Комиссия Томского УФАС России по контролю законодательства о контрактной системе в сфере закупок, рассмотрению информации о включении в реестр недобросовестных поставщиков, в составе:
председателя Комиссии:
рассмотрев информацию (вх.N5053/1 от 18.07.2022), направленную в Томское УФАС России Томским центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды - Филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения "Западно-Сибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (далее - Заказчик) для рассмотрения вопроса о включении сведений в отношении ООО Компания "Сибирь" (ИНН7017341019) (далее Общество, Поставщик) на основании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ООО Компания "Сибирь" условий контракта, с целью включения сведений о нём в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Реестр), при участии посредством ВКС представителей Заказчика - Альниковой Т.В.(доверенность от 21.07.2022) и Волкова Ю.В. (доверенность N34-16/124 от 29.12.2022), при участие представителя Общества - Колегова А.А. (доверенность N1 от 10.01.2022),
УСТАНОВИЛА:
Заказчик представил в Томское УФАС России в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) сведения об Обществе для включения в Реестр.
Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта установила следующее:
30.12.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - (www.zakupki.gov.ru) (далее - ЕИС, Официальный сайт) размещено извещение об электронном аукционе "Поставка продуктов питания для ТДС Томского ЦГМС - филиала ФГБУ "ЗападноСибирское УГМС" на 2022 год" (извещение N 0365400000321000008) с начальной (максимальной) ценой 1250 357,86 руб.
Пунктом 1 статьи 525 ГК РФ предусмотрено, что поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.
28.01.2022 Заказчик и Общество заключили контракт N 0365400000321000008 (далее - Контракт).
Цена контракта: 210 300,59 руб.
Согласно статье 526 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд (далее - государственный или муниципальный контракт) поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
Согласно пункту 1.1 Контракта Поставщик обязуется передать в собственность продукты питания (далее - Товар) Заказчику в обусловленный настоящим Контрактом срок, согласно Спецификации (Приложение N 1 к настоящему Контракту) и Техническому заданию (Приложение N 2 к настоящему Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условия, предусмотренных настоящим Контрактом.
В соответствии с пунктом 3.1 Контракта товар поставляется Заказчику /Получателям партиями согласно срокам и этапам поставки (Приложение N 2 к настоящему Контракту) и в соответствии с условиями настоящего Контракта. Количество Товара в каждой партии определяется настоящим Контрактом (Приложение N 1 к Контракту).
Согласно 3.2 Контракта поставка Товара Поставщиком осуществляется по адресам поставки Товара, перечень которых указан в Приложении N 2 к настоящему Контракту.
Сроки (этапы) поставки:
- ориентировочно с 20.01.2022 г. по 28.02.2022 г. (для ТДС Майск).
- ориентировочно с 20.05.2022 г. по 20.06.2022 г. (для ТДС Ванжиль-Кынак, Напас, Усть-Озерное).
Конкретная дата поставки согласовывается сторонами.
В соответствии со статьей 518 ГК РФ покупатель (получатель), которому поставлены товары ненадлежащего качества, вправе предъявить поставщику требования, предусмотренные статьей 475 настоящего Кодекса, за исключением случая, когда поставщик, получивший уведомление покупателя о недостатках поставленных товаров, без промедления заменит поставленные товары товарами надлежащего качества.
В силу пункта 2 статьи 523 Гражданского кодекса РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
-поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
-неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Поставщиком не выполнен 2 этап поставки товара согласно пункту 3.2 Контракта.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В силу пункта 11.2 Контракта расторжение настоящего Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения настоящего Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. При этом факт подписания Сторонами соглашения о расторжении настоящего Контракта не освобождает Стороны от обязанностей урегулирования взаимных расчетов.
04.07.2022 - Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона 44-ФЗ В случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
04.07.2022 - Заказчик разместил решение в ЕИС.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта получено Обществом 04.07.2022.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Датой вступления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в законную силу является 14.07.2022.
Согласно части 4 статьи 104 Закона 44-ФЗ Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
18.07.2022 - Заказчиком в Томское УФАС России направлена информация (вх.N 5053/1 от 18.07.2022) для рассмотрения вопроса о включении сведений об ООО Компания "Сибирь" в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с односторонним отказом от исполнения Контракта.
Сроки направления информации об Обществе в Томское УФАС России, установленные частью 4 статьи 104 Закона 44-ФЗ Заказчиком не нарушены.
На заседании Комиссии представитель Общества пояснил, что сроки (этапы) поставки определены ориентировочно с 20.01.2022 г. по 28.02.2022 г. (для ТДС Майск) и с 20.05.2022 г. Ванжиль-Кынак, Напас, Усть-Озерное). Конкретная дата поставки с согласовывается сторонами. Однако конкретная дата, время и место поставки товара согласованы не были. Первый этап поставки товара выполнен в срок.
Поставщику стало известно о заявке на 24.05.2022 только в день поставки от сотрудников другой компании (ООО "СТК"). В день поставки товара Общество не успело организовать поставку из-за поломки имеющегося в распоряжении свободного транспорта, что позже было сообщено Заказчику. Каких-либо уведомлений, направленных в адрес Общества о дате, месте и времени поставки товара Поставщик не получал.
Заказчик на заседании Комиссии пояснил, что 2 заявка была направлена 18.05.2022 на электронную почту "stkompany@yandex.ru", которая не указана в Контракте. Направлять заявки на указанную почту попросил сотрудник ООО Компании "Сибирь". Доказательств данного факта не представлено.
Согласно пункту 13.3 Контракта все сообщения, требования, замечания или уведомления Сторон по настоящему Контракту направляются с использованием курьерской доставки одной из Сторон под расписку о вручении либо с использованием почтовой связи заказным письмом с уведомлением о вручении по адресам Сторон, указанным в разделе 14 настоящего Контракта, либо с использованием электронной почты на электронные адреса, указанные в разделе 14 настоящего Контракта, либо с использованием факсимильной связи. В Контракте указана электронная почта "y081113@mail.ru".
Комиссия Томского УФАС России приходит к выводу, что направление заявки на электронную почту ООО "СТК" не является надлежащим уведомлением ООО Компании "Сибирь" о необходимости поставки товара.
Таким образом в действиях ООО Компания "Сибирь" не усматриваются признаки недобросовестного поведения при исполнения Контракта. Поставщик совершал действия, направленные на исполнения Контракта, а именно поставщиком исполнен один этап из двух. В связи с несвоевременным уведомлением Поставщика о дате и месте поставки, Поставщик не смог поставить данный товар по настоящему Контракту. Доказательства, неоспоримо свидетельствующие об умышленном неисполнении Контракта ООО Компания "Сибирь" в материалах дела отсутствуют.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 99 Закона 44-ФЗ Федеральная антимонопольная служба является органом, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок. Контроль в сфере закупок осуществляется в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой публичной ответственности установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения закупок. При этом, включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, являющееся правовым последствием установления факта уклонения от исполнения контракта, по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в уклонении от исполнения контракта.
Включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений.
Как мера публичной ответственности такое включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в ч. 1 ст. 1 Закона 44-ФЗ, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Антимонопольный орган не должен ограничиваться формальным установлением факта расторжения государственного контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения информации о заявителе в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контакта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Ни Закон 44-ФЗ, ни Постановление Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" не содержат безусловной обязанности антимонопольного органа включать представленные ему сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра, установлены Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила).
Комиссия, изучив и проверив предоставленную информацию и документы, пришла к выводу о возможности не включения сведений об ООО Компания "Сибирь" (ИНН 7017341019).
Руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 104 Закона 44-ФЗ, Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения об Обществе с ограниченной ответственностью Компания "Сибирь" (адрес: 634057, г. Томск, ул. Карла Ильмера, 10/3,119) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 22 июля 2022 г. N РНП-70-90-22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.07.2022