Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителя СПб ГБУЗ "Детская городская поликлиника N 49" Пушкинского района (далее - Заказчик): надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии УФАС,
при участии представителей ООО "Твой Дом СПб" (далее - Участник, Поставщик): Веретенникова А.Д. по доверенности, Павлюченко Т.А. по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 18539-ЭП/22 от 15.07.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку бумаги для офисной техники для нужд государственных бюджетных учреждений здравоохранения Пушкинского района Санкт-Петербурга в 2022 году (извещение N 0372200052121000162),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 07.12.2021 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку бумаги для офисной техники для нужд государственных бюджетных учреждений здравоохранения Пушкинского района Санкт-Петербурга в 2022 году (извещение N 0372200052121000162) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 734 800,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 21.12.2021 N 92792 победителем Аукциона признано ООО "Твой Дом СПб".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Твой Дом СПб" заключен государственный контракт N 0372200052121000162 от 10.01.2022 на сумму 459 249,97 рублей (далее - Контракт), по условиям которого Участник обязался поставить бумагу для офисной техники (далее - Товар).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 12.2 Контракта предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила,что 01.07.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Твой Дом СПб" в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по Контракту.
Из представленных Заказчиком документов Комиссия УФАС установила следующее.
В соответствии с п. 3.1. Контракта сроки поставки: в течение 5 календарных дней после направления заявки Заказчиком. Заявка была подана заказчиком письмом N 582 от 18.04.2022, то есть Товар должен был быть поставлен не позднее 23.04.2022, Товар в указанный срок поставлен не был.
Заказчик направлял Поставщику претензию от 04.05.2022 N 669 с требованием поставки Товара в срок не позднее 06.05.2022, Товар в указанный срок поставлен не был.
Заказчик констатирует неоднократное нарушение Поставщиком сроков поставки.
Письмом от 01.06.2022 N 333 Поставщик сообщил об отказе поставки Товара, указав причину: увеличение отпускной цены на офисную бумагу у заводов-производителей.
Указанная Поставщиком причина не поставки Товара не является обстоятельством непреодолимой силы и не освобождает Поставщика от ответственности за полное или частичное неисполнение своих обязательств по Контракту.
В связи с вышеизложенным, на основании п. 12.2. Контракта, 01.07.2022 Заказчик принял решение в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик представил документы и сведения, согласно которым, он направил решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по почте заказным письмом с уведомлением о вручении ООО "Твой Дом СПб" и разместил на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Дополнительная информация о закупках, контрактах", что свидетельствует о нарушении Заказчиком порядка уведомления Участника об одностороннем отказе от исполнения контракта, предусмотренного ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 14.07.2022.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
На заседании Комиссии УФАС представители ООО "Твой Дом СПб" пояснили следующее.
Участник планировал исполнить Контракт в полном объеме согласно условиям Контракта. Исполнение данного Контракта являлось обычной хозяйственной деятельностью, так как начиная с 2021 года Участником было успешно выиграно и исполнено более 150 государственных контрактов в срок, без штрафов и пени.
ООО "Твой Дом СПб" выполнило поставку по первой заявке Заказчика 22.01.2022 в количестве 1 50 пачек., по второй заявке Заказчика 19.02.2022 в количестве 150 пачек. Оставшаяся сумма к исполнению - 993 417,72 рублей.
Участник мог приобрести офисную бумагу марки А для исполнения Контракта 30.03.2022 на сумму 1 835 600,00 рублей., 20.04.2022 Участник мог приобрести офисную бумагу марки А для исполнения Контракта на сумму 1 182 550,00 рублей. На момент расторжения контракта - 1 142 308,00 рублей.
В декабре 2021 года Участник осуществил отгрузку порядка 52 000 пачек в адрес 38 государственных заказчиков, в январе 2021 года - 60 000 пачек бумаги в адрес 77 заказчиков, в феврале - 90 000 пачек в адрес 141 заказчика.
Для исполнения взятых на себя обязательств ООО "Твой Дом СПб" была проведена работа по формированию стабильных каналов поставки с двух заводов: НПАО "Сильвамо Корпорейшн Рус" и ООО "Монди Сыктывкарский ЛПК" через официальных дистрибьюторов: Комус, Формат, Финсиб, Европапир, Фарм.
Работа была построена таким образом, что изменения цен происходили в плановом режиме, Участник не мог их предвидеть на дистанции до полугода. Изменение цен не было существенным, не влияло на исполнение контрактов.
В феврале 2022 года Участник столкнулся с дефицитом офисных бумаг марок А и В, поэтому исполнение контрактов не всегда было возможно в начале регламентированного срока. В связи с этим, был разработан график поставок таким образом, чтобы исполнить все государственные контракты в регламентированный срок.
Начиная с марта 2022 года произошел резкий скачок цен на офисную бумагу всех марок, временно Участник не мог приобрести бумагу марок В и А. Цена на бумагу марки С доходила до 800 рублей за пачку. Данная ситуация связана с тем, что в адрес крупнейшего производителя офисной бумаги на территории Российской Федерации НПАО "Сильвамо Корпорейшн Рус" финская компания Kemira остановила поставки отбеливателя, что в свою очередь вызвало дефицит на рынке офисной бумаги.
По состоянию на 09.03.2022 у Участника в исполнении находилось более 250 государственных контрактов на поставку офисной бумаги, преимущественно по г. Санкт-Петербургу. Невозможность исполнять взятые на себя обязательства в равной мере относится к каждому из этих контрактов.
31.03.2022 Участник направил запрос в Торгово-промышленную палату (далее - ТПП) о выдаче заключения о наступлении форс-мажора. Было получен ответ, что ТПП приостановила рассмотрение и выдачу заключений на неопределенный срок.
01.04.2022 Участник направил письмо уполномоченному по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге Абросимову А.В. с просьбой посодействовать в разрешении сложившейся ситуации. Полученный ответ подтвердил наше понимание сложившейся ситуации, что нормативно-правовая база не позволяет изменять существенные условия контрактов, что надо совместно с заказчиком находить решение сложившейся ситуации.
На основании изложенного, Участник ходатайствовал о не включении ООО "Твой Дом СПб" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку до заключения Контракта и исполнения обязательств по нему Участник не мог предвидеть изменения в международной политической обстановке и применения в отношении России санкций, что повлекло невозможность поставки товара, требуемого Заказчику..
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что со стороны ООО "Твой Дом СПб" предпринимались все необходимые действия как для исполнения обязательств по Контракту, так и для устранения обнаруженных Заказчиком недостатков, а включение ООО "Твой Дом СПб" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ООО "Твой Дом СПб" (ИНН: 7805626019) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 21 июля 2022 г. N РНП-78-909/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.07.2022