10 т.); устройство тротуарного покрытия (разработка грунта с погрузкой на автомобили-самосвалы экскаваторами с ковшом вместимостью: 0,25 м3, группа грунтов 1, перевозка грузов автомобилямисамосвалами грузоподъёмностью 10 т., устройство оснований толщиной 12 см под тротуары из кирпичного или известнякового щебня, устройство асфальтобетонных покрытий дорожек и тротуаров однослойных из литой мелкозернистой асфальтобетонной смеси толщиной 3 см); ремонт тротуарного покрытия (устройство подстилающих и выравнивающих слоёв оснований из щебня, устройство асфальтобетонных покрытий дорожек и тротуаров однослойных из литой мелкозернистой асфальтобетонной смеси толщиной 3 см); установка поребрика (разработка траншей экскаватором "обратная лопата" с ковшом вместимостью 0,25 м3, группа грунтов: 1, устройство подстилающих и выравнивающих слоёв оснований: из песка, установка бортовых камней бетонных, засыпка вручную траншей, пазух котлованов и ям, погрузо-разгрузочные работы при автомобильных перевозках: погрузка грунта растительного слоя (земля, перегной), перевозка грузов автомобилями-самосвалами грузоподъёмностью 10 т.); подъём ливневого колодца (замена люков и кирпичных горловин колодцев и камер).
В связи с тем, что в состав работ по ремонту дворовых территорий входит
не только замена верхнего слоя дорожного полотна, но и включён такой вид работ как расширение дворового проезда, установка бортовых камней, Заказчиком применены дополнительные требования для участника закупки опыта выполнения работ, предусмотренные п. 18 Постановления Правительства N 2571.
Кроме того, согласно п. 36 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) благоустройство территории представляет собой деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленную на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
На основании п.37 ст.1 ГрК РФ прилегающая территория - территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации.
Представитель Заявителя на рассмотрении жалобы не присутствовал, не
опроверг пояснения Заказчика.
При таких обстоятельствах довод жалобы не нашел своего
подтверждения.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком не установлены требования
согласно Указу N 252 "О применении ответных специальных экономических мер в связи с недружественными действиями некоторых иностранных государств и международных организаций" (далее-Указ N252).
Согласно ч.1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно п.12 ч.1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении
закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно пп. 11 п. 1 ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе при
применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.
Исчерпывающий перечень информации и документов, которые должна
содержать заявка на участие в конкурентном способе закупки, установлен ч.1 ст. 43 Закона о контрактной системе.
Согласно пп. "н" п.1 ч.1 ст. 43 Закона о контрактной системе для участия
в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать: документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 1 Указа N252 федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации, в своей деятельности исходить из того, что со дня вступления в силу настоящего Указа в отношении отдельных юридических лиц, физических лиц и находящихся под их контролем организаций применяются специальные экономические меры.
Согласно п.2 Указа N252 определено обеспечить применение следующих
специальных экономических мер:
а) запрет федеральным органам государственной власти, органам
государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации:
-совершать сделки (в том числе заключать внешнеторговые контракты) с
юридическими лицами, физическими лицами и находящимися под их контролем организациями, в отношении которых применяются специальные экономические меры (далее - лица, находящиеся под санкциями);
-исполнять перед лицами, находящимися под санкциями, обязательства по
совершенным сделкам (в том числе по заключенным внешнеторговым контрактам), если такие обязательства не исполнены или исполнены не в полном объеме;
-осуществлять финансовые операции, выгодоприобретателями по
которым являются лица, находящиеся под санкциями;
б) запрет на вывоз за пределы территории Российской Федерации
продукции и (или) сырья, производство и (или) добыча которых осуществляются на территории Российской Федерации, при условии, что такие продукция и (или) сырье поставляются в пользу лиц, находящихся под санкциями, и (или) лицами, находящимися под санкциями, в пользу иных лиц.
Комиссией Саратовского УФАС России установлено, что согласно
сведениям из ЕИС в Приложении N 4 к извещению об осуществлении закупки "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" Заказчиком не установлено требование о том, что участник закупки не должен являться юридическим или физическим лицом, в отношении которого применяются специальные экономические меры, в соответствии с Указом N 252.
Таким образом, действия Заказника, не установившего надлежащие требования к участникам закупки, нарушают требования п. 12 ч.1 ст. 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 18.07.2022 NИЭА1 на участие в закупке подано 5 заявок. Победителем закупки признан участник с индикационным номером заявки 11, предложивший наименьшую цену контракта- 10 877 176,76 рублей.
Присутствующий при рассмотрении жалобы представитель Заказчика пояснил, что при рассмотрении заявок участников Аукциона, все участники соответствовали требованиям, установленным в Указе N 252.
С учетом данных обстоятельств, Комиссия Саратовского УФАС России решила предписание об установлении допущенных нарушений не выдавать, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результат закупки.
Учитывая вышеизложенное и на основании, ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ИП Кремешковой Александрой Алексеевной на действия Заказчика МКУ МО город Балаково "Управление дорожного хозяйства и благоустройства" и Уполномоченного органа Администрации Балаковского муниципального района Саратовской области при проведении электронного аукциона N 0160300003222000198 "Ремонт дворовых территорий на территории г Балаково" обоснованной в части ненадлежащего установления требований к участникам закупки.
2. Признать в действиях Уполномоченного органа АдминистрацииБалаковского муниципального района Саратовской области нарушение п. 12 ч.1 ст. 42 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона N 0160300003222000198 "Ремонт дворовых территорий на территории г Балаково".
3. Предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать,поскольку выявленное нарушение не повлияло на результат закупки.
4. Передать материалы внеплановой проверки уполномоченномудолжностному лицу Саратовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 21 июля 2022 г. N 064/06/33-619/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.07.2022