Резолютивная часть решения оглашена "26" июля 2022 года.
В полном объеме решение изготовлено "28" июля 2022 года.
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Калужского УФАС России в составе:
Чуриков М.А. |
- председатель комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела Калужского УФАС России; |
Самохин С.А. |
- член комиссии, специалист-эксперт Калужского УФАС России; |
Умнова Ю.П. |
- член комиссии, главный специалист-эксперт Калужского УФАС России, |
при участии посредством видеоконференцсвязи: /_/,
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи обращение МП г. Обнинска Калужской области "Водоканал" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО "Единый консалтинговый холдинг" на основании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ООО "Единый консалтинговый холдинг" условий контракта, заключенного по результатам электронного аукциона N0137200001222000280, предметом которого является выполнение работ по разработке проектной документации на строительство станций очистки питьевой воды из артезианских скважин NN 74,1,65,66,63,2,7,79 Вашутинского водозабора муниципального предприятия г. Обнинска Калужской области "Водоканал",
УСТАНОВИЛА:
20.07.2022 г. в адрес Калужского УФАС России поступило обращение МП г. Обнинска Калужской области "Водоканал" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО "Единый консалтинговый холдинг" на основании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ООО "Единый консалтинговый холдинг" условий контракта, заключенного по результатам открытого аукциона в электронной форме N0137200001222000280, предметом которого является выполнение работ по разработке проектной документации на строительство станций очистки питьевой воды из артезианских скважин NN 74,1,65,66,63,2,7,79 Вашутинского водозабора муниципального предприятия г. Обнинска Калужской области "Водоканал".
В ходе рассмотрения указанного обращения МП г. Обнинска Калужской области "Водоканал" было установлено следующее.
1. 15.02.2022 г. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее также официальный сайт, ЕИС) размещено извещение N0137200001222000280 о проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по разработке проектной документации на строительство станций очистки питьевой воды из артезианских скважин NN 74,1,65,66,63,2,7,79 Вашутинского водозабора муниципального предприятия г. Обнинска Калужской области "Водоканал" (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта, согласно извещению о проведении электронного аукциона, составляла 13 398 136,93 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 24.02.2022 NИЭА1, единственная заявка ООО "Единый консалтинговый холдинг" признана соответствующей требованиям документации.
Согласно представленной информации, 09.03.2022 г. между МП г. Обнинска Калужской области "Водоканал" (далее-Заказчик) и ООО "Единый консалтинговый холдинг" (далее-Исполнитель), по результатам проведения вышеуказанного электронного аукциона, был заключен Государственный контракт N0137200001222000280 на проведение работ по формированию и постановке на кадастровый учет, по установлению местоположения границ земельных участков, исправлению выявленных в ходе проведения работ кадастровых ошибок в местоположении границ земельных участков и осуществлению государственного кадастрового учёта земельных участков на территории Брянской и Смоленской областей на сумму 13 398 136,93 руб. (далее - Контракт).
2. Исследовав документы и информацию, представленные в материалы дела, а также сведения, размещенные на официальном сайте Российской Федерации (www.zakupki.gov.ru) Комиссия Калужского УФАС России установила следующее.
2.1. Согласно части 8 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с требованиями части 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 13.2 контракта установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, на основании решения суда, в случае одностороннего отказа одной из сторон от исполнения контракта в случаях, когда такой отказ допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями контракта.
Согласно пункту 1.1 контракта Подрядчик обязуется в установленный настоящим Контрактом срок по заданию Заказчика выполнить работы по разработке проектной документации на строительство станций очистки питьевой воды из артезианских скважин NN 74,1,65,66,63,2,7,79 Вашутинского водозабора муниципального предприятия г. Обнинска Калужской области "Водоканал" (далее - Объект) согласно техническому заданию (Приложение N 1), графику выполнения работ (Приложение N2), являющихся неотъемлемой частью настоящего Контракта и сдать результат выполненных работ Заказчику, а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы в соответствии с условиями Контракта.
Дата начала выполнения работ Подрядчиком - с момента заключения Контракта, согласно п. 3.2. Контракта. Срок выполнения работ Подрядчиком - не позднее 25 июня 2022 года. Работы должны быть выполнены в соответствии с графиком выполнения работ (Приложение N 2).
Согласно пояснениям Заказчика, в нарушение п. 3.1. Контракта (о выполнении работ в соответствии с графиком выполнения работ) и п. 3.2. Контракта (о сроке выполнения работ), Подрядчик не исполнил свои обязательства по Контракту, что является нарушением существенных условий Контракта.
Срок выполнения работ истек 25 июня 2022 года, согласно п. 3.2. Контракта.
Подрядчик сообщил о невозможности исполнения им Контракта в соответствии с условиями Технического задания и предложил внести корректировки в Техническое задание. Предложения Подрядчика о корректировке Технического задания полностью изменяют технологию очистки и другие параметры Технического задания, таким образом, изменяют существенные условия Контракта. В соответствии с п. 1 ст. 95 Закона N44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, о чем Подрядчик был извещен.
В связи с этим Подрядчику направлялись претензии исх.N 1464 от 08.06.2022 г., N 1500 от 09.06.2022 г., N 1635 от 17.06.2022 г., N1679 от 27.06.2022 г. с предупреждением о необходимости соблюдения сроков выполнения работ.
В связи с тем, что ООО "Единый консалтинговый холдинг" не исполнило обязательства по контракту в установленный контрактом срок, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения вышеуказанного контракта.
В соответствии с частью 12.1. статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
07.07.2022 г. Заказчикам было сформировано, размещено и подписано решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в ЕИС.
07.07.2022 г. ООО "Единый консалтинговый холдинг" было надлежащим образом уведомлено об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 14 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 названной статьи.
В ходе рассмотрения обращения Заказчика о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО "Единый консалтинговый холдинг" доказательств тому, что ООО "Единый консалтинговый холдинг" в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранило нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, не представлено.
В связи с указанными обстоятельствами, 18.07.2022 г. решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу.
2.2. Согласно части 16 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Частью 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Частью 10 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 утверждены правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно подпункту б) пункта 13 раздела 3 Правил, по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр.
3. Согласно письменным пояснениям ООО "Единый консалтинговый холдинг", Общество своевременно приступило к исполнению контракта, в ходе исполнения контракта между Обществом и Заказчиком постоянно велась переписка.
Подрядчиком была разработана технология очистки воды согласно Техническому заданию к Контракту. В процессе разработки технологии очистки воды и анализа предоставленных Заказчиком сведений стало очевидно, что:
- предоставленных данных о качестве воды из скважин недостаточно для дальнейшего выполнения работ;
- выделенных энергомощностей недостаточно для функционирования станций водоподготовки;
- на выделенных под проектирование земельных участках невозможно расположить комплекс станций водоподготовки в соответствии с ТЗ;
- подобранная технология очистки воды в соответствии со "Справочником перспективных технологий водоподготовки и очистки воды с использованием технологий, разработанных организациями оборонно-промышленного комплекса, и учетом оценки риска здоровью населения" требует наличия канализационных сетей для утилизации стоков.
Письмом N10/22 от 17.03.2022 г. Подрядчик сообщал, что разработана технология очистки воды согласно Техническому заданию, и что она не может быть применима к существующим условиям проектирования (размер земельного участка, выделенные энергомощности и отсутствие системы утилизации стоков), что противоречит п.18 Технического задания.
Руководствуясь п. 4.4.8 Контакта и п. 1 ст. 719 ГК РФ, Подрядчиком работы были приостановлены до получения указаний от Заказчика.
Согласно статье 740 ГК РФ в обязанности заказчика входит создание подрядчику необходимых условий для выполнения работ.
В силу пункта 1 статьи 718 ГК РФ заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренном договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы.
В силу статьи 759 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации.
По состоянию на 25.06.2022 г., указания по возобновлению Контракта и предоставление запрашиваемых ранее исходных данных со стороны заказчика не поступало.
Письмом N49/22 от 18.05.2022 г. Подрядчиком повторно были запрошены исходные данные, которые ранее не были предоставлены, однако Заказчик в сроки, обусловленные Контрактом и письмами, встречных действий по представлению запрашиваемой документации в полной мере не исполнил.
Также необходимо отметить, что в ходе взаимодействия между Сторонами, Заказчику на регулярной основе давались разъяснения по ходу исполнения Контракта, а также поступали просьбы оказать содействие в разрешении спорных ситуаций, уведомления о невозможности исполнения Контракта.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу, что обстоятельства приостановки выполнения работ по контракту не зависели от Подрядчика и об их существовании Подрядчик не мог быть осведомлен до заключения Контракта.
Кроме того, Подрядчиком было разработано Техническое задание в соответствии с иной моделью очистки воды, что также свидетельствует о стремлении Подрядчика исполнить данный контракт.
Вышеуказанные обстоятельства, по мнению Комиссии Калужского УФАС России, свидетельствуют об отсутствии в действиях ООО "Единый консалтинговый холдинг" умысла по уклонению от исполнения указанного контракта.
Таким образом, в действиях ООО "Единый консалтинговый холдинг" недобросовестность не усматривается.
4. Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств.
Основным критерием при решении вопроса о включении или невключении поставщика в Реестр является недобросовестность такого поставщика.
При решении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков уполномоченный орган должен тщательным образом исследовать доказательства действительности намерения участника размещения заказа заключить и исполнить контракт, поскольку необоснованное включение участника в реестр существенно нарушает его права, необоснованное невключение - права как заказчика, так и неопределенного круга лиц.
Само по себе расторжение контракта не свидетельствует о наличии вины в действиях Исполнителя. При рассмотрении дела антимонопольный орган учитывает все обстоятельства, произошедшие в ходе исполнения контракта, а также изучает и принимает во внимание все документы, составленные в ходе исполнения контракта.
На основании вышеизложенного, с учетом обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения дела, Комиссия Калужского УФАС России недобросовестности в действиях ООО "Единый консалтинговый холдинг" не усматривает.
Таким образом, с учетом обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения обращения МП г. Обнинска Калужской области "Водоканал" о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений в отношении ООО "Единый консалтинговый холдинг" на основании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ООО "Единый консалтинговый холдинг" условий контракта, заключенного по результатам открытого аукциона в электронной форме N0137200001222000280, предметом которого является выполнение работ по разработке проектной документации на строительство станций очистки питьевой воды из артезианских скважин NN 74,1,65,66,63,2,7,79 Вашутинского водозабора муниципального предприятия г. Обнинска Калужской области "Водоканал", Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу об отсутствии оснований для включения сведений в отношении ООО "Единый консалтинговый холдинг" в реестр недобросовестных поставщиков.
По результатам рассмотрения обращения, с учетом конкретных обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения обращения, руководствуясь Порядком ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078), статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", решила:
Не включать в реестр недобросовестных поставщиков сведения в отношении ООО "Единый консалтинговый холдинг".
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии: __________ М.А. Чуриков
Члены Комиссии: __________ С.А. Самохин
__________Ю.П. Умнова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 28 июля 2022 г. N 040/06/104-621/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.07.2022