Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России, Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии:
представителя общества с ограниченной ответственностью "А" -, действующего на основании доверенности N 22 от 18.07.2022 года (со сроком действия 1 (один) год до 18 июля 2023 года);
директора государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Республики Мордовия "Р" -, действующего на основании приказа Министерства образования Республики Мордовия N 164-к от 20.07.2011 года;
представителя государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Республики Мордовия "Р" - , действующей на основании доверенности N 385 от 21.07.2022 года;
представителя государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Республики Мордовия "Р" - , действующего на основании доверенности N 386 от 21.07.2022 года;
представителя государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Р" -, действующей на основании доверенности б/н от 16.05.2022 года;
рассмотрев 25 июля 2022 года жалобу общества с ограниченной ответственностью "А" (далее - ООО "А", Заявитель) на действия государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Республики Мордовия "Р" (далее - Заказчик), государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Р" (далее - Уполномоченное учреждение) при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0809500000322001566 на оказание услуг по организации питания обучающихся школьного возраста в ГБОУ РМ "Республиканский лицей" (далее - Конкурс), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 16.07.2022 года посредством функционала сайта единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) поступила жалоба от Заявителя на действия Заказчика.
С учетом соблюдения срока и порядка подачи жалобы, указанная жалоба принята к рассмотрению.
Уведомлением Мордовского УФАС России от 20.07.2022 года N486/22 рассмотрение жалобы назначено на 22.07.2022 года в 12 часов 00 минут.
В адреса подателя жалобы, заказчика и оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Кроме того, уведомление от 20.07.2022 года N486/22 о назначении дела N 013/06/42-468/2022 к рассмотрению размещено в ЕИС и доступно для всеобщего ознакомления.
22.07.2022 года для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения, руководствуясь пунктом 3.32 Административного регламента, в процессе заседания Комиссии Мордовского УФАС России объявлялся перерыв. В 15 часов 00 минут 25.07.2022 года рассмотрение жалобы продолжилось.
На заседании Комиссии установлено следующее.
Извещение N 0809500000322001566 о проведении Конкурса размещено государственным казенным учреждением Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" по заявке Заказчика на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 30.06.2022 17:32 (МСК).
Начальная (максимальная) цена контракта: 14 143 560,00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 18.07.2022 09:00.
Дата рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке: 20.07.2022.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 21.07.2022.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В силу пункта 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
1. В жалобе Заявитель указывает, что если учитывать объект закупки, то в качестве документов, подтверждающих квалификацию участника закупки подлежат исполненные договоры по организации питания обучающихся школьного возраста. К категории школьного возраста относятся обучающиеся 1-11 классов с возрастной категорией 7-18 лет. Однако в требованиях конкурсной документации, квалификация участника закупки определяется наличием у участника закупки опыта оказания услуг по организации питания обучающихся школьного возраста (возрастная группа 12-18 лет) в общеобразовательной организации. По мнению Заявителя данные расхождения не позволяют конкретизировать, какие именно исполненные договоры подлежат представлению для соответствия критериям участия в закупке, влекущее за собой ограничение количества участников закупки.
Заказчиком, Уполномоченным учреждением в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 106 Закона о контрактной системе, представлены возражения по доводу жалобы (вх.N573/22 от 21.07.2022 года, вх.N588-ЭП/22 от 22.07.2022 года), которые приобщены к материалам настоящего дела.
Изучив материалы дела, проанализировав содержание жалобы Заявителя, возражений Заказчика, Уполномоченного учреждения, заслушав пояснения представителя Заказчика, У исследовав имеющиеся в деле доказательства, в результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к следующему.
Из письменных возражений Заказчика следует, что согласно Устава ГБОУ РМ "Республиканский лицей для одаренных детей", прием граждан на обучение производится в 7-11 классы, что соответствует возрастной группе 12-18 лет. Данная возрастная группа является единственной возрастной группой обучающихся в Республиканском лицее. Среднесуточные наборы пищевой продукции для организации питания детей должны быть в соответствии с СанПин 2.3-2.4.3590-20, составление рациона для детей с 7 до 11 лет и с 12 лет и старше отличается. Среди обучающихся школьного возраста с 1-11 классы присутствует возрастная группа 12-18 лет. Расхождения в положениях конкурсной документации по вопросу о документах, подтверждающих наличие опыта оказания услуги, отсутствует.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации, а именно, Положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2021 года N 2604 (далее - Положение).
Согласно пункту 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Заказчиком, в соответствии с пунктом 24 Положения по критерию оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлен следующий показатель оценки:
- наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, с детализирующим показателем - общее количество исполненных участником закупки договоров.
Для оценки заявок по заданному показателю участники закупки представляют следующие документы:
- исполненный договор (договоры), на оказание услуг по организации питания обучающихся школьного возраста (возрастная группа 12-18 лет) в общеобразовательной организации;
- акт (акты) приемки оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров).
К оценке принимаются исключительно исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ. Последний акт, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок. Принимаются к оценке подтверждающие опыт выполнения работ документы в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением проектной документации (если проектная документация является приложением к таким документам). Такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
Как установлено Комиссией Мордовского УФАС России предметом закупки является оказание услуг по организации питания обучающихся школьного возраста в ГБОУ РМ "Республиканский лицей".
В соответствии с Уставом ГБОУ "Республиканский лицей для одаренных детей" в лицей принимаются на обучение граждане в 7-11 классы. Обучение детей в иных классах не предусмотрено. Данные положения подтверждаются справкой Министерства образования Республики Мордовия о распределении обучающихся по возрасту в Республиканском лицее.
Кроме того, на заседании Комиссии Мордовского УФАС России, представитель Заказчика пояснил, что положение конкурсной документации по применению критерия оценки не исключает подтверждение наличия у участника закупки опыта оказания услуги, связанного с предметом контракта, договором (договорами) на оказание услуг по организации питания обучающихся школьного возраста с 1-11 классы. Документация не предусматривает отклонение таких договоров.
Комиссия Мордовского УФАС России проанализировав положения конкурсной документации, установила, что предусмотренные в документации критерии и порядок их оценки не препятствуют участию в конкурсе, не предрешают исход закупки, не создают преимущества конкретному лицу.
Таким образом, с учетом вышеизложенного Комиссия приходит к выводу о том, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. По мнению Заявителя Заказчиком установлен перечень столово-кухонной посуды и оборудования, имеющиеся у Заказчика для передачи Исполнителю в безвозмездное пользование на период действия контракта. Однако, в приложенном списке отсутствует линия раздачи готовой продукции, состоящей из мармитов. В связи с чем невозможно определить, на какой из сторон договора лежит обязанность по приобретению необходимого для оказания услуг оборудования.
Согласно пункту 6.2 Проект контракта Заказчик обязан до начала оказания услуг передать в безвозмездное пользование по Акту приема-передачи (Приложение N6 к настоящему Контракту), а Исполнитель принять на срок исполнения Контракта, помещение для приготовления пищи, складские помещения (общая площадь помещений пищеблока - 198,2 м2), укомплектованные необходимой оборудованием, столово-кухонной посудой, мебелью и инвентарем.
На заседании Комиссии Мордовского УФАС России представители Заказчика пояснили, что перечень имеющегося и передаваемого оборудования, согласно Приложениям N 4 и N 5 Проекта контракта является достаточным для оказания услуг по контракту.
Пункт 6.4 проекта Контракта обязывает Исполнителя обеспечить место оказания услуг необходимой посудой, инвентарем, моющими и дезинфицирующими средствами.
Таким образом, Комиссия Мордовского УФАС России проанализировав пункты 6.2 и 6.4 проекта Контракта, приходит к выводу об отсутствии в них противоречий, поскольку данные положения не являются взаимоисключающими, дополняют друг друга.
В связи с вышеизложенным довод жалобы признается необоснованным.
3. Заявителем указано, что пункт 1.3.4. проекта Контракта невыполним для Исполнителя, поскольку противоречит нормам действующего СанПин 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения".
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно пункту 6.5 главы 6 "Требования к организации здорового питания и формированию примерного меню" Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.5.2409-08 примерное меню разрабатывается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, обеспечивающим питание в образовательном учреждении, и согласовывается руководителями образовательного учреждения и территориального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Однако данные положения утратили силу с 01 января 2021 года в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 г. N 1631.
В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами СанПин 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" в организации, в которой организуется питание детей, должно разрабатываться меню. Меню должно утверждаться руководителем организации. В случае привлечения предприятия общественного питания к организации питания детей в организованных детских коллективах в детских организациях, организациях отдыха детей
и их оздоровления, медицинских организациях, организациях социального обслуживания осуществляющих стационарное социальное обслуживание, меню должно утверждаться руководителем предприятия общественного питания, согласовываться руководителем организации, в которой организуется питание детей. В случае если в организации питания детей принимает участие индивидуальный предприниматель, меню должно утверждаться индивидуальным предпринимателем, согласовываться руководителем организации, в которой организуется питание детей. Меню должно разрабатываться на период не менее двух недель (с учетом режима организации) для каждой возрастной группы детей.
Согласно пункту 1.3.4 Проект контракта приготовление готовой пищи из поставляемых пищевых продуктов в соответствии с двухнедельными меню, с учетом сезонности, согласованными с Заказчиком и территориальным органом Роспотребнадзора и технологическими картами на каждое блюдо, согласованными с Заказчиком и территориальным органом Роспотребнадзора.
Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что указанное положение проекта контракта, в части требований согласования меню с территориальным органом Роспотребнадзора не соответствует СанПин 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения".
Таким образом, Заказчиком допущены нарушения пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, образующие признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе Комиссия Мордовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "А" на действия Государственного бюджетного образовательного учреждения Республики Мордовия "Р", государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Р" при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0809500000322001566 на оказание услуг по организации питания обучающихся школьного возраста в ГБОУ РМ "Республиканский лицей" обоснованной в части довода N 3, указанного в жалобе.
2. Признать действия Заказчика нарушением пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, а именно устранить требования, противоречащие СанПин 2.3-2.4.3590-20.
4. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 25 июля 2022 г. N 013/06/42-468/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.07.2022